Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1184
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Подготовить групповое консультирование методам профилактических мероприятий детям препубертатного, пубертатного и юношеского возрастов с использованием различных форм и средств санитарно – гигиенического обучения населения.
2.
Курение и беременность (подготовка докладов).
3.
Курить не модно, модно не курить (подготовка презентаций).
4.
Составление тематического кроссворда.
186
Технологическая карта занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Методическое обоснование
11.
Организационный этап – 5 мин.
- приветствие студентов;
- проверка готовности аудитории к уроку;
- отметка присутствующих
- приветствие преподавателя;
- доклад дежурного об отсутствующих студентах
- осуществление психологического настроя к учебной деятельности, воспитание организованности, дисциплинированности, делового подхода;
- активизация внимания студентов.
12.
Мотивация занятия – 10 мин.
- доведение темы урока, целей, плана проведения занятия;
- формулировка актуальности темы.
- продумывают ход этапов учебной деятельности.
- продолжение формирования ОК 2, ОК 4,
ОК 6; ОК 9; ОК 12, ОК 13
- создание целостного представления о занятии;
- концентрация внимания на предстоящей работе;
- формирование интереса и осмысление мотивации учебной деятельности.
13.
Контроль и актуализация опорных знаний – 30 мин.
Преподаватель раздаёт тестовые задания по вариантам с бланками для ответов;
После тестирования преподаватель спрашивает какие затруднения были при выполнении заданий и отвечает на вопросы.
Обучающиеся выполняют задания. Проверяют их и оценивают, записывают результат в лист самооценки
Контроль теоретических знаний по данной теме.
Метод тестового контроля знаний позволяет за короткий срок выявить уровень усвоения теоретического материала, определить вопросы для более детального обсуждения на занятии.
Терминологический диктант способствует выявлению понимания обучающихся основных понятий данной темы, способствует достижению цели занятия на оптимальном уровне.
14.
Изложение нового материала– 35 мин.
15.
Инструктаж о порядке выполнения заданий (для практического занятия) - 5 мин
Объяснение новой темы, показ Участие в беседе и
Активизация
187
видео и презентаций с комментированием. просмотр презентаций мыслительной деятельности, актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению новой информации, обеспечение включения каждого студента учебный процесс.
16.
Практическая работа – 135 мин.
Преподаватель ставит цели и задачи предстоящей работы, знакомит с порядком ее выполнения, дает рекомендации по заполнению дневников.
Преподаватель привлекает студентов к самостоятельному выполнению практических заданий и взаимообучению, контролирует работу студентов, оказывает необходимую помощь.
Студенты работают в малых группах, выполняя задания из методической разработки для студентов.
Систематизация полученных знаний.
Тренировка профессиональной памяти.
Развитие умения самостоятельной работы с литературой, документацией.
17.
Закрепление нового материала– 30 мин.
Преподаватель организует и координирует работу на занятии
(раздает задания в тестовой форме для оценки исходного уровня, усвоенного материала и ситуационные задачи, объясняет правила работы).
Предлагает отчитаться по результатам тестового задания и решения ситуационных задач.
Студенты выполняют задание
Формирование умения применять знания на практике.
6.
Подведение итогов практического занятия. Выставление оценок – 10 мин
Преподаватель предлагаем студентам оценить результаты собственной познавательной деятельности и дать оценку эффективности занятия.
Формулирование выводов занятия.
Использование приема «Пометки на полях» (Знаю…., Хочу узнать…., Узнал…)
Студенты оценивают результаты своей деятельности на занятии, формулируют выводы
Выработка умения анализа проделанной работы, понимания сущности темы.
7. Домашнее задание -10 мин.
Дается домашнее задание, рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
Создание мотивации на последующую самостоятельную работу.
188
16.
Практическая работа – 135 мин.
Преподаватель ставит цели и задачи предстоящей работы, знакомит с порядком ее выполнения, дает рекомендации по заполнению дневников.
Преподаватель привлекает студентов к самостоятельному выполнению практических заданий и взаимообучению, контролирует работу студентов, оказывает необходимую помощь.
Студенты работают в малых группах, выполняя задания из методической разработки для студентов.
Систематизация полученных знаний.
Тренировка профессиональной памяти.
Развитие умения самостоятельной работы с литературой, документацией.
17.
Закрепление нового материала– 30 мин.
Преподаватель организует и координирует работу на занятии
(раздает задания в тестовой форме для оценки исходного уровня, усвоенного материала и ситуационные задачи, объясняет правила работы).
Предлагает отчитаться по результатам тестового задания и решения ситуационных задач.
