Файл: Дипломная работа тема работы Оценка конкурентоспособности организации.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32 условиях рыночной экономики.
Например, инвестор интересуется привлекательностью предприятия или региона с тем, чтобы узнать стоит ли в них вкладывать средства. Немаловажен и момент оправданности уже инвестированного капитала. При этом методы оценки конкурентоспособности предприятия должны брать в расчет следующие показатели: ценовое соотношение с аналогами; характеристики качества продукции; уровень обслуживания (до и после покупки), эффективность рекламных технологий, используемых производителем.
И наиболее удобным способом сравнительной оценки можно назвать многоугольник конкурентоспособности. Метод хорош тем, что довольно понятен и дает возможность сравнить предприятия или товары, услуги.
Представляет он собой отображение на чертеже положения сравниваемых элементов по каждому показателю.
Итак, многоугольник конкурентоспособности строится на основе следующих характеристик, которые представлены векторами, направленными в разные стороны из одной точки:
1. цена продукта (услуги);
2. определяющая концепция товара, услуги;
3. уровень обслуживания при продаже (уровень квалификации персонала);
4. сервисное обслуживание после продажи (доставка, сборка, гарантия, ремонт);
5. рынок сбыта продукции (фирменные магазины, салоны, шоу-румы и т.д.);
6. финансы, которыми располагает предприятие;
7. новизна продукта или опытность предприятия;
8. уровень информационного воздействия на потребителя (реклама, веб- сайт).
33
Следует отметить, что это лишь примерные значения для осей, ведь каждый товар, услуга, предприятие имеют свои особенности, обусловленными разными сферами производства. Поэтому значения могут варьировать и меняться в зависимости от объектов исследования.
Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рисунок 2).
Рисунок 2 – Многоугольник конкурентоспособности
После того, как построены оси и определены их значения, можно по системе баллов определить место каждого предприятия, товара на них.
Согласно этому положению для каждого объекта чертится многоугольник конкурентоспособности, то есть соединяются точки – показатели. Затем, взглянув на полученные фигуры, можно увидеть преимущества и недостатки всех оцениваемых объектов. На основе полученной информации следует
34 закрепить хорошие результаты и вести работу по устранению минусов, упущений проявившихся при сравнительном анализе.
Правда этот простой метод
(графический многоугольник конкурентоспособности) имеет несколько недостатков. Например, невозможно вывести прогнозы относительно будущего продукта или услуги, также не учтены недобросовестные виды борьбы за потребителя. Поэтому следует пользоваться нескольким методами исследования.
Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.п.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников.
Особенно сложно это делать фирмам, предоставляющим немассовые услуги специфического характера, например, установка специального оборудования
(системы безопасности, телефонные станции, компьютерные сети и т.п.).
Клиент в подобных случаях очень неохотно предоставляет информацию об услугах других фирм-конкурентов. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, коммерческой, маркетинговой разведки [11].
Источниками информации о фирмах-конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые фирмы демонстрируют на выставках еще не освоенную продукцию.
В то же время бывают случаи, когда из опасения утечки информации, фирмы показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам непосредственно на предприятиях [11].
35
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.
До сих пор речь шла о ведении конкурентной борьбы в рамках закона и этических норм. Однако существует и недобросовестная конкуренция.
Недобросовестная конкуренция – методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции.
К таким методам относятся: демпинг, установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке; установление дискриминационных цен или коммерческих условий; установление зависимости поставок конкретных товаров или услуг от принятия ограничений в отношении производства или распределения конкурирующих товаров; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей; распространение ложной информации и рекламы; заимствование товарных знаков, копирование
(имитация) продуктов конкурентов; нарушения качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг [15].
Недобросовестная конкуренция в большинстве промышленно развитых стран запрещается соответствующими законодательными актами по борьбе с незаконной деловой практикой, по охране прав потребителей, по контролю за деятельностью монополий, а также гражданским и уголовным кодексами.
36
2
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ООО «СИБАР ГРУПП»
2.1 Краткое описание ООО «СИБАР ГРУПП»
Полное фирменное наименование предприятия – Общество с ограниченной ответственностью «СИБАР ГРУПП».
Сокращенное наименование ООО «СИБАР ГРУПП».
