Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1181

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закаливание УФ-лучами рекомендуется в условиях Крайнего Севера, где интенсивность ультрафиолетовой радиации ниже, чем в средних и южных широтах.
Водные процедуры включают влажные обтирания, обливания, плавание. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерности распределения на теле.
Обтирание осуществляют от дистальных отделов к проксимальным в последовательности: верхние конечности, нижние конечности, грудь, живот, спина. Обливание голеней и стоп начинают с температуры 28 °С, снижая далее температуру воды на 1 °С в неделю. Нижние пределы температуры воды - 18 °С.
Продолжительность процедуры - 20-30 с.
Среди нетрадиционных методов закаливания используют контрастные температурные воздействия (контрастный душ от терпимо горячей или комфортной температуры воды к прохладной); метод «солевой дорожки»
(пропитывание дорожки раствором морской соли из расчета 200 г на 1 л воды); метод «морской прогулки» - наполнение выложенной галькой ванны 1-2% раствором поваренной соли с постепенным снижением температуры воды от 26 до 18 °С. Прост в исполнении метод закаливания путем «ослабления» одежды на
1 слой.
Организация питания детей и подростков.
Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения.
Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не только заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.
Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов.
Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.
Полноценное питание - существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, своевременное созревание морфологических структур и функций органов и тканей. Ему принадлежит ключевая роль в поддержании здоровья детей и подростков, их оптимального психомоторного и интеллектуального развития, устойчивости к действию неблагоприятных факторов.
При организации питания детей необходимо добиваться обеспечения организма ребенка всеми необходимыми пищевыми веществами в соответствии с возрастными физиологическими потребностями в них (табл. 1).
Таблица 1. Потребность детей и подростков в пищевых веществах и энергии
193


Примечание. 1 мкг ретинового эквивалента равен 6 мкг бета-каротина; 1 мг токоферолового эквивалента равен 1 мг d-альфа-токоферола.
Недостаточное поступление с пищей нутриентов может приводить к возникновению алиментарно-зависимых состояний, таких как железодефицитная анемия, задержка роста (витамин А, цинк, йод), снижение способности к обучению (йод, железо, витамины В
1
, В
2
, В
6
).
Дефицит йода повышает риск развития хронических заболеваний, снижения слуховой и зрительной памяти. Недостаток в рационе школьника цинка, селена, витаминов А, Е, С приводит к нарушению антиоксидантного статуса, способствует развитию или обострению многих заболеваний, в том числе сахарного диабета, болезней кожи, суставов. Недостаток микронутриентов является одной из причин снижения иммунного ответа и формирования вторичных иммунодефицитных состояний. Дефицит полноценных белков на фоне высоких умственных и физических нагрузок может способствовать развитию переутомления, снижению работоспособности, ухудшению успеваемости школьников.
194

Для профилактики этих нарушений состояния здоровья в рационе учащихся ежедневно должны присутствовать нежирные сорта мяса или рыбы, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. В течение недели в меню следует включать крупы, макаронные изделия, сметану, сыр, яйца, творог, фруктовые соки. Среди сыров следует отдавать предпочтение твердым сортам с невысокой жирностью (25-28 г/100 г продукта) и умеренным содержанием соли (до 1,5-1,8%). Вместо традиционных плавленых сыров, не сбалансированных по кальцию, рекомендуются пластифицированные сырные массы или специализированные плавленые сыры для детского и диетического питания, при производстве которых не применяются фосфаты.
Меню составляется таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда дети получали в первую половину дня, так как белки пищи оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. В сочетании с жиром белковые продукты дольше задерживаются в желудке и требуют большей пищеварительной активности. Из рациона следует исключать продукты, обладающие раздражающим действием на слизистую органов пищеварения: перец, хрен, горчицу, майонез, и ограничить количество жареных блюд. Не следует использовать в питании и приготовлении пищи тугоплавкие жиры.
При организации питания необходимо соблюдать режим и ритм питания.
Длительность промежутков между приемами пищи не должна превышать 3,5-4 ч.
Изменения интервалов между едой приводят к нарушению аппетита, работы органов пищеварения, развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, которые в настоящее время занимают первое место в структуре заболеваемости школьников.
Большое значение для сохранения здоровья школьников имеет организация в общеобразовательных школах горячего питания. В соответствии с российскими традициями организации школьного питания и учетом зарубежного опыта горячее питание в школах должно покрывать до 60% потребности в энергии и питательных веществах. Наиболее важно это для эссенциальных нутриентов: незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов, микроэлементов. Для учащихся образовательных учреждений школьного типа предусматривается организация двухразового горячего питания, а также свободная продажа готовых блюд и готовой продукции в достаточном ассортименте. Двухразовое питание предполагает организацию горячего завтрака и обеда, а при обучении во вторую смену - обеда и полдника (табл. 10.8).
Для детей 6 -летнего возраста в образовательных учреждениях рекомендуется предусматривать трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник или завтрак, второй завтрак, обед). Посещение детьми группы продленного дня может быть разрешено только при организации двух или трехразового питания.
В настоящее время в школах применяются новые формы организации питания учащихся:
• питание с предоставлением 2 и более вариантов рационов (по типу «шведского стола»);
195


