Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика и организационные принципы построения налоговой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ, ОЦЕНКА ЕЩЁ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И он ПУТИ ЕЕ он СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

2.1 Анализ форм еще отчетности федеральной еще налоговой службы он России за 2013 — 2015 г.г.

Обеспечение полного и еще устойчивого сбора еще налогов и других он обязательных платежей еще является важнейшим он требованием для он стабильного и эффективного еще функционирования налоговой он политики государства. Для более он полного изучения он налоговой политики еще необходимо рассмотреть, еще проанализировать и оценить он формы отчетности он федеральной налоговой он службы России. В рамках данной он курсовой работы он будут рассмотрены еще такие формы, он как 1-НОМ и 1-НМ.

Поступление налогов, еще сборов в консолидированный он бюджет Российской еще Федерации по еще основным видам он экономической деятельности и еще их структура еще за 2013-2015 года еще представлены в приложении А. Из данных еще таблицы А.1 видно, что он наибольшая величина он поступлений в течение еще всего рассматриваемого еще периода приходится еще на добычу он полезных ископаемых, еще причем налоговые еще поступления по еще данному виду он деятельности ежегодно он увеличиваются. При этом еще максимальное значение он данного показателя в еще отраслевой структуре он наблюдается в 2015 году (31,3%), еще минимальное - в 2013 году (28,9%), он что позволяет он сделать вывод он не только о еще стабильности данного он вида экономической еще деятельности, но и о еще его развитии, еще обусловленным высоким он природно-ресурсным он потенциалом страны.

Следующей по еще величине отраслью он выступают обрабатывающие еще производства. По данным он таблицы также он наблюдается ежегодное он увеличение налоговых еще поступлений по он данному виду он деятельности. Однако увеличение он данного показателя еще не столь еще значительно: в период с 2013 еще по 2015 года еще произошло увеличение в он размере 337 млн. руб., которое нельзя он назвать большим он по сравнению с он увеличением поступлений он от добычи еще полезных ископаемых, он которое составило 1 022 еще млн. рублей. Максимальное значение в еще структуре обрабатывающие еще производства достигают в 2013 он году (18,9%), что он говорит о снижении он активности в данном еще виде деятельности.


Существенными являются и он поступления от еще операций с недвижимым он имуществом, аренды и он предоставления услуг. В 2013 году данный еще вид деятельности еще являлся третьим он по величине, и в еще последующие годы еще его увеличение еще составило: в абсолютном он выражении - 372 535 589 рублей, в еще относительном - 1%; однако еще уже в 2014 году он третьим по он величине показателем еще становится оптовая и еще розничная торговля, он ремонт автотранспортных он средств и прочие еще виды деятельности. Данный показатель еще увеличился за еще год более еще чем в два еще раза и значительно он повлиял на он структуру: доля еще оптовой и розничной он торговли в 2013 году он составляла 5,2%, а в 2015 году - 11,1%. еще Основной вклад еще поступлений в данной еще отрасли вносят он ООО "Икея еще Дом" (розничная еще торговля мебелью и еще товарами для он дома), ООО "еще Метро Кэш он энд Керри" (он оптовая торговля еще пищевыми продуктами), "еще Леруа Мерлен" (еще розничная торговля он строительными материалами), он открывшиеся во он многих городах еще России в 2012-2013 годах.

Остальные показатели он находятся в пределах он от 0,03%: сельское еще хозяйство, охота и еще лесное хозяйство, еще гостиницы и рестораны, еще рыболовство и рыбоводство, еще налоги и сборы, он не распределенные еще по кодам он ОКВЭД, остальные еще виды экономической еще деятельности, так он же сведения он по физическим он лицам, не он относящимся к индивидуальным еще предпринимателям и не еще имеющим код он ОКВЭД.

Таким образом, еще можно выделить он следующие виды он экономической деятельности, еще поступления от еще которых занимают он значительную часть он доходов бюджета:

  1. он добыча полезных он ископаемых;
  2. обрабатывающие он производства;
  3. операции с он недвижимым имуществом, он аренда и предоставление он услуг;
  4. оптовая и еще розничная торговля, он ремонт автотранспортных он средств и прочее.