Студенты выполняют задание
Формирование умения применять знания на практике.
6.
Подведение итогов практического занятия. Выставление оценок – 10 мин
Преподаватель предлагаем студентам оценить результаты собственной познавательной деятельности и дать оценку эффективности занятия.
Формулирование выводов занятия.
Использование приема «Пометки на полях» (Знаю…., Хочу узнать…., Узнал…)
Студенты оценивают результаты своей деятельности на занятии, формулируют выводы
Выработка умения анализа проделанной работы, понимания сущности темы.
7. Домашнее задание -10 мин.
Дается домашнее задание, рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
Создание мотивации на последующую самостоятельную работу.
188
Информационный блок.
Препубертатный возраст - развитие детей 7-12 лет
Пубертатный период у девочек (половое созревание) начинается примерно в возрасте 10-11 лет, но сдвиг на 1-2 года считается вариантом нормы. Пубертатный период у мальчиков (половое созревание) начинается несколько позже, чем у девочек – примерно в 12-13 лет, иногда позже.
На протяжении этих возрастных периодов дети все более отделяются от родителей и ищут признания учителей и других взрослых, а также сверстников.
Центральное место начинает занимать самооценка, поскольку у детей развивается когнитивная способность рассматривать одновременно отношение к собственной личности самого себя и многих окружающих людей. Впервые его оценивают в соответствии с возможностью создавать социально значимые вещи, например, получать хорошие отметки в школе или осуществлять круговые пробежки в бейсболе.
Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. К числу важных факторов, оказывающих оздоровительное влияние на здоровье детей, относят оптимальную среду обитания, адекватный двигательный режим, закаливание, здоровое питание, рациональный режим дня. Движение, закаливание и питание можно назвать ведущей триадой формирования здоровья подрастающего поколения.
Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по:
— закаливанию воздухом, солнцем, водой;
— гигиене;
— обеспечению двигательной активности;
— наличию рационального питания;
— созданию гармоничного психоэмоционального состояния;
— реализацию принципов охраны окружающей среды.
Помещать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:
— недостаточное количество двигательной активности;
— нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира;
— стресс;
— наличие вредных привычек;
— неполноценный, нарушенный сон.
Однако факторов окружающей среды, оказывающих вредное воздействие на человека гораздо больше. Кстати, ВОЗ выделяет порядка двухсот.
189
Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего
тела
Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно связано с наличием у него полноценного отдыха. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей. Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, функциональных возможностей организма, бюджета свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха.
Привычной называют двигательную активность, устойчиво проявляющуюся в процессе жизнедеятельности. Несоответствие уровня привычной двигательной активности биологическим потребностям организма в движениях может приводить к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья детей и подростков, в том числе со стороны сердечно-сосудистой системы.
Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст ребенка и его пол. У мальчиков и девочек в возрасте
8-
9 лет двигательная активность практически не отличается. С возрастом различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными. Возрастные нормы двигательной активности составляются с учетом закономерностей роста и развития детей и определяются количеством локомоций (шагов) за 24 ч.
Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные функциональные изменения в организме - от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений: развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей, нарушений деятельности опорно- двигательного аппарата и вегетативных функций. Отсутствие физической активности признается одним из главных самостоятельных факторов риска развития метаболического синдрома, ожирения, ишемической болезни сердца, диабета 2-го типа, других заболеваний взрослого периода жизни.
Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и обусловлена чаще всего ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка, снижение иммунитета, развитие неврозов и неврозоподобных состояний, нарушения со стороны функциональных систем организма.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения адекватной биологической потребности школьника в движениях. Такой объем двигательной активности достигается путем проведения гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, спортивного часа в группах продленного дня,
190
внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и «дней здоровья», самостоятельных занятий физкультурой.
Организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления здоровья называется физическим воспитанием. Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функциональное состояние детей и подростков. Адекватные физические нагрузки, занятия в спортивных секциях способствуют совершенствованию физического развития, повышают работоспособность, улучшают самочувствие, психологическое состояние и переносимость стрессовых воздействий. Выполнение физических упражнений на открытом воздухе вызывает увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивает продуктивную умственную работу.
Доказан иммуностимулирующий эффект адекватных физических нагрузок, проявляющийся в снижении частоты простудных заболеваний. Регулярные занятия спортом стимулируют углеводный обмен, увеличивают чувствительность инсулинорецепторов скелетной мускулатуры и жировой ткани, снижая тем самым риск развития ожирения, диабета и атеросклероза.
