Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Характеристика и организационные принципы построения налоговой системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, структура налоговой системы и принципы ее построения
1.2 Нормативно — правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации
1.3 Налоговая политика еще как инструмент он государственного регулирования еще экономики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ, ОЦЕНКА ЕЩЁ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И он ПУТИ ЕЕ он СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Анализ форм еще отчетности федеральной еще налоговой службы он России за 2013 — 2015 г.г.
2.2 Разработка проблем и он оценка перспектив он налоговой политики РФ
Таблица составлена автором на основе источников.
- ясность и определенность: определенность применения налогов обеспечивает доверие системе, а так же уверенность граждан в рациональном распределении налогов государства;
- удобство: в Великобритании действует система вычитания налоговых платежей из заработной платы;
- эффективность: рациональная структурированность налоговой системы позволяет администрировать ее эффективно и экономно.
Анализ подходов различных авторов к выделению принципов построения налоговой системы, а также рассмотрение принципов налоговых систем России и Великобритании, позволяет сделать вывод, что различия в определении принципов позволяют государству на каждом этапе своего развития строить свои налоговые системы с учетом экономического состояния, отбирая принципы, которые наиболее актуальны для конкретных экономических условий[6].
Таким образом, можно сказать, что важнейшей задачей правительства любой страны будет являться создание эффективной и стабильной налоговой системы, с соблюдением всех принципов налогообложения, способной обеспечить бюджетную устойчивость.
1.2 Нормативно — правовые основы формирования налоговой системы Российской Федерации
Система российского налогового законодательства представляет собой совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. Выделяют три уровня нормативных документов[7]:
- НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
- законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
- нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ[8].
В Конституции Российской Федерации указано, что "каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу[9]".
Общие принципы налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1999 г и состоящим из двух частей:
- первая (общая) часть устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, их виды, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д.
- вторая часть устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.
В Налоговом кодексе определено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
Налоговый кодекс призван решать следующие важнейшие задачи:
- построение единой для РФ, стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
- развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование государственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и граждан;
- снижение общего налогового бремени;
- формирование единой налоговой правовой базы;
- совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Указами Президента Российской Федерации устанавливаются:
- самостоятельные нормы права;
- поручения органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.
Постановления Правительства РФ устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении, и т.д[10].
Перейдем к рассмотрению законов и нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятые законодательными органами власти субъектов РФ.
Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п.4 ст.1 НК РФ вправе вводить (не вводить) на своей территории региональные налоги и сборы, установленные ст.14 НК РФ, и регулировать отдельные элементы их юридических составов в пределах, определенных НК РФ. Как следует из п.4 ст.1 НК РФ[11], законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками:
- состоит не только из региональных законов, но и из иных нормативных актов (решений, постановлений и т.д.);
- принимается только законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ (областной думой, законодательным собранием и т.п.);
- принимается в соответствии с НК РФ.
Согласно ст.4 НК РФ, исполнительные органы местного самоуправления, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях, в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с местным налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Правовые акты представительных органов местного самоуправления издаются в соответствии со ст.8, 71, 72, 132 Конституции РФ, положениями Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации", а также на основании п.5 ст.1 НК РФ, в которой говорится, что: "местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ", и что "их также следует применять с учетом принципов налогового федерализма".
Важное место в условиях развития российской налоговой системы занимают акты Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации, например Разъяснения Минфином законодательства о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер, даются по существу поставленных заявителями вопросов[12].
Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда РФ играют существенную роль в налоговой сфере. Принятые ими постановления представляют возможным защиту интересов налогоплательщиков, выражающуюся в возможности обжалования незаконных решений налоговых органов в судебном порядке[13].
Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам: во времени, в еще пространстве, по он кругу лиц.
1. Важной характеристикой еще законодательства о налогах и он сборах является еще действие его еще актов во он времени, которое еще определено ст.5 НКРФ:
Таблица 3 - он Действие во еще времени законодательства о он налогах и сборах
еще Направленность актов |
Не ранее |
Акты законодательства о еще налогах |
Одного месяца он со дня еще официального опубликования и 1-еще го числа еще очередного налогового он периода |
Акты законодательства о он сборах |
Одного месяца еще со дня еще их официального он опубликования |
Федеральные законы, он вносящие изменения в он НК РФ в еще части установления он новых налогов и еще сборов |
1 января года, он следующего за еще годом их он принятия, но еще не ранее он одного месяца еще со дня он официального опубликования |
Акты субъектов он РФ и местные еще акты, вводящие он новые налоги и он сборы |
1 января года, еще следующего за еще годом принятия, еще но не он ранее одного он месяца со еще дня официального он опубликования |
Акты законодательства о еще налогах и сборах, он улучшающие положение он налогоплательщика |
С момента официального еще опубликования |
Таблица составлена еще автором на еще основе источников.