Проведем анализ еще начислений и поступлений еще налогов, сборов и еще иных обязательных он платежей в доходы еще федерального бюджета еще Российской Федерации еще за 2013-2015 года еще для дальнейшего еще сравнения представленным еще выше анализом еще отраслевых налоговых еще поступлений в консолидированный он бюджет РФ.

Наибольшая доля он поступлений в течение он всего рассматриваемого еще периода приходится он на налоги, еще сборы и регулярные еще платежи за еще пользование природными еще ресурсами, максимальная еще величина по он которым составляет 3 181 еще млн. руб. (2015 г.). При этом еще разница между еще начисленными к уплате еще налогами и налогами, он поступившими в бюджет, в 2014 еще году снизилась еще по сравнению с он предыдущим годом он на 12 млн. руб., при увеличении он их поступления, еще однако, в 2015 году он недоимка по еще данному виду он налога возросла еще до 55 млн. руб.


Важно отметить, он что несмотря он на то, что еще наибольшая доля он поступлений приходится он на налоги, он сборы и регулярные он платежи за он пользование природными он ресурсами, на еще протяжении периода с 2013 еще по 2015 года, он наибольший размер он начисленных к уплате он поступлений приходился он на налог он на товары (он работы, услуги), он реализуемые на он территории РФ, что он говорит о высоком он уровне недоимок он по данному еще виду налога. Это подтверждается он данными таблицы Б.1: в течение всего он периода разница еще между поступившими он денежными средствами и еще начисленными к уплате еще по данному еще налогу является еще второй по еще величине среди еще всех представленных в он отчетности налогов. Тем не еще менее, налог он на товары, он реализуемые на еще территории РФ, является он вторым по он величине поступлений. Так, его он максимальное значение еще составило 2 976 млн. руб. в 2015 году

Не еще менее значимые еще поступления обеспечивают он налоги на он прибыль и доходы: 491 еще млн. руб. (2015 г.). По данному еще виду можно еще отметить большую еще разницу между он начисленными к уплате он налогами и поступившими, он которая составляет 2 136 749 512 еще руб. Нужно подчеркнуть, еще что недоимка он по данному он налогу в течение он всего периода он является наиболее он значительной среди еще всех других он видов.

Следующими по еще величине являются еще налоги на еще товары, ввозимые он на территорию еще РФ из еще республики Беларусь и еще Казахстан. Поступления по еще этим налогам он являются возрастающими, и еще достигают максимального еще размера так он же в 2015 году, и еще составляют 148 млн. руб.

На небольшую еще величину отличаются он налоги на он добавленную стоимость он на товары, еще ввозимые на он территорию РФ. Разница между еще НДС и налогами еще на товары, он ввозимыми на он территорию РФ еще из республики он Беларусь и Казахстан еще составляет 6,5 млн. руб.

Остальные виды еще налогов значительно он меньше вышеперечисленных, он однако они он являются не он менее важными в еще общей структуре он налогов, сборов и он иных обязательных еще платежей, поступающих в он доходы федерального еще бюджета РФ.

Выделим налоги, еще сборы и иные он обязательные платежи, он достигшие наибольшего еще значения среди он остальных:

  1. налоги, он сборы и регулярные он платежи за еще пользование природными еще ресурсами;
  2. налоги он на товары, он реализуемые на он территории РФ;
  3. налоги он на прибыль, еще доходы;
  4. налоги еще на товары, он ввозимые на еще территории РФ еще из республики он Беларусь и Казахстан.

Анализ начислений и он поступлений налогов, он сборов и иных он обязательных платежей в он доходы федерального еще бюджета подтверждает еще данные, полученные еще при анализе еще отраслевых налоговых еще поступлений в бюджет. Согласно анализу еще форм отчетности 1-он НОМ и 1-НМ, наибольшие еще поступления в бюджет еще обеспечивает такой он вид деятельности, он как добыча он ископаемых и соответствующий он вид налога; еще значимую роль еще так же еще занимает обрабатывающее еще производство, а также он операции с недвижимым он имуществом, аренда и он предоставление услуг, еще облагаемые налогом он на прибыль, он доходы; а также еще оптовая и розничная он торговля, ремонт еще автотранспортных средств и еще прочие виды еще деятельности, и соответствующий еще налог на еще товары, реализуемые он на территории РФ[24].

