Файл: Законодательный процесс в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Невозможно представить современное общество в отрыве от вездесущих и всеобъемлющих общеобязательных правил поведения, заключенных в форму нормативных правовых актов. Везде и всюду, на каждом шагу, во всех сферах жизнедеятельности, от момента рождения и вплоть до самой смерти (да и после тоже) человека сопровождают те или иные проявления права.

Вместе с тем российская правовая действительность, отличающаяся от тех же европейских порядков своеобразной самобытностью, далека пока от закрепленных в правовых источниках формальных постулатов, декларирующих о сформировавшихся в нашей стране правовом государстве и гражданском обществе, верховенстве права, об объявлении человека, его прав и свобод высшей ценностью и т. д[1].

Законотворчество является неотъемлемой, фундаментальной функцией государства. Оно является способом управления обществом и одновременно средством направления его развития, ибо именно посредством издания законов государство формирует условия существования социума.

По этой причине актуальность избранной темы не вызывает сомнений, поскольку обусловлена самой сущностью законодательного процесса и его назначением в историческом развитии российского общества.

Объектом исследования в настоящей работе является законодательный процесс в РФ.

Цель настоящей работы – изучить законодательный процесс и его принципы. Задачами настоящей работы являются: соотнести понятия правотворческий, законотворческий и законодательные процессы, охарактеризовать стадии законодательного процесса, изучить принципы законодательного процесса в РФ

1. Сущность законодательного процесса

1.1. Правотворческий и законодательные процессы: понятие и соотношение

Совершенно исключительную роль сегодня приобретает разрешение вопроса об эффективности правотворчества, ведь последствия принятия тех или иных актов законодателя должны быть им предсказаны и использованы во имя развития общества в сторону прогресса.


Законодательный процесс – основной и наиболее значимый этап законотворчества как части всего процесса правотворчества и далее правообразования, выражающийся в деятельности государства по созданию права. Правообразование является самым объемным понятием в этом ряду и охватывает все этапы формирования права, начиная с его происхождения в связи с необходимостью регуляции общественных отношений, осознанием такой потребности обществом, которое облекается в такую форму, как правосознание, и заключая собственно процессом создания права.

Но, как мы знаем, правотворчество также является общим понятием для законотворчества, поскольку охватывает собою помимо возникновения закона и таких источников права, как обычай, мораль, прецедент и прочее. В свою очередь, законотворчество включает в себя все явления связанные с формированием закона от предварительной деятельности по подготовке законопроекта к его изданию закона и вот на этом последнем этапе правообразования важнейшую роль играет законодательный процесс. Под последним мы понимаем специальным образом организованную деятельность уполномоченных на то органов государственной власти, по принятию, изменению или отмене нормативно-правовых актов.

В ч. 1 ст. 104 Конституции РФ определены субъекты, обладающие правом законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

В России важнейшим и основным источником права является закон, который представляет собой нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие вопросы внутригосударственной жизни, принятый в особом процессуальном порядке законотворческим органом.

Закон обладает такими признаками, как: принятие специально уполномоченным законодательным органом государственной власти; направлен на регулирование значимых общественных отношений; особый процессуальный порядок принятия; обладание высшей юридической силой; общеобязательность.

Законы существуют конституционные (иначе их называют базовыми) и обыкновенные.

Конституционные нормы закрепляют государственные принципы, считаются нормативной основой законодательства.

Конституция РФ — основной правовой документ, устанавливающий законодательные принципы нормотворческого регулирования. Она предусматривает разработку федеральных законов.


Признаки закона:

- это главнейший (ведущий) источник права;

- принимается в определённом порядке;

- осуществляет регулирование значимых отношений в обществе;

- он наделён наивысшей юридической силой.

Стоит отметить, что текущие законы, которые официально утверждаются Госдумой страны, имеют силу на всей её территории. Нормативные акты, созданные субъектами РФ, действительны соответственно на территории данных субъектов.

По правилам нормотворчество должно пройти несколько стадий:

  1. Внесение проекта на рассмотрение в Госдуму.
  2. Его рассмотрение.
  3. Принятие закона Госдумой.
  4. Утверждение документа Советом Федерации.
  5. Подписание Президентом страны.
  6. Обнародование (опубликование)[2].

Вступившим официально в силу закон считается с момента опубликования. Закон, обладающий наивысшей силой, осуществляет первичное регулирование отношений в обществе. Вторичное же урегулирование осуществляется подзаконными актами.

Законодательный процесс, направленный на создание законопроектов, а также их последующее рассмотрение, и как следствие принятие либо отклонение, сам по себе является очень сложным и трудоемким, для чего требуется обширные специальные познания и умения во многих сферах социальной жизни и деятельности общества, а не только в сфере юридического права.

Однако в этом и заключается проблема настоящего времени, поскольку специалистов сейчас достаточно много, но к глубокому сожалению тех специалистов, которые бы профессионально и качественно разбирались во многих отраслях права остаются в дефиците, поскольку Российское право, такое же необъятное, как и наша огромная великая страна.

