Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одними из наиболее точных показателей финансов являются финансовые коэффициенты, которые характеризуют практически все сферы деятельности компании. При выходе параметра из допустимого значения можно говорить о появлении «слабого места» и необходимости внесения корректировок в стратегические планы компании[19].

Все коэффициенты, характеризующие эффективность коммерческой деятельности предприятия, можно разделить на несколько основных групп[20].

Коэффициенты рентабельности. Сделав расчет необходимых коэффициентов, можно определить реальный доход компании на каждую денежную единицу капитала, вычисления прибыли, затрат и текущих активов компании. При этом общая рентабельность состоит из целой группы показателей – рентабельности оборотного и внеоборотного капитала, рентабельность совокупных затрат и расходов по обычным направлениям деятельности, рентабельность кредитных средств, рентабельность производства, рентабельность продаж и так далее.

Каждый параметр работает со своим направлением развития компании. К примеру, рентабельность совокупных затрат показывает общий размер чистого дохода, которую получила компания за определенный промежуток времени на каждый рубль расходов. Рентабельность продаж отображает общую эффективность компании за анализируемый промежуток времени и так далее[21].

Таблица 1 - Показатели рентабельности

Показатели

Формула расчета

Пояснения

Рентабельность продаж

Сколько прибыли приходится на единицу проданной продукции

Бухгалтерская рентабельность

Уровень прибыли до выплаты налога на прибыль

Чистая рентабельность

Сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки

Рентабельность активов

Эффективность использования всех ресурсов предприятия

Рентабельность собственного капитала

Эффективность использования собственного капитала. Динамика Rs оказывает влияние на уровень котировки акций

Частные показатели

Валовая рентабельность

Сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки

Затратоотдача

Сколько прибыли от продажи приходится на 1 тыс. руб. основных расходов


Таблица составлена по: 22

Коэффициенты ликвидности (их еще называют показателями платежеспособности) способны выполнить две основные функции. Во-первых, они точно отображают финансовую устойчивость компании. Во-вторых, дают необходимую информацию для размышления внешним пользователям аналитических данных.

К таким показателям финансов можно отнести – коэффициенты общей ликвидности, текущей ликвидности, быстрой ликвидности. Также сюда относится параметр срочной ликвидности, промежуточной ликвидности, критической ликвидности. Нельзя не учесть коэффициенты восстановления платежеспособности, покрытия, маневренности капитала, утраты платежеспособности и так далее.

Таблица 2 - Показатели ликвидности

Наименование показателя

Способ расчета

Рекомендуемое значение

Пояснения

Общий

показатель ликвидности

L1 – 1

-

Коэффициент абсолютной ликвидности

L2>0,2-0,7

Показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие имеет возможность для погаше-

ния в ближайшее время за счет денежных средств

Коэффициент срочной ликвидности (критической оценки)

Допусти-

мое 0,7-0,8 Желательно

L3 – 1,5

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам

Коэффициент текущей ликвидности

Необходимое значе-

ние – 1; Оптимальное – не менее 2

Показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства

Коэффициент маневренности функционирующего капитала

Уменьшение показателя в динамике положительный факт

Показывает, какая часть функционирующего капитала обездвижена в производственных запасах и долгосрочной дебиторской задолженно-

сти

Доля оборотных средств в

активах

Зависит от отраслевой принадлежности организации

Коэффициент обеспеченности

собственными средствами

Не менее 0,1

Показывает наличие собственных оборотных средств у предприятия, нужных для ее финансовой устойчивости


Таблица составлена по: 23

Группировка активов баланса в зависимости от степени ликвидности:

А1 = денежные средства + краткосрочные финансовые вложения

А2 = краткосрочная дебиторская задолженность предприятия

А3 = запасы + прочие оборотные активы

А4 = внеоборотные активы + долгосрочная дебиторская задолженность

Группировка пассивов баланса по степени срочности их оплаты:

П1 = краткосрочная кредиторская

П2 = краткосрочные обязательства – краткосрочная кредиторская задолженность

П3 = долгосрочные обязательства

П4 = капитал и резервы

Коэффициент текущей ликвидности.

Дает общую оценку ликвидности активов, показывает, сколько рублей текущих активов организации приходится на 1 рубль текущих обязательств.

Коэффициент срочной ликвидности[22].

По смысловому значению данный коэффициент аналогичен показателю текущей ликвидности; но вычисляется по более узкому кругу текущих активов, из расчета исключается наименее ликвидная часть — производственные запасы.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) [22].

