Файл: Законодательный процесс в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В систему методологических принципов право­творческой деятельности входят юридическая наука, логика, общенаучные и специальные методы, приемы (способы) выражения и изложения воли законодателя в виде нормативно-правовых предписаний и иных структурныхчастей закона, лингвистика.

В процессе законотворчества в той или иной мере используются все отрасли права, но прежде всего - теория государства и права. Именно в данной науке раскрываются общие закономерности права и его основные компоненты, даются исходные теоретические представления о праве и его системе, а также о системе нормативно-правовых актов, механизме правового регулирования, механизме реализации правовых норм и государственного принуждения.

Прежде чем начать процедуру создания нормы права, необходимо получить четкие представления о том, из каких составных частей состоит указанный элемент правовой системы, как они связаны между собой и каким образом они должны излагаться в тексте правового акта.

Кроме того, невозможно подготовить эффективный закон, не учитывая общеправовых принципов и положений общей теории права о рассматриваемом правовом феномене. Так, где имеет место попытка спроектировать норму права без учета указанных выше моментов, появляются несовершенные и недостаточно эффективные нормы, что доказано теорией права и подтверждено правовой практикой.

Недостаточность учета положений общей теории права получает свое проявление во всех случаях, когда законодатель принимает декларативные нормы, лишенные санкций, не имеющие эффективного механизма их реализации в конкретных правоотношениях.

Аналогичным видится и установление социальных льгот и пособий, применение которых на практике нереально в связи с недостаточностью или полным отсутствием финансовых средств и духовных благ у современного общества и государства.

Положения общей теории права в процессе проектирования нормативных актов применяются в органическом единстве с конституционным правом и нормами той отрасли права, которая является предметом подготавливаемого законопроекта. Как известно, конституционное право дает не только доктринальное толкование ныне действующего Основного закона, но и раскрывает закономерности функцио­нирования и развития конституционных отношений в современном гражданском обществе, а также определяет основные направления дальнейшего совершенствования действующих конституционных норм и институтов конституционного права.


Из совокупности теоретических положений отраслевой юридической науки надлежит учитывать, прежде всего, совокупность знаний, которые раскры­вают предмет проектируемого закона на должном уровне. Речь идет о соответствии знаний состоянию действующего законодательства и тому, насколько в современной действительности высок экономический и культурный уровень развития общества. При этом принципиальное значение должны иметь следующие компоненты научного знания:

принципы конкретной отрасли права, выведенные и научно обоснованные ее представителями. При этом применяются не только принципы, закрепленные в действующем законодательстве, но и прин­ципы, которые обоснованы современной доктриной. Однако далеко не все правовые принципы наделяются статусом общеобязательного предпи­сания и закрепляются в том или ином законе;

концепция становления и развития конкретной отрасли права, основным содержанием которой является характеристика направлений и приемов совершенствования уже существующих норм пра­ва. Цель такой концепции - закрепление эффективных правовых механизмов реализации полномочий и выравнивания статуса субъектов Россий­ской Федерации, устранение внутренних противоречий и органичного взаимодействия конкретной отрасли права с другими отраслями, обеспечение мер, направленных на реформирование всех сфер жизни общества и государства, создание в России развитых рыночных отношений и правового государства.

Если ведется подготовка комплексного законопроекта, предмет регулирования которого представляют собой отношения, регламентируемые различны­ми отраслями права, необходимо учитывать основные положения всех соответствующих отраслевых наук. Иначе возникнет вполне реальная опасность закрепления таких законодательных новелл, которые плохо согласованы либо абсолютно противоречат положениям и основанным на них нормам соответствующей отрасли права.

Действующие в настоящее время законы являют собой результат интеллектуальной деятельности лиц, подготовивших проекты таких законов, а также законотворческого органа, который эти законы принял. Поэтому основной составляющей законотворчества является логика, представляющая собой науку о правильном мышлении. Именно логика помогает субъектам законотворчества грамотно и последовательно изложить предписания правового характера, избежав типичных логических ошибок. При этом «знание логики и умение оперировать этими знаниями являются краеугольным камнем правового мышления и показателем его квалифицированности».


Основными требованиями логики, имеющими боль­шое значение для законотворческой деятельности, являются логические законы тождества и противоречия, приемы создания понятийного аппарата, правила использования определений в мыслительной деятель­ности, приемы изложения деонтических модальных суждений, разновидностью которых являются предписа­ния нормативного характера.

Следуя логике, законодатель, должен выполнять ее требования:

не допускать логических противоречий, т.е. ситуаций, когда в тексте конкретного закона относительно одного и того же субъекта и объекта пра­воотношений либо одних и тех же субъективных прав и юридических обязанностей, юридических фактов устанавливаются противоречащие друг другу нормативные предписания;

в пределах отрасли права и тем более одного и того же закона использовать правовые или иные понятия в одном и том же смысле, не придавать им иных значений;

легальные определения понятий должны быть со­размерными, правильно отражать все существен­ные, необходимые признаки понятия, не содержать ситуаций, когда понятие определяется через самое себя либо определяемое и определяющее понятия выражаются одинаковыми терминами. Одновременно не рекомендуется допускать в определении дву­смысленности, использования терминов, которые сами нуждаются в определениях, и др.

