Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика и организационные принципы построения налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения
1.2 Нормативно — правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации
1.3 Налоговая политика еще как инструмент он государственного регулирования еще экономики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ, ОЦЕНКА ЕЩЁ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И он ПУТИ ЕЕ он СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Анализ форм еще отчетности федеральной еще налоговой службы он России за 2013 — 2015 г.г.
2.2 Разработка проблем и он оценка перспектив он налоговой политики РФ
Одним из еще важнейших принципов еще регулирования экономики еще является то, что еще государственная финансовая, еще кредитная и налоговая он политика должны он способствовать экономическому он росту и социальной он стабильности. В связи с этим он налоговая политика он является одной он из наиболее он острых проблем он современного государства, а еще ее разработка он требует решения еще все более еще сложных задач[17].
В еще экономической литературе он находит отражение он развитие методов и он моделей государственного он регулирования, среди еще которых наиболее еще часто ученые он выделяют:
- либеральную он модель, при еще которой правительства он отдельных стран он влияют на еще экономические субъекты в он минимально необходимых он пределах, требуемых он для поддержания еще социального и экономического еще порядка. При этом в еще остальном они еще полагаются на еще законы рыночного он развития. "Объем налоговых он изъятий устанавливается еще на том он минимальном уровне, еще который способен еще обеспечить государство он финансовыми ресурсами, он достаточными для он выполнения присущих он ему функций";
- он планово-административная он модель, при он которой государственное он регулирование является он жестким: большинство еще предприятий принадлежит он государству. Роль налоговой еще политики минимальна. В бюджет изымается, он как правило, он основная часть он прибыли юридических он лиц;
- модель еще ускоренного развития, он предполагающая руководящую он роль правительства он только в отношении он тех отраслей, у он которых имеется еще значительный потенциал еще роста. Модель подразумевает он большое количество он целевых налоговых он льгот, призванных он повысить эффективность еще политики, а так еще же использование еще прогрессивной шкалы он подоходного налога, еще позволяющее переносить еще тяжесть налогового еще бремени.
Все три он модели сходны в еще одном - важную он роль в каждой еще из них еще играет государственное он регулирование экономики и еще налоговая политика он как его он составная часть[18]. он Каково же он место налоговой еще политики в системе еще государственного регулирования?
Изучение опыта он построения и функционирования он систем налогообложения еще дает возможность еще выделить два еще основных подхода, с он разных сторон еще дающих обоснование он места и роли еще налоговой политики в еще системе государственного он регулирования (таблица 4):
1) он кейнсианский подход он государственного регулирования;
2) еще неоклассическая концепция еще формирования налоговой он политики.
Таблица 4 - Место и он роль налоговой он политики в системе он государственного регулирования
еще Кейнсианская теория |
Неоклассический подход |
налоговые инструменты он направлены на он обеспечение использования он всех факторов он производства, устранение он возникающих диспропорций еще между объемом еще производства и платежеспособным еще спросом |
использование налогов еще как инструмента он изъятия излишка он денег из еще обращения |
налоги: в условиях еще подъема - увеличиваются; в еще условиях спада - еще сокращаются |
снижение ставок еще влечет за он собой увеличение еще доходов хозяйствующих он субъектов, а значит и он рост сбережений и еще инвестиционной активности |
прогрессивная система еще налогообложения; инвестиционные он льготы для он отраслей, являющихся он основой для еще дальнейшего развития. |
низкие налоговые еще ставки; пропорциональное он налогообложение. |
Таблица составлена еще автором на еще основе источников.
При проведении он анализа налоговой он политики государства в он экономической литературе он большое внимание он уделяется целям, он на которые еще ориентирована формируемая он система налогообложения, и еще структуры используемых он элементов. Можно выделить еще две тенденции: он для стран с он низким уровнем еще развития и высоким он уровнем развития[19].
он Так, структура он налогообложения в странах с он низким уровнем он развития экономики он имеет следующие еще черты:
- основная еще доля поступлений он связана с налогообложением еще товаров внутреннего еще производства и внешнеторговых еще операций. Доля таких еще доходов в структуре еще налоговых поступлений еще составляет около 70%, он при этом он на поступления он от импортных еще сделок приходится еще свыше 40%;
- уровень он подоходного налогообложения еще юридических лиц еще превышает налоговую еще нагрузку физических еще лиц. В целом, на еще ее долю еще приходится 25% налоговых еще поступлений.
Отличие структуры он налогообложения стран с еще высоким уровнем еще развития состоит в еще низкой доле он налогов по еще внешнеэкономическим сделкам. При этом еще высокая доля еще приходится на он налоги с физических он лиц и отчисления, он поступающие в соответствии с еще программами социального еще страхования[20].
По он мнению В.Г. Панскова, вне он зависимости от он уровня развития он страны, для он достижения наибольшего он эффекта от еще проводимой налоговой еще политики следует он менять не он долю налогов, а он применять целевые он льготы, так он как они "он гарантируют государству он практически 100% использование еще вливаемых в экономику еще финансовых ресурсов еще на цели он им преследуемые".
он Поэтому, согласно еще мнению В.Г. Панскова, снижение еще налоговых ставок и он освобождение от он уплаты налога он должны применяться, он как правило, в еще тех случаях, он когда основная он цель - снижение еще налоговой нагрузки он на экономику. Причем государство еще должно четко он осознавать, что в он этом случае еще только часть еще полученной экономии еще будет направлена он налогоплательщиками на он инвестиции или он инновационное развитие. Вместе с тем, еще государство может и он должно получить еще гарантированный экономический еще эффект как он при любой он другой форме он предоставления налоговых он преференций[21].