В процессе адаптации к физическим нагрузкам происходят изменения во всех органах и системах. В частности, увеличивается подвижность нервных процессов, формируются более тонкие механизмы функционирования анализаторных систем, происходит оптимизация функции симпатоадреналовой системы в ответ на стрессорные воздействия, улучшаются показатели жизненной емкости легких, бронхиальной проходимости и эффективность вентиляции легких, наблюдаются благоприятные адаптационные сдвиги в сердечнососудистой системе.
Такие положительные эффекты очень важны для организма ребенка, так как именно на этапе созревания закладываются основы здоровья и долголетия человека.
Организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления здоровья называется физическим воспитанием. Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функциональное состояние детей и подростков. Адекватные физические нагрузки, занятия в спортивных секциях способствуют совершенствованию физического развития, повышают работоспособность, улучшают самочувствие, психологическое состояние и переносимость стрессовых воздействий. Выполнение физических упражнений на открытом воздухе вызывает увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивает продуктивную умственную работу.
Доказан иммуностимулирующий эффект адекватных физических нагрузок, проявляющийся в снижении частоты простудных заболеваний. Регулярные занятия спортом стимулируют углеводный обмен, увеличивают чувствительность инсулинорецепторов скелетной мускулатуры и жировой ткани, снижая тем самым риск развития ожирения, диабета и атеросклероза.
В процессе адаптации к физическим нагрузкам происходят изменения во всех органах и системах. В частности, увеличивается подвижность нервных процессов, формируются более тонкие механизмы функционирования анализаторных систем, происходит оптимизация функции симпатоадреналовой системы в ответ на стрессорные воздействия, улучшаются показатели жизненной емкости легких, бронхиальной проходимости и эффективность вентиляции легких, наблюдаются благоприятные адаптационные сдвиги в сердечнососудистой системе.
Такие положительные эффекты очень важны для организма ребенка, так как именно на этапе созревания закладываются основы здоровья и долголетия человека.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 21
Закаливание и его гигиеническое значение
Под закаливанием понимают комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышения его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье. Закаливать организм можно в отношении как высоких, так и низких температур внешней среды. Однако в связи с тем, что в возникновении ряда заболеваний немаловажную роль играет охлаждение организма, а охлаждение является фактором, понижающим сопротивляемость организма, наиболее часто закаливание рассматривается как фактор, способствующий повышению устойчивости организма детей к простудным заболеваниям.
Закаливание направлено на совершенствование механизмов химической и физической терморегуляции и может быть успешным только при соблюдении следующих принципов:
• проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;
• постепенное увеличение интенсивности процедур;
• систематичность и последовательность проведения процедур;
• комплексное воздействие закаливающих факторов;
191
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к закаливающим мероприятиям;
• возобновление процедур после перерывов с интенсивностью воздействия, соответствующей начальному этапу, но более быстрым ее нарастанием.
Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при незначительном напряжении терморегуляторных механизмов, обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием осенне-зимнего периода, характеризующегося увеличением количества простудных, вирусных заболеваний, снижением показателей иммунитета детей. В последующем закаливание не должно прерываться ни в один из сезонов года. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется 3—10 дней.
Ведущим в системе мероприятий закаливания является ускорение адаптации к холоду. Ребенок должен быть хорошо адаптирован к изменяющимся условиям среды, погоды и другим метеофакторам. Результатом закаливания является снижение заболеваемости детей, укрепление их здоровья, повышение работоспособности.
Закаливающие мероприятия подразделяют на общие и специальные. Общие мероприятия проводят на протяжении всей жизни ребенка. К ним относятся: правильный режим дня, сбалансированное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, рациональная одежда, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим в помещении, регулярное проветривание комнат.
Специальные закаливающие мероприятия предусматривают гимнастику, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.
Существует множество приемов проведения закаливающих процедур. Многие из них трудоемки и вследствие этого используются в детских коллективах ограниченно (ножные ванны, общее обливание), другие требуют хорошей подготовки детей и приемлемы только для здоровых (купание в водоемах, моржевание).
Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм.
Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а теплоемкость - в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурного воздействия, воздух диффундирует через кожу и тем самым увеличивается насыщение крови кислородом (проницаемость кожи у детей по отношению к газам существенно выше, чем у взрослых). Воздушные ванны целесообразно проводить утром или вечером в 17-18 ч, спустя 30-40 мин после еды.
Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны) показано практически всем здоровым детям, ослабленным после перенесенных заболеваний и детям с задержкой роста и развития. В средней климатической зоне световоздушные ванны целесообразно проводить с 9 до 12 ч, на юге - с 8 до 10 ч.
192