Как уже было сказано, правовая наука имеет огромное значение для законотворческой деятельности, однако все же не позволяет решить всех задач, которые ставятся перед законодателем для подготовки качественно совершенных и эффективных законов. Законотворчество является особым, специфи­ческим видом предметно-практической деятельности, требующим применения особых приемов конструирования правовой нормы. Правда, российское правоведение до недавнего времени рассматривало законотворчество в качестве научной деятельности, призванной выявлять и формулировать объективные законы общества в виде правовых норм.

Законотворчество и юридическое научное познание, бесспорно, стадии освоения правовой действительности, которые тесно связаны между собой, однако различны по целям, методам и результатам.

Правотворчество, как и любая другая процессуальная деятельность, представляет собой порядок осуществления юридически значимых действий, официально закрепленных в специализированных актах. В связи с этим возникает ряд тесно связанных между собой правовых отношений. Кроме того, правотворчество, как и любая иная процессуальная деятельность, возникает лишь при наличии определенного юридического факта.


Таким образом, основание возникновения правотворческого процесса - принятие решения о подготовке проекта нормативно - правового акта. В какой бы форме такое решение ни было принято, оно в любом случае представляет собой юридический акт, на основании которого возникают определенные права и обязанности.

При этом необходимо отграничивать действия, которые предшествуют началу правотворческой деятельности, от ее непосредственного процессуального начала, так как высказанные субъектами правовых отношений предложения о совершенствовании законодательства еще не являются началом правотворческой деятельности, и процессуальные отношения, соответственно, не возникают. Подобные предложе­ния являются лишь основанием правотворческой деятельности.

Только с момента принятия официального реше­ния о подготовке проекта нормативно-правового акта возникают определенные процессуальные правоотношения, а все действия, осуществляемые для этой цели, официально принимают статус правотвор­ческих, чем качественно отличаются от действий - предпосылок создания правового акта.

Несмотря на то, что существуют различные виды и особенности законотворческого процесса, можно выделить общие стадии и принципы указанной деятельности[3].

Стадия правотворческого процесса представляет собой самостоятельный этап тесно связанных между собой процессуальных действий, направленных на формирование государственной воли. Указанная стадия законотворчества всегда выступает этапом процесса, направленного на подготовку и придание официального значения нормативно-правовому акту.

Определить количество таких стадий можно, лишь понимая сущность правотворческого процесса.

Некоторые ученые определяют законотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе, выделяют стадии законодательной инициативы, обсуж­дения законопроекта, его принятие и опубликование.

Теория правотворчества определяет, что процесс конструирования правовых актов не является одномоментным, он «растянут» во времени. В связи с таким положением принято выделять два этапа законодательного процесса.

Первый, так называемый «предпроектный», этап заключается в выявлении потребности урегулирования правовыми нормами социальной проблемы. В данном случае принципиальное значение имеет лишь степень остроты вопроса. Потребность правового регулирования возникает только тогда, когда закон представляет собой наиболее эффективный способ решения проблемы.


Второй этап - этап проектный или этап принятия законотворческого решения. Он осуществляется непосредственно самим законодательным органом и представляет собой, собственно, «творчество права». На данном этапе происходит создание, изменение или отмена правовой нормы, представляющие собой интеллектуальную работу над текстом проекта правового акта. Указанный этап также может представлять собой не одну, а сразу несколько стадий. Рассмотрим их более подробно.

Законодательный процесс чаще всего характери­зуется как деятельность высших органов государствен­ной власти, направленная на создание правовых актов, состоящая из ряда последовательных стадий. Вся иная подготовительная работа (деятельность постоянных комиссий, всенародные обсуждения проектов нормативных правовых актов) остается за ее пределами.

Законодательная процедура (законодательный процесс) – это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу этих нормативно-правовых актов.

По своей сути, законодательная процедура представляет собой серию юридически закрепленных правил, регламентирующих процесс издания законов. Она является основной частью правотворческой деятельности. В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. В современной России выделяют пять основных стадий этого процесса: подготовка проекта закона и внесение его в Государственную Думу; обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием или отклонением; одобрение или отклонение Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой; подписание или отклонение (применение права вето) документа Президентом РФ; публикация закона.

Помимо основных стадий законодательной процедуры существуют и дополнительные. К ним относятся: повторное рассмотрение Государственной Думой законопроекта, отклоненного Советом Федерации, и повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой законопроекта, отклоненного Президентом России.

Правом законодательной инициативы обладают Президент и Правительство РФ, депутаты, сенаторы, региональные парламенты, высшие органы судебной власти. Все проекты федеральных нормативно-правовых актов рассматривает Государственная Дума.

Каждый законопроект обязательно обсуждается на заседании профильного комитета российского парламента. Кроме того, документ проходит юридическую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении Государственной Думы на соответствие Конституции РФ и действующему законодательству.