• применение комплексных рационов питания по типу рационов бортового питания пассажирских авиарейсов;
• применение современных способов приготовления пищи;
• быстрое снижение температуры приготовленной пищи до +4 °С;
• доставка пищи в школьные столовые, ее регенерация и предоставление детям.
Рационы питания детей должны составляться с учетом индивидуальных особенностей ребенка по переносимости продуктов, условий его жизни, воспитания и обучения.
Большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей имеет разъяснительная работа педагогов и врачей, направленная на формирование у школьников навыков здорового питания и пищевого поведения.
РЕЖИМ ДНЯ.
Очень важно при формировании режима дня младшего школьника научить его правильно регламентировать время выполнения домашних заданий: чередовать виды занятий по разным предметам, после 30—40 мин работы делать непродолжительные перерывы (10—15 мин), во время которых можно выполнять несложные физические упражнения, гимнастику для глаз, что улучшает кровообращение, снимает напряжение, улучшает функцию зрения, способствует сохранению и поддержанию правильной осанки, которая может нарушаться вследствие длительного сидения за столом и развития утомительной статической нагрузки на костно-мышечную систему, вызывающей повышение общей физической усталости.
В более старшем возрасте (8—11 лет) дети волевым усилием могут преодолевать накопившееся утомление, которое у более младших проявляется сначала двигательным беспокойством, переключением внимания на посторонние предметы, а затем развиваются вялость, сонливость, апатия, безразличие к изучаемому предмету как проявление защитной реакции организма на чрезмерные нагрузки. Но такое волевое усилие также таит определенную опасность для организма ребенка, так как может привести к значительному переутомлению, ухудшению здоровья, поэтому нежелательно принуждение к занятиям в течение большего времени, чем это допустимо для определенной возрастной группы.
Существенное значение для восстановления работоспособности детей младшего школьного возраста имеет правильная организация выходных дней. Наиболее оптимальной представляется пятидневная учебная неделя с двумя выходными днями, так как одного выходного дня совершенно недостаточно для полного восстановления умственной работоспособности, утраченных сил ребенка.
Выходные дни целесообразно посвятить как можно большему пребыванию на свежем воздухе, занятию спортом, участию в турпоходах, экскурсиях, занятиям в
196