ООО «СИБАР ГРУПП» располагается по адресу: 143002 г. Одинцово, ул. Западная, 13. Веб-ресурс: www.sibar.org
Государственная регистрация ООО «СИБАР ГРУПП» произведена 12 декабря 2011 года.
Компания ООО «СИБАР ГРУПП» является российским производителем шинопроводных систем в литой изоляции.
Шинопроводы SiBar – это модульная система, состоящая из отдельных элементов различной конфигурации: прямые, поворотные, присоединительные секции, а также секции специального назначения.
Сборка трасс происходит в соответствии с проектной документацией на объекте применения путем стыковки отдельных модулей и последующей изоляцией мест стыка.
Предлагая комплексный подход (проектирование, производство, поставка, монтаж) к созданию систем электроснабжения зданий и сооружений, компания ООО «СИБАР ГРУПП» качественно и в срок выполняет все этапы реализации проектов.
В настоящее время компания ООО «СИБАР ГРУПП» продолжает динамично развиваться и расширять спектр оказываемых услуг и номенклатуру производимого оборудования.
37
2.2 Ассортимент предприятия
Основной деятельностью ООО «СИБАР ГРУПП» по отраслевой принадлежности согласно кодам ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) являются:
31.30 (Производство изолированных проводов и кабелей);
28.52 (Обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения);
28.40 (Ковка, прессование, штамповка и профилирование; изготовление изделий методом порошковой металлургии).
Компания «СИБАР ГРУПП» производит следующее оборудование: низковольтные шинопроводы на номинальные токи от 800 А до
6300 А со степенью защиты IP55 – IP68; шинные компенсаторы; крепежные системы.
Все элементы системы, кроме присоединительных секций и коробок отбора мощности, выполнены монолитными и имеют базовую степень защиты
IP68.
Итоговая степень защиты участка шинопроводной трассы может быть выполнена со степенью защиты: IP55, IP68, IP67.
IP55 – стык секций закрывается защитными крышками, при необходимости легко демонтируется.
IP67 – стык секций закрывается защитными крышками и заливается специальным компаундом. Стык легко разборный.
IP68 – стыки секций заливаются поставляемым компаундом при проведении монтажа шинопровода. В данном случае стык секций остается разборным, но эта операция сложна и выполняется по специальной технологии.
Таким образом, трасса шинопровода может быть комбинированой – участок шинопровода SiBar в условиях агрессивной или уличной среды – IP68, участок в помещении – IP55.
38
Шинопроводы в литой изоляции SiBar разработаны для наружного и внутреннего применения с целью передачи и распределения электроэнергии низкого напряжения. Они с одинаковым успехом могут быть использованы как в сложных условиях окружающей среды: уличное применение, в подземных коллекторах, тоннелях, в цехах химического и пищевого производств, так и в местах общественного пользования. Производятся на токи от 800 А до 6300 А с алюминиевыми (800–6300 А) либо медными (1000–6300 А) проводниками в четырех- и пятипроводном исполнении, с различными степенями защиты. При желании заказчика количество проводников может быть иным.
Продукция компании ООО «СИБАР ГРУПП» сертифицирована на соответствие стандартам МЭК 60439-2, ГОСТ 6815-79.
«ООО «СИБАР ГРУПП» осуществляет полный комплекс услуг в вопросах передачи и распределения электроэнергии низкого напряжения с использованием шинопроводов в литой изоляции собственного производства.
Кроме того, компания оказывает услуги: консультирование проектировщиков, застройщиков, подрядчиков и эксплуатирующих организаций на предпроектном этапе; концептуальное проектирование и предварительная оценка стоимости проекта; проектное сопровождение, разработка строительных заданий, выбор способов крепления; уточнение геометрии шинопроводных трасс по месту; подбор оптимальной схемы производства и поставок шинопровода; оптимизация конструктивных решений; производство шинопровода и крепежных изделий; обучение персонала монтажных организаций; сопровождение процесса монтажа; гарантийное и постгарантийное сопровождение.
Стоит отметить, что в компании постоянно расширяется номенклатура товара и непрерывно совершенствуется ассортимент в направлении повышения
39 качества. Это обуславливается тем, что применяются новые технологические возможности и разработки.
2.3 Анализ результатов финансовой деятельности предприятия
Анализ результатов финансовой деятельности предприятия наилучшим образом позволяет установить степень его финансовой стабильности и оценить резервы повышения эффективности производства. Основным результатом финансовой деятельности является выручка от продаж, поэтому в таблице 1 приведен анализ динамики выручки за последние три года.