Является наиболее жестким критерием ликвидности организации, показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

Коэффициенты оборачиваемости позволяют оценить общую деловую активность предприятия, его перспективы, скорость оборота средств и так далее. Вычисление этого показателя заключается в расчете целой группы коэффициентов оборачиваемости – активов, мобильных и оборотных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала, общих и товарно-материальных запасов, денежных средств и так далее. Кроме этого, могут оцениваться сроки кредиторской и дебиторской задолженности, доля оборотного капитала в активах и так далее.

Таблица 3 - Показатели оборачиваемости

Показатель

Способ расчета

Коэффициент оборачиваемости

Длительность оборота (До)

Запасов (Зср)

Готовой продукции (ГП)

Дебиторской задолженности (ДЗ)

Кредиторской задолженности (КЗ)

Денежных средств (ДС)

Период операционного цикла (ПОЦ)

Период финансового цикла (ПФЦ)


Таблица составлена по: 13

Коэффициенты рыночной устойчивости характеризуют способность компании к развитию, сохранению равновесия на рынке, а также платежеспособность при любых вариантах развития событий. К таким показателям можно отнести коэффициенты капитализации маневренности, финансирования, привлечения средств, реальной цены имущества, обеспеченности собственным капиталом и так далее [13, с. 159].

Объектом анализа хозяйственной деятельности на микро -уровне является предприятие, экономические показатели его деятельности, финансовое состояние, платежеспособность, ликвидность, финансовые результаты, объем производства и продаж, себестоимость и ресурсы, другие важные показатели [22, с. 75].

Основная цель деятельности любого коммерческого предприятия – это получение прибыли. Прибыль является основным источником потребления и развития предприятия, а также характеризует эффективность всей производственно-хозяйственной деятельности [18, с. 195].

Поэтому исследование зависимости массы и динамики прибыли от влияния различных факторов, а также планирование рентабельности представляется особо необходимым для осуществления успешной деятельности предприятия [8, с. 145].

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации.

Итак, анализ финансового состояния позволяет исследовать хозяйствующий субъект как целостную систему, обеспечивающую исследуемый объект и заинтересованных в исследовании лиц (потребителей) достоверной аналитической информацией о нем.

Таким образом, результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации. Важность проведения финансового анализа организации повышает роль данного анализа в экономическом процессе. Финансовый анализ является необходимым элементом как финансового менеджмента в организации, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

1.3 Направления совершенствования организации коммерческой деятельности


Совершенствование коммерческой деятельности торговой организации предполагает разработку мероприятий либо поиск путей для повышения эффективности деятельности предприятия, с лучшими способностями конкурентной борьбы, финансовой устойчивостью в условиях изменений внешней среды с постоянным удовлетворением клиентских запросов [14, с. 175].

Приводится последовательность подготовки комплекса мероприятий для совершенствования коммерческой деятельности организации рис. 3.

Характеристика этапов по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия дана в таблице 4.

Следовательно, за счет данной «экспертизы» коммерческой деятельности торговой организации появляется возможность определения перечня стоящих перед ними проблем.

На основе данных анализа коммерческой деятельности организаций розничной торговли была выявлена специфика подхода к росту эффективности деятельности, предполагающей следующее[23]:

  • анализ видов деятельности, которые являются торговыми процессами по выполнению актов купли-торговли, чтобы получить прибыль.
  • соединение элементов логистики и маркетинга как единое целое при анализе коммерческой деятельности;
  • торговля работает на покупателя, с изучением его запросов. Именно покупатель диктует наименования и объемы производства;
  • расширение области анализа производимого ассортимента в коммерческой деятельности.

Практика подтверждает, что проблем по развитию торговых предприятий, с охватом социальных, правовых, организационных, экономических вопросов, существует достаточно много. При этом по своему составу остаются довольно многогранными и сложными [3].

В том числе они заключаются в:

  • изменении структуры предлагаемого ассортимента;
  • расширении доступного ассортимента с целью привлечения покупателей;
  • поддержании стабильного рыночного положения благодаря его конкурентоспособности;
  • снижении стоимости предоставляемого товара;
  • подготовке и осуществлении стратегий.

Рисунок 3 - Этапы разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия [3]

Таблица 4 - Характеристика этапов по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Этап 1

Этап 2

Этап 3

а) Исследование рынка

б) Анализ рынка, в том числе: определение доли рынка анализируемого торгового предприятия; анализ конкурентов

а) Анализ ассортимента;

жизненного цикла товара;

качества и конкурентоспособности товара.

б) Анализ закупочной деятельности.

в) Анализ сбытовой деятельности.

г) Анализ ценовой политики

Разработка мероприятий, направленных на: совершенствование товара; расширение ассортимента

за счет ввода нового товара; вывод с рынка «старого» товара; повышение качества и конкурентоспособности; поддержание оптимального

товарного запаса; выборы каналов распределения; формирование цены и системы скидок; разработка маркетинговой стратегии