кружках. Такое переключение видов деятельности является необходимым условием повышения и восстановления работоспособности.
Важным элементом режима дня является сон. Нормальный сон, как известно, очень важен для восстановления сил и работоспособности. В начале младшего школьного возраста продолжительность сна должна составлять не менее 10— 10,5 ч, допустим переход на одноразовый сон — только в ночное время. Но в период адаптации к школе, когда ребенок попадает в новые для него условия с повышенными умственными, физическими, психологическими, познавательными, эмоциональными нагрузками, он может быстрее утомляться, поэтому вполне допустимым и даже желательным является дневной сон как элемент переходного режима.
К концу периода младшего школьного возраста продолжительность ночного сна должна составлять 9—10 ч. При уменьшении продолжительности ночного сна до
7,5—
8 ч уровень работоспособности детей падает на 30 %. Недосыпание уже через 1—1,5 ч занятий в школе вызывает почти полную потерю работоспособности, рассеянность, ослабление внимания, памяти, снижение качества усвоения материала. Хроническое же недосыпание может привести к общей невротизации ребенка. Перед ночным сном необходимо проветрить спальную комнату, ребенок должен умыться, вымыть ноги, почистить зубы, можно принять успокаивающий душ. Длина кровати ребенка младшего школьного возраста должна быть на 15— 20 см больше его роста, матрас на ней должен быть плотным.
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Основы гигиены детей и подростков включают нормы надлежащего содержания тела, полости рта, половых органов, а также правильное использование средств личной гигиены, одежды и обуви. Как важные компоненты понятия гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима дня и питания. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности.
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА.
Долгое время в нашей стране интимная гигиена была темой, закрытой для обсуждения. Считалось, что подобные беседы крайне неприличны, поскольку касаются области секса, разговаривать о котором и вовсе недопустимо. С одной стороны, это вполне понятно - дело-то исключительно деликатное и сугубо личное, а вот с другой - недостаток информации, уклонение от открытого разговора приводит к тому, что уровень гинекологических заболеваний у девушек остается неизменно высоким.
Поэтому крайне важно не только регулярно выполнять комплекс санитарно- гигиенических мер, а выполнять их правильно.
В подростковом возрасте еще более тщательно, чем в детском возрасте, девочка должна соблюдать правила гигиены половых органов.
197


Слизистая оболочка влагалища всегда, с самого рождения девочки, выделяет секрет, а в период полового созревания под воздействием женских половых гормонов этот процесс усиливается и появляются так называемые пубертатные бели. Выделения из влагалища, скапливаясь на наружных половых органах или белье, вызывают раздражение кожи, появляется зуд, а присоединение микроорганизмов может спровоцировать начало развития воспалительного процесса.
В случае воспаления появляются выделения с неприятным запахом, да и в принципе неприятные девушке, что подталкивает ее к использованию ежедневных прокладок, которые так широко рекламируются. Следует помнить, что любую прокладку нужно сменить после 4-5 часов использования.

Девочкам-подросткам не имеющим менструаций, подмывание наружных половых органов проточной водой следует производить не реже 1-2 раз в день.
Мыться лучше под душем. Сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в последнюю очередь - область заднего прохода. Белье надо менять ежедневно.

Для интимной гигиены следует использовать специальные средства.
Половые органы имеют очень нежную слизистую оболочку с кислой средой, поэтому щелочные мыла и гели для душа с легкостью справятся с ее разрушением.

Необходимо использовать только специальные средства для интимной гигиены, которые представлены в аптеках в широком разнообразии. Такие средства pH-нейтральны, они не вызовут у вас неприятного чувства дискомфорта после «процедуры».

Не стоит использовать губки или мочалки для интимной гигиены, они повредят и покроют микроцарапинами нежную поверхность половых органов.
Вода для подмываний должна быть непременно теплой. Ни горячая вода, ни холодная в этом случае недопустимы.

Направлять струю воды следует спереди назад. В противном случае во влагалище может попасть микрофлора из заднего прохода.

Для интимной гигиены у каждой девушки должно быть свое полотенце.
После того, как вы завершили процедуру интимной гигиены, важно влагу не вытирать с усилием, а просто промокнуть.

Во время менструации (критические дни) интимной гигиене следует уделять особое внимание - рекомендуется пользоваться специальными прокладками и тампонами. Прежде чем начать использование тампонов, следует прочитать инструкцию, а если что-то непонятно, надо обратиться к врачу- гинекологу. Самое главное - тампоны надо регулярно менять. Кровь - идеальная среда для жизни и размножения бактерий. Любые, даже самые современные прокладки, пропитанные менструальными выделениями, уже через несколько
198