В связи с чем, законодатель для оказания поддержки и необходимой практической помощи законодательным органам, выступающим с инициативой введения нового закона или с внесением изменений, дополнений в уже существующий закон в правой системе, в целях повышения его эффективности и качественности – разработал правила подготовки законопроектов, утвердил необходимые требования, предъявляемые к проектам законов, подготовил рекомендации к проведению юридической экспертизы законопроектов и прочее.

Более того, полезным и эффективным оказалось проведение семинаров, в том числе и проведение международных семинаров. Законодатель тщательнейшим образом, разработал последовательную процедуру принятия законов, строго за регламентировав стадии законодательного процесса, дав предписания и разъяснения по соблюдению процедуры принятия законов, а также создание и использование словарей с собранными необходимыми юридическими терминами, непосредственно используемых компетентными органами в процессе своей деятельности.


Все вышеперечисленные методы способствуют законодательному процессу в принятии нового закона либо внесении изменений, дополнений в уже существующие законы в правовой системе. Хотя не вызывает сомнений и тот факт, что дополнительные меры, способствующие принятию законов, еще более повысит уровень качественности законотворческой деятельности.

Важно отметить, что, в целом, Государственная Дума РФ является эффективным законодательным органом, принимающим огромное количество законов и других нормативно-правовых актов, а открытое рассмотрение данных актов обеспечивает широкую общественно-политическую дискуссию по самым важным из них.

В этом контексте следует остановиться на нескольких важных проблемах текущего правового статуса Государственной Думы РФ и предложить варианты для решения этих проблем.

После внесения изменений в избирательное законодательство, была изменена избирательная система, и Государственная Дума седьмого созыва была выбрана, в соответствии с ФЗ «О выборах в Государственную Думу РФ» по смешанной избирательной системе: половина депутатов выбирается по партийным спискам, а половина по одномандатным округам.

В контексте вышеизложенного, возникает вопрос относительно фактического дублирования способов выбора членов Государственной Думы и Совета Федерации: выборы по одномандатным округам фактически «привязывают» депутата к таким округам, находящимся в определенном субъекте федерации, а наличие самовыдвиженцев, не являющихся членами какой-либо партии разрушает политический характер представительства Государственной Думы.

Исходя из вышеизложенного, Государственная Дума РФ должна выбираться исключительно по политическому принципу на основании пропорциональной избирательной системе, обеспечивающей максимальное политическое представительство партий.

Таким образом, видится целесообразным возврат к пропорциональной системе (возможно, с учетом региональных списков) для выборов в Государственную Думу РФ при сохранении существующего на сегодняшний день порядка наделения полномочиями членов Совета Федерации.

В практической жизни людей право представляет собой явление, которое относится к обыденным делам, конфликтам, согласованию сталкивающихся интересов. Свое выражение и реализацию оно находит в действующем законодательстве, постановлениях правительства, решениях су­дов, адвокатских документах, и связано оно главным образом с деятельностью законодателей, судей, следователей и иных лиц, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере юриспруденции.


Современному человеческому обществу необходимы точные и совершенные правовые решения, принятие которых возможно только при такой деятельности органов власти, в результате которой создаются правовые нормы и правила поведения граждан и организаций.

Процесс создания норм права начинается с воз­никновения объективных общественных закономерностей, требующих правовой регламентации, и про­низывает все общественные институты, реализуясь законодательной, исполнительной и судебной властью в свойственных им формах.

Однако процесс создания норм права не может происходить в произвольной форме и быть субъективным, он осно­вывается на закрепленных правилах, которые государство обязано соблюдать. Создавая такие законы, которые не способны прижиться в обществе, которые противоречат друг другу и общественной системе, государственная власть подрывает свой авторитет и снижает степень доверия граждан.

Круг вопросов, которые не урегулированы правом, в настоящее время очень широк. Именно поэтому существует объективная необходимость обновить, усовершенствовать действующее законодательство, создать его отвечающим новым экономическим условиям и критериям правового государства. Перед законодателем стоит задача повысить качество правовых решений и снизить до минимума число неэффективных нормативных правовых актов.

Правотворчество, создание или изменение уже действующих норм права является одним из важнейших направлений деятельности любого современного государства. «Потребителем» в отношении закона выступает общество, поэтому нельзя допустить принятия поспешных и необдуманных правовых решений. Любая ошибка законодателя повлечет за собой неоправданные финансовые затраты и к тому же нарушение законных интересов граждан.

Для осуществления властных полномочий государство использует огромное количество различных приемов и методов. Необходимо понимать, что правотворчество представляет собой не особую функцию государства, а правовую форму, «оболочку» государстве иной деятельности.

Таким образом, понятие «акт правотворчества» имеет два значения: во-первых, является деятель­ностью компетентных государственных органов, направленной на издание правовых норм, результат которой выражается в виде юридического документа, закона, а во-вторых, это одна из важнейших характеристик правотворчества.

Создание закона - процесс творческий, он охватывает познавательные, содержательные, процессуальные и технико-юридические аспекты. Их соче­тание можно понять, лишь раскрыв методологическую основу законотворчества. Речь идет о совокупности теоретических положений, методологических принципов, общих, специальных и частных методов, используемых в процессе подготовки и научной экспертизы законопроектов.