Файл: Законодательный процесс в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поводами для издания конституционных законов могут являться важнейшие вопросы социально-экономической жизни страны или государственного устройства. Среди них: решение о проведении общенационального референдума; введение чрезвычайного или военного положения; изменение административно-территориального устройства Российской Федерации; принятие в состав России новых субъектов. Совет Федерации и Президент России.

Следующие стадии законодательного процесса отвечают на вопрос: считает ли высшее руководство страны предложенный нормативно-правовой акт целесообразным и отвечающим интересам общества? В течение 14 дней после принятия закона Государственной Думой этот документ должен быть одобрен Советом Федерации. В верхней палате российского парламента конституционные проекты считаются прошедшими, если набрали более трех четвертей голосов сенаторов. Остальным федеральным законам для одобрения требуется простое большинство голосов членов Совета Федерации. Затем документ поступает к Президенту России на подпись.

Глава государства имеет право одобрить или отклонить проект в двухнедельный срок, воспользовавшись своим правом вето. В случае отрицательного решения нормативно-правовой акт возвращается в Государственную Думу для доработки и внесения новых поправок.

Закон, подписанный Президентом России, должен быть официально опубликован в течение недели. Это значит, что полный текст нормативно-правого акта печатается в общедоступном издании. Данная стадия законодательного процесса является обязательным условием вступления любого документа в силу, поскольку без его обнародования невозможно требовать от граждан или организаций соблюдения установленных положений. Как правило, полные тексты законов и других нормативно-правовых актов публикуются в официальных изданиях государственных органов: «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете».

В других средствах массовой информации может быть изложена общая суть или отдельные статьи принятых законов, наиболее значимые моменты, интересующие большинство жителей страны. Если в тексте федерального закона не указан конкретный срок его вступления в силу, то положения нормативно-правового акта начинают действовать на всей территории России через 10 дней после его официальной публикации. С этого момента документ обязателен к исполнению всеми россиянами, иностранцами и лицами без гражданства, если иное не указано отдельно. Вступившая в силу правовая норма утрачивает свою законность лишь в момент истечения срока ее действия, а также в случае прямой отмены другим нормативным актом, замены действовавшего ранее документа на новый.


Важнейшим элементом вхождения России в мировое сообщество является совершенствование ее законодательства, совершенствование юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.

Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он сможет на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед. В целях совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в части введения гарантий реализации права законодательной инициативы считаем возможным установить в рамках правоотношения законодательной инициативы обязанность парламента оставлять законопроект без движения в случае выявления несоблюдения требований к законопроекту и (или) сопроводительным документам. Это будет являться своего рода заимствованием института оставления искового заявления без движения из гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права. Решением парламентского органа или председателя парламента (в зависимости от того, к чьей компетенции относится итоговое решение вопроса о принятии парламентом законопроекта к рассмотрению) об оставлении законопроекта без движения субъекту права законодательной инициативы должна предоставляться возможность в течение определенного срока устранить имеющиеся недостатки. И только если по истечении данного срока он этого не сделает или сделает это ненадлежащим образом, законопроект должен быть ему возвращен.

Установление данной гарантии реализации права законодательной инициативы позволит при выявлении несоблюдения требований к законопроекту и (или) сопроводительным документам сразу не прекращать правоотношение законодательной инициативы и законодательный процесс. Представляется, что в этом отсутствует необходимость, так как на первой стадии законодательного процесса требования к законодательной инициативе должны иметь формальный характер, и их невыполнение является устранимым недостатком.


В числе указанных требований – требования к реквизитам и тексту правовых актов, к их структуре. Очевидно, что правила законода­тельной техники нуждаются в юридической формализации.

При всей важности правового регулирова­ния правотворческого процесса до стадии правотворческой инициативы все же особую значи­мость имеет совершенствование правотворческого (в первую очередь законодательного) про­цесса в правотворческих органах.

Законотворческие ошибки выявляются после принятия закона, его опубликования или в процессе правоприменения. Риск законотворческих ошибок значительно снижается, если подготовка законопроекта осуществляется в соответствии с правилами законодательной техники. На сегодняшний день они законом не закреплены. Эти правила синте­зированы и обобщены в рекомендациях ученых и практиков, занимающихся законотворческой деятельностью, и считаются общепринятыми и обязательным потому, что отступление от них или их игнорирование неизбежно ведет к снижению качества принимаемых законов, их неэффективности.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)/СПС «Консультант плюс»

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" СПС «Консультант плюс»

Учебники:

3. Алборов А.О., Елдзаров Д.Ю. Проблемы совершенствования взаимодействий субъектов федерального законодательного процесса по координации законопроектной деятельности // IX Державинские чтения в Республике Мордовия: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Саранск, 18-19 апреля 2013 г.. - Саранск, 2013. - С. 201-202

4. Артамонов А.Н. Сопровождение закона как стадия законодательного процесса // Мониторинг правоприменения: теоретические проблемы и практическая реализация: сборник материалов круглого стола. - М.: РПА Минюста России, 2013. - С. 15-20

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : Учеб. для вузов : [По специальности "Юриспруденция"] / М. В. Баглай. - 3-е изд., изм. и доп.. - М. : Норма, 2013. - XIV, 784 с.