еще Как видно еще из результатов он проведенного анализа, он высокий уровень он налогообложения характерен он для эффективных еще отраслей, что еще свидетельствует о дискриминационном еще характере государства к еще предприятиям рентабельных он отраслей. Это приводит к еще тому, что еще самые эффективные он предприятия не еще заинтересованы в расширении он объемов своей он легальной деятельности и еще увеличении рабочих еще мест, а стремятся к еще дроблению бизнеса и еще применению различных он схем ухода еще от налогообложения, еще вплоть до еще перехода в теневой он сектор.

2.2 Разработка проблем и он оценка перспектив он налоговой политики РФ

еще Формирование основных он направлений налоговой еще политики Российской он Федерации осуществляется с он целью составления он проекта федерального он бюджета на он очередной финансовый еще год и двухлетний еще плановый период, и еще материалы Основных еще направлений следует еще учитывать как он при планировании он федерального бюджета, еще так и при он подготовке проектов еще бюджетов субъектов он Российской Федерации и еще бюджетов муниципальных еще образований[25].

Для еще построения перспектив он налоговой политики еще РФ следует еще выделить проблемы еще не только в он области налогового еще планирования, но он также и в области еще бюджетного планирования. Для этого еще рассмотрим Основные он направления налоговой и он бюджетной политики он на 2016 год и еще планируемый период 2017-2018 гг.


В связи с тем, он что прогнозы он социально-экономического он развития Российской еще Федерации, применяемые еще для формирования еще налоговой и бюджетной он системы, подвергались он существенной корректировке еще как по он причине изменения он основных тенденций еще развития экономики, еще так и в связи с еще необходимостью подготовки он более реалистичных он оценок, используемых еще для расчетов еще прогнозов и перспектив, он можно говорить о он наличии недостатков в он налоговой политике.

Стоит отметить, он что причины еще ухудшения значений он основных макроэкономических он параметров, обусловлены он геополитической напряженностью в еще связи с ситуацией он вокруг Украины: он ужесточение санкций в он отношении отдельных он субъектов экономических он отношений и целых еще отраслей российской он экономики, финансовой он инфраструктуры, негативно он влияют на еще динамику ВВП.

В соответствии с Основным он направлениям налоговой еще политики Российской еще Федерации, анализ еще уровня и динамики он налоговых доходов он бюджетной системы он РФ является еще важным с точки еще зрения общей еще конструкции налоговой еще системы, поскольку еще позволяет показать, он что с ее еще помощью следует он сглаживать колебания еще доходов, что еще требует настройки еще налоговой системы и еще различных подходов к он налогообложению в различных он секторах экономики.

Анализ, проведенный в он пункте 2.1, а также анализ еще Основных направлений он налоговой политики еще позволяет выделить он ряд проблем, он существующих в налоговой еще политике:

  1. 1) сильная еще зависимость бюджета он страны от он нефтегазовой добычи еще полезных ископаемых. Согласно Основным еще направлениям данный еще вид налога он формирует около он трети от еще величины налоговых еще изъятий в ВВП;
  2. он снижение уровня еще доходов от еще следующих видов еще налогов:

налог еще на доходы еще физических лиц (еще снижение составило 0,07% еще ВВП);

налог еще на прибыль он организаций (2,76% ВВП);

3) он противоречивость налоговой еще политики: на 2015 еще год было еще принято решение он не повышать еще ставки акцизов еще на алкогольную он продукции; начиная с 2016-2017 гг. предусмотрено повышение еще ставок акцизов еще на отдельные он товарные группы. Схожая ситуация еще наблюдается при еще анализе ставок он акцизов на он табачную продукцию: с 2008 он года минимальная он ставка акциза он была увеличена еще более чем в 7 еще раз.

4) анализ и сопоставление еще показателей налоговой еще нагрузки в разных он странах, приведенный в он Основных направлениях, еще показывает, что он уровень налоговой он нагрузки в экономике он России (по он данным МВФ) он выше, чем в он странах БРИКС и он Евразийского экономического он союза. Данный факт он свидетельствует о том, еще что российская он налоговая система еще менее конкурентоспособна, он чем в указанных он странах.