Помимо он применения целевых он льгот, важно еще место занимает и он такой инструмент он государственного налогового он регулирования, как он налоговые санкции, еще применяющиеся за он ненадлежащее выполнение еще обязательств перед он бюджетом или он внебюджетными фондами. Они не он только обеспечивают еще исполнение налогового еще законодательства, но еще также ориентируют еще хозяйствующие субъекты еще на использование в он своей деятельности он более эффективных еще форм хозяйствования.
Формирование налоговой еще базы также еще является серьезным он инструментом налоговой еще политики государства, еще поскольку от он этого зависят еще увеличение или еще уменьшение налоговых он обязательств различных он категорий налогоплательщиков. Это создает он дополнительные стимулы он или, наоборот, еще ограничения для он расширения производства еще или инвестиционных он проектов и соответствующего еще роста (снижения) он экономического развития.
Так, по он мнению авторов, в он условиях рыночных еще отношений налоговая еще система является еще не только он финансовым источником еще для реализации он государством свих он функций, но и еще основой механизма он государственного регулирования еще экономики. Однако эффективное он функционирование всего он хозяйственного комплекса еще страны во он многом зависит еще от того, он насколько грамотно и еще обоснована ее еще налоговая система, а он также налоговая еще политика, как он составная часть он налоговой системы.
Необходимо отметить, еще что при еще разработке налоговой он политики важно он учитывать мнение еще всех сторон еще налоговых отношений. С одной стороны, еще это стремление он субъектов экономики к он минимизации налогов, а с он другой - интересы еще государства. Для продуманной он налоговой политики он одним из еще самых важных он моментов является еще правильное определение еще оптимального размера еще налогового бремени. Для этого он необходимо провести еще серьезную аналитическую еще работу по он достижению компромисса еще между государством и еще налогоплательщиком.
Таким образом, он можно сказать, он что в налоги, он как и вся он налоговая система, он являются мощным еще инструментом управления он экономикой в условиях еще рынка. Устанавливая налоги, еще субъекты и объекты еще налогообложения, налоговые он базы, ставки он налогов, льготы и он санкции, изменяя еще условия налогообложения, он государство стимулирует еще предпринимательскую деятельность в он одних направлениях и еще дестимулирует в других, еще исходя из он общенациональных интересов. От успешного он функционирования налоговой еще системы во он многом зависит еще результативность применяемых он экономических решений. Применение налогов еще является одним он из экономических еще методов управления и еще обеспечения взаимосвязи еще общегосударственных интересов с он коммерческими интересами еще предпринимателей, предприятий еще независимо от он ведомственной подчиненности, он форм собственности и еще организационно - правовой он формы предприятия. С помощью налогов он определяются взаимоотношения еще предпринимателей, предприятий еще всех форм он собственности с государственными и он местными бюджетами, с еще банками, а также с еще вышестоящими организациями. Налоговая политика еще государства отражает еще тип, цель и еще степень государственного еще вмешательства в экономику и он изменяется в зависимости он от ситуации в еще ней.
Рассмотрев в данной еще главе различные еще подходы к определению еще понятия налоговой еще системы, можно он прийти к выводу, еще что налоговая он система представляет он собой совокупность еще налогов разных он уровней, функционирующих он на единых он принципах, формах и еще методах их он установления, изменения и он прочих действий, он включающая так он же меры еще привлечения к ответственности еще за нарушения еще законодательства.
Классическими принципами, еще присущими налоговой еще системе являются еще принцип справедливости, еще определенности, удобства, а еще так же он экономичности взимания. Различия в определении еще принципов позволяет он государству на он каждом этапе он своего развития он строить свои он налоговые системы с он учетом экономического он состояния, отбирая он принципы, которые еще наиболее актуальны еще для конкретных он экономических условий[22].
еще Во втором еще пункте курсовой еще работы были он изучены нормативно-он правовые основы он формирования налоговой еще системы РФ, вследствие он чего можно еще сказать, что он система российского он налогового законодательства он представляет собой он совокупность нормативных он актов трех еще уровней, содержащих еще нормы налогового еще права; были он определены пределы еще действия актов он во времени, еще пространстве и кругу он лиц. Следовательно, налоговая он система РФ он имеет за еще собой достаточное еще количество нормативной он документации, обеспечивающей он не только еще единство, стабильность и еще эффективность налоговой еще системы, но и еще защиту прав и еще интересов налогоплательщиков и еще плательщиков сборов, еще что, безусловно, он содействует развитию он экономики России[23].
В он третьем пункте еще налоговая политика он рассматривалась как еще инструмент государственного еще регулирования экономики, в он ходе чего еще выявлена взаимосвязь он налоговой политики и еще налоговой системы, еще состоящая в желании он государства максимально еще эффективно организовывать еще систему. Так же он изучены эффекты он от применения еще различных инструментов еще государственного налогового еще регулирования, на еще основании чего он был сделан он вывод, что он основной задачей еще государственной налоговой он политики является еще создание благоприятных он условий для он активной финансово-он хозяйственной деятельности еще субъектов экономики и еще стимулирование экономического он роста. Было выявлено, он что достигается он это путем он достижения оптимального еще сочетания личных и еще общественных интересов, еще обеспечивающихся через он оптимальное соотношение он между средствами, он остающимися в распоряжении еще налогоплательщика, и средствами, он перераспределяемыми через еще налоговый и бюджетный еще механизмы.
Таким образом, еще можно сказать, он что оптимально еще построенная налоговая он система должна еще обеспечивать финансовыми еще ресурсами потребности еще государства, а также он не только он не снижать еще стимулы налогоплательщика к еще предпринимательской деятельности, он но и обязывать он его к постоянному он поиску путей он повышения эффективности он хозяйствования. Перейдем к анализу, еще оценке налоговой он политики и рассмотрению он путей способов он эффективной ее он реализации.