Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С развитием рыночных отношений внутри страны и на международном уровне коммерческая деятельность стала одной из основных областей человеческой деятельности.

1.2 Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности

На сегодняшний день основополагающими методами оценки коммерческой деятельности предприятия являются[9]:

а) Горизонтальный анализ (временной). Как правило, данный вид анализа применяется при изучении баланса, и представляет собой сравнение тех или иных позиций во времени. Недостаток данного метода заключается в том, что в условиях инфляции показатели могут быть не сопоставимы, что вынуждает делать перерасчет. Результатом анализа является расчет абсолютных и относительных показателей (темпы роста или снижения).

б) Вертикальный анализ. Представляет собой расчет доли статей баланса в общем итоге, который принимается за сто процентов. Таким образом, вертикальный анализ даёт оценку структурных изменений статей баланса в динамике.

в) Трендовый анализ. Суть анализа заключается в сравнении показателей за несколько периодов времени. Результатом анализа является построение линии тренда, на основе которого можно спрогнозировать значение показателя в будущем.

г) Метод финансовых коэффициентов. Суть анализа заключается в расчёте относительных показателей (коэффициентов), которые позволяют объективно оценить финансовое положение организации, выявить слабые места, резервы развития предприятия, тенденции развития и т.д[10].

д) Сравнительный анализ. В ходе анализа проводится сравнение показателей предприятия с показателями конкурирующих организаций, показателями дочерних фирм, структурных подразделений и т.д.

е) Факторный анализ. Представляет собой анализ влияния отдельных факторов на величину результирующего показателя.

Использование всех методов анализа в комплексе, позволит наиболее точно определить финансовое состояние предприятия, оценить перспективы его развития, собрать актуальную и полную информация для принятия управленческих решений.

Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков[11]:

Блок 1: анализа финансовых результатов деятельности организации;


Блок 2: анализа финансового состояния организации;

Блок 3: Анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Сегодня есть несколько основных методик анализа финансового результата, каждая из которых применяется в том или ином предприятии. Так, согласно методике анализа финансовых результатов по Савицкой Г.В. [21, с. 143], анализ проводится по следующему алгоритму:

Оценка динамики и состава доходности компании. Расчет производится с использованием показателей муниципальной прибыли, дохода от продажи товара, потребляемого, капитализированного, чистого дохода, общего финансового результата. Многое при осуществлении процесса зависит от цели анализа. В частности, при необходимости определения безубыточного объема продаж для организации, определяя её «зону безопасности», необходима работа с показателем маржинального дохода. При оценке собственных средств организации ведется работа с чистым доходом и пр. При этом важным условием при осуществлении анализа становится учет разных составляющих прибыли организации – её динамики, структуры, состава и т.д.

Оценка финансовых результатов от продажи товара (услуг)[12]. Предполагается здесь соответствующее внимание вопросам осуществления плана организации, динамики повышения, с определением факторов, которые влияют на объем, и пр.;

Проведение соответствующего анализа ценовой политики организации, факторной оценки уровня средней ценовой политики. Предполагается при этом оценка влияния параметра средневзвешенной цены на качество продукции, рыночную конъюнктуру, сроки продаж, инфляцию, рынок сбыта и пр.[13];

Анализ прочих расходов, прибыли. Внимание в таком случае предстоит уделять выполнению плана, составу, динамике и факторам, которые влияют на изменение суммы дохода и пр.;

Осуществление оценки рентабельности организации – коэффициента окупаемости, рентабельности оборота и совокупного капитала. Впоследствии предполагается анализ вышеуказанных параметров, проводя их сравнение с теми планами своей организации и конкурентов на рынке[14];

Оценка корректности использования доходов. Предполагается в таком случае проведение соответствующего учета налогов, размера оплаченных акционерам дивидендов, размера потребленного и капитализированного дохода.

Согласно методике анализа финансовых результатов по Шеремету А.Д. [26, с. 175], для проведения анализа предполагается работа с таким алгоритмом:


  • формирование основных показателей, показывающих эффективность работы организации. Особого внимания заслуживают параметры в виде дохода (убытка) от продаж, аналогичных параметров, однако учитывая другие расходы и уплату налогов. Затем производится расчет уровня чистой прибыли в течение рассматриваемого периода, дохода от простой деятельности организации;
  • проведение предварительного анализа, основанного на абсолютных и относительных параметрах прибыли;
  • осуществление более глубокого анализа, изучая факторы, которые оказывают влияние на доход организации;
  • проведение полноценного анализа действия инфляции, влияния в отношении конечных результатов в деятельности организации;
  • изучается качество дохода, с подготовкой характеристики факторов, которые влияют на размер прибыли;
  • оценка рентабельности активов организации;
  • выполнение тщательного маржинального анализа доходов в течение определенного временного периода.