6. Барциц И.Н. Конституционное право России : учеб. по специальности "Гос. и муницип. упр." / [Барциц И. Н., д. ю. н., проф. [и др.]; под ред. д. ю. н., проф. Г. Н. Комковой. - М. : Юристъ, 2014. - 399 с.


7. Безуглов А.А. Конституционное право России : учебник для юридических вузов / А. А. Безуглов, Л. Л. Беломестных. - Москва : Издательство АЭФП, 2015. - 1097 с

8. Бекетова С.М. Особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации в современный период // Вестник Воронежского государственного университета. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2013, № 1 (14). - С. 25-31

9. Богатырев А.Г. Конституционное право: Учебник/ [В.В.Альхименко, А.Г. Богатырев, В.Н. Бутылин и др.]. - М.: Новый Юрист, 2013. – 542 с.

10. Ванян К.Д., Харитонова О.Н., Цатурян Т.В. Совершенствование процедур участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014, № 5. - С. 17-19

11. Габричидзе Б.Н. Конституционное право: Учебник/Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский.–М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2013.– 472 с

12. Городилов А.А. Влияние конституционного разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов на их участие в законодательном процессе // Актуальные проблемы современного законодательства: сборник статей студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей. - М.: МФЮА, 2013. - С. 41-49

13. Груцина А.А. Законодательный процесс на уровне субъектов Российской Федерации // Межрегиональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов. 20 лет Законодательному собранию Кировской области: сборник докладов. Киров, 14 марта 2014 г.. - Киров: Аверс, 2014. - С. 14-17

14. Игишев К.А. Законопроектный процесс как часть законодательного процесса в России // Юридическая научно-практическая конференция на тему: "20 лет Конституции России: институты правового государства, гражданское общество и ответственность органов государственной власти". - Курган, 2014. - С. 53-58

15. Касаткина Н.М., Крысенкова К.Б., Лещенков Ф.А., Пилипенко А.Н. Законодательный процесс в зарубежных странах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - М.: Nota Bene, 2013, № 4 (41). - С. 682-702

16. Киреев И.И. Особенности законодательного процесса в субъекте Российской Федерации (на примере г. Москвы). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Киреев И.И. - М., 2013. - 18 c.

17. Козлова Е.И. Конституционное право России. Учебник./Е.И. Козлова. – М.: Издательство Проспект, 2013.–608 с.

18. Колюшин Е.И. Конституционное право России : курс лекций / Е. И. Колюшин. - Москва: Городец, 2013. - 415 с.

19. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. Учебник./А.Ю. Ларин.– М.: Издательство Книжный мир, 2013.–400 с

20. Лебедев Ю.С. Особенности взаимодействия главы государства с парламентом в законодательном процессе: российский и зарубежный опыт // XVIII Державинские чтения. Институт права: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2013 года. - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - С. 37-42


21. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавров./Л.А. Нудненко.– М.: Издательство Юрайт, 2014. — 616 с.

22. Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2013, № 9. - С. 54-58

23. Пискунова Е.А. Демократизация законодательного процесса в Российской Федерации // Человек, его права и свободы: опыт конституционного строительства: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации. - Вологда: Древности Севера, 2013. - С. 68-71

24. Пискунова Е.А. Проблемы понятия "законодательный процесс" в Российской Федерации // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы III международной научно-практической конференции (г. Уфа, 8 февраля 2013 г.). - Уфа, 2013. - С. 69-71

25. Пискунова Е.А. Понятие законодательного процесса в Российской Федерации // Право и практика. - Киров: Волго-Вят. ин-т (филиал) Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014, № 1 (13). - С. 42-44.

26. Питиримова М.Ю. Особенности законодательного процесса в субъектах РФ // Межрегиональная научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов. 20 лет Законодательному собранию Кировской области: сборник докладов. Киров, 14 марта 2014 г.. - Киров: Аверс, 2014. - С. 68-72

27. Постников А.Е., В.Д, Мазаев, Е.Е. Никитина. Конституционное право России. Учебник./А.Е. Постников. – М.:– ТК Велби, Издательство Проспект, 2013.– 504 с

28. Савченко Н.А. Реализация органами местного самоуправления права законодательной инициативы в законотворческом процессе субъекта РФ // Муниципальная служба: правовые вопросы. - М.: Юрист, 2014, № 3. - С. 15-19

29. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России./М.Б. Смоленский: Издательско-торговая корпорация «Дашников и К»; Академцентр, 2013.– 416 с.

30. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России./М.Б. Смоленский: Издательско-торговая корпорация «Дашников и К»; Академцентр, 2015.– 520 с.

31. Хафизова Г.З. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в Республике Татарстан // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства: Сборник научных трудов. - Казань: ООО "Офсет-сервис", 2013, Вып. VIII. - С. 447-453

32. Худолей К.М. Законодательный процесс в субъектах РФ через призму конституционного толкования // Вестник Пермского университета. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2013, № 4 (22). - С. 101-110

Научные статьи, монографии:

33. Арбузкин А.М. Законодательная инициатива: ожидания, результаты и перспективы / А. М. Арбузкин [и др.] //Конституционное и муниципальное право. - № 1. - 2014. - С. 45-49