Файл: Дипломная работа тема работы Оценка конкурентоспособности организации.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 348
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14 конкурентоспособности на макроуровне и расширяет набор отражающих ее индикаторов.
Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек прения, как социальных, функциональных, так и экономических.
Таким образом «конкурентоспособность» – это совокупность только определенных свойств, которые представляют весомый интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют большой интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно увеличить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих значимого интереса для основной группы его покупателей.
Понятие конкурентоспособности предприятия является относительно новым по сравнению с понятием конкурентоспособности продукта. На практике термин «конкурентоспособность предприятия» давно и часто применяется, но точное его понимание еще не сформулировано. Анализ литературы показывает, что иногда верно говорить о способности предприятия к развитию.
Применяется также понятие «конкурентное преимущество». Оно достигается, когда компания использует маркетинговую возможность из-за выпуска более совершенной продукции, более низкой цене, более разветвленной сети распределения, лучшему сервису и более широкому ассортименту по сравнению с конкурирующей.
15
Наряду с конкурентоспособностью предприятия в качестве близких по значению можно указать следующие термины: относительное положение на рынке, сравнительная успешность деятельности. Преимущество термина
«конкурентоспособность» в его краткости и емкости, поскольку в нем заложено содержание сравнения по принципу «лучше-хуже».
Каждое предприятие – участник рынка проводит сравнение себя с конкурентом по различным параметрам, к которым относятся и характеристики продукта. Предприятие учитывает также различия в ассортименте, в имидже предприятия, в силе маркетинга, совершенстве производства и персонала, в полученных результатах деятельности, в видах деятельности по формированию и расходованию ресурсов [7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует организация, требует от нее обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением ее с данных рынков.
Существует много факторов, влияющие на конкурентоспособность предприятия. Рассмотрим их более подробно.
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
На конкурентоспособность предприятия оказывают влияние ряд факторов:
1. Динамика масштабов долгосрочного спроса.
Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности предприятия. Подъем долгосрочного спроса привлекает новые предприятия на рынок, а падение спроса наоборот вызывает отток предприятий;
16
2. Динамика структуры спроса.
Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителя к сервису, создание новых каналов сбыта, изменение в ассортименте нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой – влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения;
3. Технологические инновации.
Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке;
4. Маркетинговые инновации.
Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников;
5. Динамика лидерства.
Показывает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка;
6. Диффузия достижений.
Если новая технология становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются барьеры для вхождения в отрасль;
7. Динамика эффективности.
При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшат издержки на единицу продукции, крупные предприятия могут принудить другие предприятия к стратегиям «фиксированного роста»;
17
8. Покупательские предпочтения.
Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможность выбора;
9. Государственное регулирование рынка.
Действия государства через свои институты, включая урегулирование экономических отношений, а также изменение государственной политики, могут повлиять на рынок и конкурентные условия;
10. Рост детерминации.
Означает уменьшение неопределенности и риска. Новые отрасли характеризуются большой нечеткостью сведений о потенциальных возможностях рынка.
Всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, предполагается разделить на три группы:
1. цели, которые ставит перед собой предприятие;
2. ресурсы, которыми располагает предприятие;
3. факторы внешней среды.
В свою очередь в работе говорится, что конкурентоспособность предприятия определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.
Предполагается также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность организации следующие: критерий, показывающий в динамике степень удовлетворения потребителя; временной критерий эффективности производства; в качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели ее качества;
18 итоговым критерием оценки конкурентоспособности, как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели.
Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от двух групп факторов: барьеры для входа; ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль.
М. Портер отмечает существование следующих основных барьеров для входа: эффективный масштаб производства; эффект жизненного цикла продукции (иногда достижение низких затрат на единицу зависит от опыта производства товара и др. выгод, полученных за время освоения товара; предпочтения и преданность потребителей к определенным торговым маркам; потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок); препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и ноу-хау, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.; доступ к каналам распределения; государственные меры и политика (здесь имеются в виду законодательные правила и ограничения, применяемые на данном рынке).
Ожидаемая реакция предприятий на вновь входящих в отрасль будет более агрессивной, если: существующие предприятия и раньше были агрессивны, защищая свои рыночные позиции;
19 существующие предприятия владеют важнейшими финансовыми средствами; существующие предприятия имеют прочные связи с каналами распределения; существующие предприятия хотят и могут использовать политику уменьшения цен для сохранения своей доли на рынке; спрос на товар и/или услугу растет медленно; для существующих предприятий уход с рынка гораздо дороже, чем борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов).
Угроза входа на рынок новых предприятий имеет тенденцию изменяться с изменением рыночных экономических условий вообще.
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается) [17].
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы: затраты на производство играют главную роль для покупателя; поставщики представляют собой несколько крупных предприятий, не скованных интенсивной конкуренцией; продукция поставщиков дифференцирована настолько, что покупателю трудно и дорого перейти от одного поставщика к другому; покупатели не являются главными клиентами для предприятий- поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль; поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях; со стороны одного или нескольких поставщиков существует реальная угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.
20 предприятия-покупатели не проявляют склонности к интеграции в рынки поставщиков.
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда: потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве; объем потребления представляет собой значительную часть от всех продаж в отрасли; отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов; товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю; покупаемые изделия не являются важной составляющей комплектующих изделий покупателя; экономически выгодной для потребителя является практика приобретения комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу.
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.
При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента. Также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность.
Различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным
21 товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д. [17]:
Изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.
Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».
Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены.
Эти факторы можно разделить на: внешние и внутренние.
Внешние факторы включают в себя:
1.Факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.
2.Активность конкурентов.
3.Факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие.
4.Наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны.
5.Действия правительства (импортозамещение, санкции).
6.Степень приватизации предприятий данной отрасли.
7.Случайные события.
22
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия.
Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб – систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий [7].
Эти факторы, находясь во взаимодействии, увеличивают или уменьшают потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия. При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства.
На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек. Эти факторы влияют на конкурентоспособность предприятий. Изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любого предприятия. К приведенным факторам следует добавить психологический [17].
Рассмотрим их подробнее. Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение.
23
Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания.
От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность.
И, наконец, деятельность организации в нынешней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.
Психологический фактор охватывает себе трудовую этику – желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче – производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.
Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.