Согласно методике анализа финансовых результатов по Ионовой А.Ф. и Селезневу Н.Н [23, с. 271], для анализа используется следующий алгоритм:

  • проведение классификации дохода, с возможностью оценки эффекта от деятельности организации. Предполагается при этом деление прибыли по основным параметрам – виды работы, источники, порядок формирования, сроки получения, характер применения. Предполагается следующий вид структуры прибыли (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура прибыли [23]

  • после формирования показателей дохода производится расшифровка взаимосвязей между каждым из них;
  • указание основных факторов, влияющих на размер дохода организации, с анализом дохода до момента налогообложения;
  • расчет прибыли, учитывая инфляционные процессы, обязательно неизбежно сказывающиеся на финансовых результатах деятельности организации;
  • проведение анализа качества дохода. Качество будет выше при большем росте производства, и при меньших издержках по нему. Низкое качество свидетельствует о росте стоимости товаров без увеличения объема производства продукции. Для оценки качества прибыли могут учиться такие параметры – уровень рентабельности, коэффициент достаточности дохода, структура рентабельности и пр.;
  • оценка уровней денежных потоков организации для определения достаточности поступления капитала в отношении определенного направления;
  • анализ результатов по заполненной финансовой отчетности организации.

Основного внимания заслуживают динамика и структура доходов[15]:

  • подготовка предложений по схеме факторного анализа бухгалтерского дохода;
  • оценка влияния факторов на изменения доходов за счет реализации товаров;
  • анализ дохода, не использованного в деятельности организации. Проводится при этом и расчет темпа устойчивого роста, коэффициента капитализации;
  • анализ экономической и финансовой рентабельности организации.

Сегодня можно выделить целую группу показателей, позволяющих до мельчайших подробностей оценить перспективы развития и успешность той или иной компании. Все они разрабатываются с учетом приоритетов стратегии предприятия, в которой содержатся факторы развития предпринимательской деятельности и тенденции выбора наиболее интересных параметров [13, с. 178].

Все показатели, характеризующие деятельность компании, можно условно разделить на несколько категорий[16]:

а) Масштабные показатели. Их задача – показать реальный уровень, которого удалось достигнуть компании за период своей деятельности. Такие параметры отображают объем оборотных и основных фондов, размер уставного капитала и так далее.

б) Абсолютные показатели позволяют увидеть и проанализировать итоговый параметр, которого удалось добиться в результате работы компании. К таким параметрам можно отнести расходы организации, ее доходы, общий оборот и так далее.

в) Относительные показатели. Для вычисления необходимо поделить результаты двух предыдущих групп. В этом случае появляется шанс провести анализ с учетом процентных параметров.

г) Структурные показатели позволяют выделить влияние конкретных элементов на итоговый результат.

д) Приростные показатели. Особенность параметров – отображение ключевых данных за определенный период по отношению к исходному значению.

Большая доля показателей финансов высчитывается с учетом данных балансового отчета, а также отчета о доходах и расходах. При этом выполнение расчетов может проводиться двумя способами – по агрегированному балансу или с учетом реальных данных отчетности.

К основным показателям финансов оценки компании можно отнести показатели рентабельности, ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, имущественного положения и так далее[17]. При этом каких-то единых правил и принципов анализа приведенных выше показателей нет, и многое зависит от целого ряда факторов - принципов кредитования, отраслевой принадлежности, источников структуры и так далее.


Без анализа финансовых показателей сложно представить себе полноценную деятельность предприятия. Точные расчеты позволяют оценить результаты деятельности компании, провести экономическую диагностику потенциала и принять решение о перспективах дальнейшей деятельности.

Основные цели анализа финансовых показателей [17]:

  • вычисление изменений основных параметров на конкретный период проверки;
  • определение факторов, которые тем или иным образом влияют на финансовое состояние компании;
  • оценка текущих изменений финансовых показателей (как качественных, так и количественных);
  • оценка финансового положения на определенную дату;
  • выявление тенденций, влияющих на изменение финансового состояния компании.

К основным этапам анализа можно отнести [2]:

а) Определение основных целей. Здесь проводится следующая работа:

  • сравниваются основные показатели компании со средними показателям в конкретном секторе экономики, нормативными параметрами;
  • сравниваются данные с аналогичной информацией за прошлый отчетный период. При этом за основу берутся плановые и предшествующие показатели;
  • сравниваются параметры с аналогичными показателями компаний-конкурентов.

б) Оценка качества данных, которые используются для анализа показателей. Здесь важный момент, чтобы вся предоставленная информация была максимально полной, объективной и достоверной. В противном случае текущие расчеты могут быть ошибочными.

в) Принятие решение по поводу использования той или иной методики анализа, применение выбранного метода и формирование результатов.

На последнем этапе могут применяться следующие виды анализа[18]:

  • абсолютных показателей;
  • горизонтальный. В этом случае производится сравнение каждой из позиций отчетности с прошлым периодом;
  • вертикальный. Особенность этого метода – определение реальной структуры финансовых показателей. При этом главная задача – выявить влияние каждого из параметров на результаты расчетов в общем [8];
  • трендовый. Суть заключается в сравнении каждого параметра отчетности с прошлыми периодами и вычисление тренда. В итоге определяются основные тенденции динамики того или иного параметра, «очищенного» от посторонних воздействий и случайного влияния. С помощью тренда можно спрогнозировать величины тех или иных параметров в будущем;
  • пространственный. В этом случае проводится сравнительный анализ сводных параметров в отчете компании по подразделениям (дочерним компаниям, цехам и так далее);
  • относительных показателей. Особенность этой методики – расчет отношений между некоторыми показателями из различных форм отчетности;
  • факторный. Проводится оценка воздействия на компанию и ее показатели определенных факторов рынка. При таком виде анализа используются стохастические и детерминированные приемы исследования.