Таблица 1 – динамика продаж ООО «СИБАР ГРУПП»
Наименование продукции
Продажи, тыс. руб.
Темп роста, %
2013 2014 2015 2014/2013 2015/2014 2015/2013
Проект с использованием шинопровода с классом защиты IP55 12 000 12 500 13 000 104 104 108
Проект с использованием шинопровода с классом защиты IP67 13 000 14 500 17 000 112 117 131
Проект с использованием шинопровода с классом защиты IP68 14 000 16 000 19 000 114 119 136
ИТОГО
39 000 43 000 49 000 110 114 126
Наглядное изменение показателей продаж представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика продаж ООО «СИБАР ГРУПП»
0 10 000 20 000 30 000 40 000 50 000 60 000
Продажи в
2013г., тыс. руб.
Продажи в
2014г., тыс. руб.
Продажи в
2015г., тыс. руб.
Проект с использованием шинопровода с классом защиты IP55
Проект с использованием шинопровода с классом защиты IP67
Проект с использованием шинопровода с классом защиты IP68
ИТОГО
40
Как видно из приведенных данных, объем продаж в период 2013-2015 гг. по каждой позиции увеличивается. Причем наибольший рост продаж наблюдается на проекты с использованием шинопроводов с классом защиты
IP68.
2.4 Анализ целевого рынка
За 5 лет работы специалистами компании ООО «СИБАР ГРУПП» успешно реализовано около 100 проектов различной сложности более чем в 40 субъектах России.
Основными потребителями являются компании строительной отрасли.
Кроме того, ООО «СИБАР ГРУПП» выполняет заказы предприятий космической отрасли, военной отрасли и других промышленных и производственных отраслей. Проекты выполняются как для вновь строящихся объектов, так и для замены оборудования при реконструкции.
В основной сегмент потребителей входят следующие организации:
Монтажные организации для последующей перепродажи
Государственные заводы различных отраслей для решения вопросов электроснабжения
Частные заводы различных отраслей для решения вопросов электроснабжения
Торговые комплексы для решения вопросов электроснабжения
Жилые комплексы для решения вопросов электроснабжения.
1 2 3 4 5 6 7
2.5 SWOT-анализ ООО «СИБАР ГРУПП»
Первоначально необходимо провести оценку текущей ситуации на ООО
«СИБАР ГРУПП» и выявить сильные и слабые стороны компании. Для этого идеально подойдет SWOT-анализ.
41
С помощью SWOT-анализа можно выявить сильные и слабые стороны компании. Это поможет сформулировать основные рекомендации по повышению конкурентоспособности на основе сильных факторов компании и предпринять меры по развитию слабых мест предприятия. Кроме того, SWOT- анализ поможет систематизировать имеющиеся возможности компании и использовать их для развития и повышения конкурентоспособности на рынке.
Также выявим угрозы для существующей позиции предприятия на рынке и сможем разработать рекомендации по их неблагоприятному влиянию на деятельность компании.
Матрица SWOT-анализа деятельности предприятия ООО «СИБАР
ГРУПП» помогла установить связи между сильными и слабыми факторами, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями (таблица 2).
Таблица 2 – Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы фирмы
Сильные стороны
Возможности
Низкие цены по сравнению с конкурентами;
Наличие собственной площади и сервисного центра;
Гибкая ценовая политика;
Наличие опыта работы с покупателями;
Налаженные связи с рядом поставщиков;
Наличие благоприятного имиджа предприятия;
Возможность постоянного повышения квалификации.
Наличие неохваченных предприятиями перспективных рынков или новых сегментов рынка;
Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
Сотрудничество с другими предприятиями;
Возможность применения различных тактик ценообразования;
Рост ответственности у работников за свою работу.
Слабые стороны
Угрозы внешней среды
Ухудшающаяся конкурентная позиция;
Отсутствие отдела маркетинга;
Неэффективный менеджмент;
Нехватка оборотных средств для закупок;
Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии;
Отсутствие программы продвижения.
Нестабильность курса доллара
(закупочные цены привязаны к доллару и евро, а продают в рублях);
Появление новых конкурентов;
Происходит изменение политики поставщиков;
Неблагоприятная политика правительства
Кризис в экономике;
Демпинг со стороны конкурентов;
Появление товарозаменителя.