Прекращение действия он налогового нормативного еще акта возможно он путем прямой он его отмены, еще или принятием он нового акта, еще имеющего равную еще или большую он юридическую силу, он или же он истечением срока еще действия нормативного еще акта.
2. Действие налоговых еще актов в пространстве. Акты органов еще местного самоуправления он распространяются на он управляемую ими еще территорию. Налоговые акты он субъектов Федерации еще действуют лишь еще на территории он данного субъекта, а он федеральных органов он власти - исключительно и еще безраздельно на еще всей территории он России.
3. Действие налоговых он актов по еще кругу лиц. Обусловлено в первую он очередь принципом он территориальности, согласно еще которому все он юридические и физические еще лица, имеющие он объект налогообложения в еще нашей стране, он подпадают под еще сферу действия еще налогового законодательства еще России. Согласно принципу еще резидентства, обязанность он по уплате еще налога распространяется еще на лиц, еще являющихся резидентами он Российской Федерации. Одновременное действие еще этих двух еще принципов приводит к он международному Двойному еще налогообложению.
В России законы о еще налогах носят еще постоянный характер. Законы действуют он независимо от он того, утвержден еще ли бюджет он на соответствующий он год.
Таким образом, он можно считать, еще что в Российской еще Федерации имеется еще достаточное количество еще нормативной документации еще налоговой системы, еще которая обеспечивает еще не только еще единство, стабильность и еще эффективность налоговой он системы, но и он защиту прав и еще интересов налогоплательщиков и еще плательщиков сборов, еще что, безусловно, он содействует развитию еще экономики России.
1.3 Налоговая политика еще как инструмент он государственного регулирования еще экономики
В каждой еще стране налоговые он системы находятся в он непрерывном процессе он совершенствования, они он оказывают влияние еще на экономические и он социальные условия еще развития и приспосабливаются к еще ним. Создавая налоговую он систему страны, он государство стремится еще использовать ее в он целях определенной он финансовой политики. В связи с этим он она становится он относительно самостоятельным еще направлением - налоговой еще политикой[14].
Формирование он налоговой политики он Российской Федерации он происходит одновременно с еще созданием налоговой еще системы, так еще как налоговые он системы основываются еще на налоговой еще политике. Следовательно, проблемы, еще существующие в налоговой еще политике, негативно он отражаются и на еще налоговой системе. В связи с этим в он рамках данной еще работы возникает еще необходимость изучения еще налоговой политики еще как инструмента он государственного регулирования еще экономики[15].
Дадим он определение налоговой еще политики. Тарасова В.Ф. налоговую политику еще представляет как "он комплекс правовых еще действий органов еще власти и управления, еще определяющий целенаправленное еще применение налоговых он законов".
Существуют и еще иные трактовки. Так, с точки еще зрения Пономарева А.И. и Игнатовой Т.В., налоговая политика - еще это курс он действий, система еще мер, проводимых еще государством в области еще налогов и налогообложения[16].
еще Более широко еще данная категория он трактуется Пансковым В.Г., согласно которому "еще налоговая политика еще представляет собой еще совокупность экономических, он финансовых и правовых еще мер государства еще по формированию он налоговой системы он страны в целях еще обеспечения финансовых еще потребностей государства, еще отдельных социальных еще групп общества, а он также развития он экономики страны он за счет еще перераспределения финансовых он ресурсов".
По еще мнению Д.Г. Черника, "налоговая еще политика - это он составная часть он экономической политики он государства, направленная еще на формирование еще налоговой системы, еще обеспечивающей экономический еще рост, способствующей он гармонизации экономических он интересов государства и он налогоплательщиков с учетом еще социально-экономической еще ситуации в стране".
он Как видно еще из вышеприведенных он определений, трактовка он налоговой политики, в еще основном, сводится к он достижению цели еще обеспечения государства он финансовыми ресурсами он для выполнения он бюджетных обязательств.
Налоговая политика он относится к косвенным еще методам государственного еще регулирования, так он как они еще лишь обеспечивает еще условия экономической он заинтересованности или он незаинтересованности в деятельности он юридических и физических он лиц.
Государственное регулирование он экономики в условиях еще рыночного хозяйства еще представляет собой еще систему типовых еще мер законодательного, он исполнительного и контролирующего он характера, осуществляемых он правомочными государственными еще учреждениями и общественными он организациями в целях он стабилизации и приспособления он существующей социально-он экономической системы к он изменяющимся условиям.