Файл: Законодательный процесс в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обсуждение каждого законопроекта состоит из трех чтений. В первом из них депутаты рассматривают общую концепцию документа, целесообразность и необходимость его принятия. В ходе второго чтения внимательно обсуждаются все поправки, поступившие к тексту. В случае одобрения большинством депутатов законопроект принимают за основу.

Третье чтение представляет собой рассмотрение отдельных моментов документа, не влияющих на его главные положения и параметры. В течение пяти дней после принятия Государственной Думой законопроект направляется в Совет Федерации. В случае его отклонения верхней палатой российского парламента может быть создана согласительная комиссия, и проект снова рассматривается в Государственной Думе. Получивший одобрение федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания.

Глава государства вправе вернуть документ в парламент на доработку или наложить на него вето, воспользовавшись своим правом.

Закон, подписанный Президентом РФ, обязательно должен быть опубликован в СМИ. Это последняя стадия законодательной процедуры. После официального обнародования документ вступает в силу. Рисунок 1. Роль законодательной процедуры в правовой системе государства Значение законодательной процедуры и ее роль в правовой системе государства сложно переоценить.

Процесс разработки и принятия нормативно-правовых актов напрямую влияет на качество жизни в стране.

Лишь неукоснительное следование всем установленным требованиям законодательной процедуры гарантирует издание юридически грамотных, технически выверенных законов, в первую очередь защищающих интересы граждан. Законодательная процедура представляет собой длительный процесс, перейти к следующей стадии подготовки и рассмотрения каждого нормативно-правового акта становится возможным только после полного завершения всех действий, предусмотренных на предыдущем этапе. Все стадии законодательного процедуры детально регламентированы. Роли участников этого процесса, порядок и сроки их действий четко оговорены. Пренебрежение или игнорирование процедурных правил на какой-либо из стадий является нарушением законности. Это может привести к принятию нормативно-правовых актов, содержащих серьезные ошибки или вовсе противоречащих действующему законодательству.

В правовой системе современной России, как и в ряде других стран, предусмотрена возможность организации и проведения референдума по вопросу принятия или отклонения какого-либо законопроекта, имеющего важное социальное или экономическое значение. Общенациональный плебисцит проходит в соответствии с установленной процедурой, которая необходима для того чтобы придать упорядоченный и целенаправленный характер процессу народного волеизъявления. Он состоит из следующих стадий: инициатива о проведении референдума; принятие решения о проведении референдума; организация голосования; подведение итогов.


Темой общенационального плебисцита могут быть лишь вопросы, предполагающие только однозначные ответы. Четко регламентированная и детально прописанная процедура организации и проведения референдума является залогом наиболее точного и полного выявления мнения большинства граждан по поводу рассматриваемого законопроекта. Вопросы, предложенные для общенародного голосования, являются главным элементом в механизме его проведения.

Основное значение в процедурном и фактическом ключе имеет законодательное закрепление порядка проведения всенародного референдума. Речь идет не только о координации в работе системы органов государственной власти, непосредственно связанных с организацией общенационального плебисцита, их компетенции и субординации.

Не менее значительным в процедурном плане является законодательное решение вопросов, касающихся времени, места и условий проведения референдума, порядок организации голосования и подсчета бюллетеней.

А заключительная стадия процесса организации общенационального плебисцита имеет исключительную важность. Подведение итогов всенародного голосования и публикация результатов референдума привлекают внимание миллионов граждан России, поскольку способны оказать существенное влияние на качество жизни в стране.

Кстати, обнародованию подлежат лишь официальные итоги плебисцита, признанные соответствующими действительности в установленном законом порядке.

1.2. Характеристика стадий законодательного процесса

Последовательность стадий законодательного процесса всегда носит условный характер. Законодательная инициатива условно является первой стадией процесса. Инициатива – это право по внесению каких-либо предложений по проектам законов в парламент с целью дальнейшего их обсуждения.

В субъектах Российской Федерации закреплено право на внесение поправок в Устав субъекта, для этого необходимо набрать определенное количество избирателей, имеющих право на внесение изменений. В различных субъектах существуют разные требования к лимиту избирателей.

Основной целью законодательной инициативы является принятие законопроекта к рассмотрению, которая в свою очередь создает основу для работы над проектом в парламенте. После принятие инициативы начинается процесс ее реализации. В ходе ее реализации происходит подготовка документов в строгом соответствии с установленными законом нормами. Если указанная обязанность не выполнена, то законопроект не принимается парламентом к рассмотрению.


Очень важно, чтобы законодательно установленные требования к проекту были соблюдены и соответствовали природе права. Законодательная инициатива является первичной стадией процесса законотворчества.

Рассмотрение законопроекта всегда происходит в парламенте государства среди избранных депутатов, однако к слушаниям могут быть допущены и другие участники законотворчества, такие как эксперты, общественные организации, представители бизнеса и другие.

