Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом под информационными технологиями понимаются процессы создания, передачи, хранения и восприятия информации, а также способы и методы реализации данных процессов. Практика показывает, что в некоторых образовательных учреждениях IT-технологии воспринимаются как аналог ИКТ или компьютерных технологий в целом. Что в целом не верно. Отличительным свойством информационных технологий является инновационные способы организации всей системы образования, например, дистанционное обучение, в ИКТ более узкий круг задач, например, поиск и сортировка данных, мультимедиа технологии в образовании. Наиболее эффективными IT-технологиями являются вебинары с возможностью оперативного доступа к образовательной информации, электронные образовательные ресурсы (интерактивные учебники, карты, рабочие тетради), программированное обучение, онлайн-квесты и учебные игры, дистанционное обучение.

Применение IT-технологий в современном образовании решают одну из важнейших задач образования в целом - увеличивает его доступность для различных категорий населения, расширяет возможности выбора образовательных учреждений и методически обеспечивает создание индивидуального образовательного маршрута[2]. В рамках деятельности конкретного образовательного учреждения данные положения можно разделить на два направления:

  1. Организация доступа к внешним источникам информации, организация взаимодействиями с ними внутри школы;

  2. Интеграция внутренних процессов (учебного и воспитательного) и самих IT-технологий.

Цифровые игровые технологии - одна из перспективных и успешно внедряемых форм современного образования.

Квест - это игра, в которой есть сюжет, роли и конечная цель. Цель может быть разной: от спасения главного героя до открытия загадочных цивилизаций. Чтобы успешно пройти квест необходимо применить творческий подход, логику для решения ребусов и головоломок, а также уметь придумывать нестандартные решения. Образовательный веб-квест представляет собой интерактивную онлайн игру, объединенную с учебным процессом, изучаемыми темами, практикой выполнения учебных заданий. Он предлагает широкий выбор возможностей не только для освоения учебного материала, но и для развития творческого мышления, как учеников, так и педагогов.


Фактически, веб-квест - это образовательная технология, в которой преподаватель создает интерактивную поисковую систему. Основная цель- мотивировать обучающихся на самостоятельный поиск знаний. Учитель задаёт параметры этого занятия, контролирует его и устанавливают сроки. Эта технология позволяет работать как индивидуально, так и в группе (от трех до пяти студентов), и тем самым развивает коммуникацию, лидерские качества каждого человека, повышать не только мотивацию к учебному процессу, но и ответственность за свои собственные результаты [10].

Особенностью веб-квеста является то, что информация, с которой работают учащиеся, находится в онлайн пространстве, и при помощи гиперссылок ученики работают на единой веб платформе и в едином информационном пространстве. Благодаря этому они не чувствуя

разрозненности данных и сложности исполнения, а для некоторых нет необходимости знать точное местоположение конкретного фрагмента информации.

Ученику поручается определенное задание, для выполнения которого он должен собрать онлайн-материал по определенной теме. На некоторые источники учитель ссылается, на другие - нет. Учащиеся могут искать документы самостоятельно, используя обычные поисковые системы.

По окончании веб-квеста учащиеся представляют собственные веб­страницы по теме или другую творческую работу в электронном, печатном или другом формате.

Веб-квесты - одна из перспективных форм работы, которая позволяет формировать функциональную грамотность у обучающихся в средней школе, а также помогает отследить образовательные результаты.

Профессор Берни Додж, который является разработчиком образовательного веб-квеста, предлагает применить творческий подход к обучению, другими словами, дать ученикам проблемное задание с элементами ролевой игры. В своей классификации он выделяет 3 основных типа веб-квестов:

  • по длительности: краткосрочные и долгосрочные;

  • по предметному содержанию: монопроекты и межпредметные;

  • по типу задания: пересказ, загадки, журналистские, творческие, убеждающие, аналитические, конструкторские, научные.

При создании веб-квеста стоит обратить внимание на основные элементы в его структуре:

  1. Введение - на этом этапе формулируем тему и выдаём рол участникам, расписываем план работы всего веб- квеста;

  2. Задание - это описание сюжета игры, которое дается в интересной форме. Указывается цель веб-квеста т.е. загадка, которую необходимо решить. Творческая работа может стать итогом образовательного веб-квеста.

  3. Выполнение - это чёткое руководство к действиям, полезные советы по поиску информации и оформлению промежуточных этапов и итоговой работы или отчета. Материал следует подбирать оригинальный, разнообразный с использованием WEB 2.0 Приветствуется наличие методической поддержки из дополнительных источников.

