Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, цели, задачи, принципы организации коммерческой
1.2 Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
1.3 Направления совершенствования организации коммерческой деятельности
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «MASSIMO DUTTI»
2.1 Общая характеристика ООО «Massimo Dutti»
2.2 Оценка системы организации и управления коммерческой деятельностью
2.3 Анализ коммерческой деятельности ООО «Massimo Dutti»
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «MASSIMO DUTTI»
С развитием рыночных отношений внутри страны и на международном уровне коммерческая деятельность стала одной из основных областей человеческой деятельности.
1.2 Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
На сегодняшний день основополагающими методами оценки коммерческой деятельности предприятия являются[9]:
а) Горизонтальный анализ (временной). Как правило, данный вид анализа применяется при изучении баланса, и представляет собой сравнение тех или иных позиций во времени. Недостаток данного метода заключается в том, что в условиях инфляции показатели могут быть не сопоставимы, что вынуждает делать перерасчет. Результатом анализа является расчет абсолютных и относительных показателей (темпы роста или снижения).
б) Вертикальный анализ. Представляет собой расчет доли статей баланса в общем итоге, который принимается за сто процентов. Таким образом, вертикальный анализ даёт оценку структурных изменений статей баланса в динамике.
в) Трендовый анализ. Суть анализа заключается в сравнении показателей за несколько периодов времени. Результатом анализа является построение линии тренда, на основе которого можно спрогнозировать значение показателя в будущем.
г) Метод финансовых коэффициентов. Суть анализа заключается в расчёте относительных показателей (коэффициентов), которые позволяют объективно оценить финансовое положение организации, выявить слабые места, резервы развития предприятия, тенденции развития и т.д[10].
д) Сравнительный анализ. В ходе анализа проводится сравнение показателей предприятия с показателями конкурирующих организаций, показателями дочерних фирм, структурных подразделений и т.д.
е) Факторный анализ. Представляет собой анализ влияния отдельных факторов на величину результирующего показателя.
Использование всех методов анализа в комплексе, позволит наиболее точно определить финансовое состояние предприятия, оценить перспективы его развития, собрать актуальную и полную информация для принятия управленческих решений.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков[11]:
Блок 1: анализа финансовых результатов деятельности организации;
Блок 2: анализа финансового состояния организации;
Блок 3: Анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Сегодня есть несколько основных методик анализа финансового результата, каждая из которых применяется в том или ином предприятии. Так, согласно методике анализа финансовых результатов по Савицкой Г.В. [21, с. 143], анализ проводится по следующему алгоритму:
Оценка динамики и состава доходности компании. Расчет производится с использованием показателей муниципальной прибыли, дохода от продажи товара, потребляемого, капитализированного, чистого дохода, общего финансового результата. Многое при осуществлении процесса зависит от цели анализа. В частности, при необходимости определения безубыточного объема продаж для организации, определяя её «зону безопасности», необходима работа с показателем маржинального дохода. При оценке собственных средств организации ведется работа с чистым доходом и пр. При этом важным условием при осуществлении анализа становится учет разных составляющих прибыли организации – её динамики, структуры, состава и т.д.
Оценка финансовых результатов от продажи товара (услуг)[12]. Предполагается здесь соответствующее внимание вопросам осуществления плана организации, динамики повышения, с определением факторов, которые влияют на объем, и пр.;
Проведение соответствующего анализа ценовой политики организации, факторной оценки уровня средней ценовой политики. Предполагается при этом оценка влияния параметра средневзвешенной цены на качество продукции, рыночную конъюнктуру, сроки продаж, инфляцию, рынок сбыта и пр.[13];
Анализ прочих расходов, прибыли. Внимание в таком случае предстоит уделять выполнению плана, составу, динамике и факторам, которые влияют на изменение суммы дохода и пр.;
Осуществление оценки рентабельности организации – коэффициента окупаемости, рентабельности оборота и совокупного капитала. Впоследствии предполагается анализ вышеуказанных параметров, проводя их сравнение с теми планами своей организации и конкурентов на рынке[14];
Оценка корректности использования доходов. Предполагается в таком случае проведение соответствующего учета налогов, размера оплаченных акционерам дивидендов, размера потребленного и капитализированного дохода.
Согласно методике анализа финансовых результатов по Шеремету А.Д. [26, с. 175], для проведения анализа предполагается работа с таким алгоритмом:
- формирование основных показателей, показывающих эффективность работы организации. Особого внимания заслуживают параметры в виде дохода (убытка) от продаж, аналогичных параметров, однако учитывая другие расходы и уплату налогов. Затем производится расчет уровня чистой прибыли в течение рассматриваемого периода, дохода от простой деятельности организации;
- проведение предварительного анализа, основанного на абсолютных и относительных параметрах прибыли;
- осуществление более глубокого анализа, изучая факторы, которые оказывают влияние на доход организации;
- проведение полноценного анализа действия инфляции, влияния в отношении конечных результатов в деятельности организации;
- изучается качество дохода, с подготовкой характеристики факторов, которые влияют на размер прибыли;
- оценка рентабельности активов организации;
- выполнение тщательного маржинального анализа доходов в течение определенного временного периода.
Согласно методике анализа финансовых результатов по Ионовой А.Ф. и Селезневу Н.Н [23, с. 271], для анализа используется следующий алгоритм:
- проведение классификации дохода, с возможностью оценки эффекта от деятельности организации. Предполагается при этом деление прибыли по основным параметрам – виды работы, источники, порядок формирования, сроки получения, характер применения. Предполагается следующий вид структуры прибыли (см. рисунок 2).