Процесс подготовки проекта проходит различные стадии и инстанции, в которых возникает задача – принять правовые акты, регламентирующие порядок подготовки и реализации проекта. На этом этапе важно единое видение процессов законотворчества. Для совершенствования законодательного процесса необходимо установить четкое правило – соблюдение требований к законопроекту и сопроводительным документам, в противном случае проект не должен быть принят к обсуждению в парламенте.

Установление данного требования при нарушении его позволит прекратить процесс законотворчества. В числе указанных требований – требова­ния к реквизитам и тексту правовых актов, к их структуре. Очевидно, что правила законода­тельной техники нуждаются в юридической формализации[4].

Риск законотворческих ошибок снижается в том случае, если соблюдаются все необходимые нормы и требования. На сегодняшний день не все требования закреплены законом, что в свою очередь создает трудности для создателей законопроектов, специалистов, парламентариев и прочих участников. Не меньше внимания требуется уделять орфографии и пунктуации[5].

Второй этап законотворческого процесса – предварительное рассмотрение законопроектов.

При явном отсутствии нарушений требований к законотворческой инициативе и проекту Совет Государственной Думы направляет законопроект на рассмотрение в комитеты палат. Комитетам необходимо согласовать законопроект в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Российское законодательство развивается ускоренными темпа­ми. Правотворчество более полного и глубокого отражения в законах общественных потребностей и интересов всех социальных групп, а также происходящих в стране политических процессов. Чем сложнее законодательная процедура, тем выше качество принятого закона, и наоборот, упрощенный подход к ней порождает ошибки в законе. Необходимым условием эффективности норм закона является четкое согласование разрабатываемых норм с системой действующего законодательства, устранению несоответствий между действующим и новым законодательством.


Второе чтение посвящено постатейному утверждению проек­та. Это означает, что утверждают статью за статьей; если есть по­правки к статье, их обсуждают, а затем голосуют за ту или иную формулировку статьи. Очевидно, что постатейное обсуждение технически трудно проводить на пленарном заседании.

Третья стадия законодательного процесса в РФ включает рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Такое рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Дума не примет иного решения в отношении конкретного законопроекта в соответствии с действующим законодательством. Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета Государственной Думы направляются ее депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения на заседании палаты.

При взаимодействии полномочных представителей Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания нерешенным остается ряд проблем. Прежде всего это связано с тем, что процедуры такого вза­имодействия регулируются только внутренними актами Правительства и палат парламента. Соответственно их положения не являются обязательными для других участни­ков законодательного процесса. Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы с разной степенью дета­лизации регламентируют работу полномочных представи­телей Правительства России в своих палатах. Регламент Государственной Думы более полно регулирует участие Полномочного представительства Правительства России в работе палаты. В Регламенте Совета Федерации ряд вопросов такого характера остался неосвещенным. Для улучшения взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания в законопроектной деятельности требуется усовершенство­вание уже существующих форм деятельности полномочных представителей Правительства в палатах Федерального Собрания. Поэтому необходимо сосредоточить усилия полномочных представителей Правительства прежде все­го на координации деятельности федеральных органов ис­полнительной власти в законопроектной деятельности, а также на активном участии в формировании и исполнении законопроектных планов и программ Правительства, в рассмотрении концепций развития отраслей законода­тельства и базовых законов.

Опыт работы по взаимодействию с палатами Федерального Собрания, накопленный за последние годы, явля­ется серьезной базой для принятия мер по дальнейшему совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.


Четвертая стадия – рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ[6], принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если Федеральный закон принят по предметам совместного ведения, в Совет Федерации направляется информация о позиции органов власти субъектов РФ по такому федеральному закону[7].

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения ответственного комитета. Затем предоставляется слово содокладчикам, представителям Президента РФ и Правительства РФ. После выступления последнего Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении указанного федерального закона палата вправе принять решение о переносе вопроса о рассмотрении федерального закона на следующее заседание Совета Федерации.

По результатам обсуждения Совет Федерации одобряет или отклоняет принятый Государственной Думой федеральный закон.

2. Законодательный процесс в субъектах РФ и принципы законодательного процесса

2.1. Законодательный процесс в субъектах РФ

Законотворчество предполагает под собой не только общую культуру законотворцев, но и требует от них знания и четкого исполнения всех законов и норм. Эти знания представляют собой определенную систему требований в процессе создания правил, законов и актов, приведение их в порядок. Для того чтобы правовой акт нормально функционировал, он должен отвечать ряду требований: соответствовать требования и размерам правотворческого органа, Конституции РФ и законам государства, а так же законодательным нормам субъектов Федерации, требованиям исполнительной и другим видам власти. Если данные нормы и акты не соответствуют выдвинутым требования, они не смогут быть реализованы на практике в полной мере.