  4. Оценивание - здесь необходимо расписать критерии и параметры оценивания.

  5. Заключение - на этом этапе необходимо указать что узнают, чему научатся учащиеся в завершении веб-квеста, здесь должна прослеживаться логическая взаимосвязь с введением.

  6. Используемые материалы - указываются ссылки на используемые ресурсы и источники.

  7. Комментарии для преподавателя - в данном разделе указываем цели и задачи веб-квеста, возрастную группу учащихся, планируемые результаты, процесс организации работы над веб-квестом, необходимые ресурсы.


При этом стоит отметить гибкость данной структуры, т.к преподаватель может варьировать ее в соответствии с уровнем своих учеников [35,40].

Во время работы над веб-квестами для активизации познавательной активности учащихся эффективным является использование

информационных образовательных ресурсов Интернета, а также бесплатных сервисы для создания интерактивных упражнений, таких как:

  1. Learningapps. com

  2. Onlinetestpad.com

  3. Сервисы Google

  4. Создание ребусов

  5. Генераторы QR -кодов

  6. Linoit.com

Также стоит обратить внимание на функциональные возможности Google-сервиса для быстрой обработки и систематизации результатов.

В рамках тематического планирования к учебнику 8 класса «Английский язык», авторы Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова нами были разработаны авторские веб-квесты к основным разделам учебника. Целью данных веб-квестов было активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, мотивировать на самостоятельный поиск информации и творческое решении поставленных задач.

В целом, мы полагаем, что авторские веб-квесты нагляднее, удобнее и интереснее доносят учебную информацию. Выполнение проблемных заданий помогает ученикам организовать самостоятельную поисковую деятельность, развивать творческое мышление и навыки решения проблем и тем самым формировать функциональную грамотность.

Таким образом, рассмотрев IT- технологии в образовательном процессе можно сделать вывод, что современный период социального развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий. Инновационный педагогический опыт показывает, что внедрение IT технологий в образовательный процесс стали его

неотъемлемой частью. С педагогической точки зрения IT-технологии помогают нам:

  • повысить эффективность процесса обучения;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • увеличить объём и скорость поиска нужной информации;

  • подготовить обучающихся к функционально-грамотной жизни в информационном обществе;

  • развить навыки общения и принятия решений;

  • сформировать информационную культуру.


Таким образом, применение образовательных веб-квестов в учебном процессе, на уроках английского языка в 8 классах рассматривается нами, как один из эффективных способов активизации учебно-познавательной деятельности и развития функциональной грамотности у обучающихся.


Выводы по первой главе

  1. Функциональная грамотность является одним из важных показателей информационно-грамотного человека. Это набор умений и навыков, которые позволяют человеку быстро адаптироваться в современном обществе. В трудах отечественных и зарубежных ученых подчеркивается важность развития функциональной грамотности, как необходимого условия успешного функционирования и коммуникативного взаимодействия человека в обществе в стандартных и нестандартных ситуациях. Развитие функциональной грамотности невозможно без включения социо-культурных реалий в процесс обучения, а также развития коммуникативных и рефлексивных навыков для успешного решения вопросов и проблем, с которыми сталкивается человек. Особое внимание уделяется такому навыку как текстовый поиск, умению делать выводы по прочитанному тексту и дальнейшему применению полученной информации. Функциональная грамотность - это не формальная грамотность, а умение применять полученные навыки в реальных ситуациях.

  2. Доказана важность мотивированной учебно-познавательной деятельности для развития необходимых когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания и др. В процессе обучения развиваются умения и формируются навыки работы с информацией: поиск, получение и обработка. В структуре учебно-познавательной деятельности следует выделить мотив, так как он определяет успешный результат всей деятельности, далее конкретная цель формирует задачи, которые способствуют целенаправленной деятельности учащихся по их достижению. Мониторинг и оценка результатов является связующим звеном между учебной и познавательной деятельностью. Заключительным и важным компонентом структуры является рефлексия, так как она способствует развитию организованности и самостоятельности учащихся.

  3. Среди педагогических технологий в современных условиях развития образования выделяют IT технологии. Ученые обращают особое внимание на следующие преимущества: интенсификация образования, развитие личности учащегося и подготовки его к функционально-грамотной жизни, формирование информационной культуры и развития навыков принятия решений в нестандартных ситуациях. Технология образовательного веб­квеста предлагает эффективный способ работы с информацией в едином онлайн пространстве. Позволяет преподавателю выстроить изучаемый материал в определенной последовательности, применить творческий подход в разработке заданий, мотивировать учащихся на активный поиск и обработку информации.