Рисунок 2 - Структура прибыли [23]
- после формирования показателей дохода производится расшифровка взаимосвязей между каждым из них;
- указание основных факторов, влияющих на размер дохода организации, с анализом дохода до момента налогообложения;
- расчет прибыли, учитывая инфляционные процессы, обязательно неизбежно сказывающиеся на финансовых результатах деятельности организации;
- проведение анализа качества дохода. Качество будет выше при большем росте производства, и при меньших издержках по нему. Низкое качество свидетельствует о росте стоимости товаров без увеличения объема производства продукции. Для оценки качества прибыли могут учиться такие параметры – уровень рентабельности, коэффициент достаточности дохода, структура рентабельности и пр.;
- оценка уровней денежных потоков организации для определения достаточности поступления капитала в отношении определенного направления;
- анализ результатов по заполненной финансовой отчетности организации.
Основного внимания заслуживают динамика и структура доходов[15]:
- подготовка предложений по схеме факторного анализа бухгалтерского дохода;
- оценка влияния факторов на изменения доходов за счет реализации товаров;
- анализ дохода, не использованного в деятельности организации. Проводится при этом и расчет темпа устойчивого роста, коэффициента капитализации;
- анализ экономической и финансовой рентабельности организации.
Сегодня можно выделить целую группу показателей, позволяющих до мельчайших подробностей оценить перспективы развития и успешность той или иной компании. Все они разрабатываются с учетом приоритетов стратегии предприятия, в которой содержатся факторы развития предпринимательской деятельности и тенденции выбора наиболее интересных параметров [13, с. 178].
Все показатели, характеризующие деятельность компании, можно условно разделить на несколько категорий[16]:
а) Масштабные показатели. Их задача – показать реальный уровень, которого удалось достигнуть компании за период своей деятельности. Такие параметры отображают объем оборотных и основных фондов, размер уставного капитала и так далее.
б) Абсолютные показатели позволяют увидеть и проанализировать итоговый параметр, которого удалось добиться в результате работы компании. К таким параметрам можно отнести расходы организации, ее доходы, общий оборот и так далее.
в) Относительные показатели. Для вычисления необходимо поделить результаты двух предыдущих групп. В этом случае появляется шанс провести анализ с учетом процентных параметров.
г) Структурные показатели позволяют выделить влияние конкретных элементов на итоговый результат.
д) Приростные показатели. Особенность параметров – отображение ключевых данных за определенный период по отношению к исходному значению.
Большая доля показателей финансов высчитывается с учетом данных балансового отчета, а также отчета о доходах и расходах. При этом выполнение расчетов может проводиться двумя способами – по агрегированному балансу или с учетом реальных данных отчетности.
К основным показателям финансов оценки компании можно отнести показатели рентабельности, ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, имущественного положения и так далее[17]. При этом каких-то единых правил и принципов анализа приведенных выше показателей нет, и многое зависит от целого ряда факторов - принципов кредитования, отраслевой принадлежности, источников структуры и так далее.
Без анализа финансовых показателей сложно представить себе полноценную деятельность предприятия. Точные расчеты позволяют оценить результаты деятельности компании, провести экономическую диагностику потенциала и принять решение о перспективах дальнейшей деятельности.
Основные цели анализа финансовых показателей [17]:
- вычисление изменений основных параметров на конкретный период проверки;
- определение факторов, которые тем или иным образом влияют на финансовое состояние компании;
- оценка текущих изменений финансовых показателей (как качественных, так и количественных);
- оценка финансового положения на определенную дату;
- выявление тенденций, влияющих на изменение финансового состояния компании.
К основным этапам анализа можно отнести [2]:
а) Определение основных целей. Здесь проводится следующая работа:
- сравниваются основные показатели компании со средними показателям в конкретном секторе экономики, нормативными параметрами;
- сравниваются данные с аналогичной информацией за прошлый отчетный период. При этом за основу берутся плановые и предшествующие показатели;
- сравниваются параметры с аналогичными показателями компаний-конкурентов.
б) Оценка качества данных, которые используются для анализа показателей. Здесь важный момент, чтобы вся предоставленная информация была максимально полной, объективной и достоверной. В противном случае текущие расчеты могут быть ошибочными.
в) Принятие решение по поводу использования той или иной методики анализа, применение выбранного метода и формирование результатов.
На последнем этапе могут применяться следующие виды анализа[18]:
- абсолютных показателей;
- горизонтальный. В этом случае производится сравнение каждой из позиций отчетности с прошлым периодом;
- вертикальный. Особенность этого метода – определение реальной структуры финансовых показателей. При этом главная задача – выявить влияние каждого из параметров на результаты расчетов в общем [8];
- трендовый. Суть заключается в сравнении каждого параметра отчетности с прошлыми периодами и вычисление тренда. В итоге определяются основные тенденции динамики того или иного параметра, «очищенного» от посторонних воздействий и случайного влияния. С помощью тренда можно спрогнозировать величины тех или иных параметров в будущем;
- пространственный. В этом случае проводится сравнительный анализ сводных параметров в отчете компании по подразделениям (дочерним компаниям, цехам и так далее);
- относительных показателей. Особенность этой методики – расчет отношений между некоторыми показателями из различных форм отчетности;
- факторный. Проводится оценка воздействия на компанию и ее показатели определенных факторов рынка. При таком виде анализа используются стохастические и детерминированные приемы исследования.