Файл: Разработка проекта по повышению конкурентоспособности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
(УрГЭУ)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРИАТ)
Тема: Разработка проекта по повышению конкурентоспособности
компании
Институт экономики
Студент
Мелкозеров Сергей Романович
Направление
Группа
38.03.01 Экономика
КЭ-15
Профиль
Руководитель
Экономика и управление проектами
Савченко Яна Валерьевна, к.э.н., доцент
Кафедра корпоративной экономики и управления бизнесом
Нормоконтролер Савченко Яна
Валерьевна, к.э.н., доцент
Дата защиты _____________________
Оценка:
_______________________
Екатеринбург
2019

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3 1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
5 1.1 Сущность и параметры конкурентоспособности предприятия
5 1.2 Факторы конкурентоспособности
9 1.3 Методы оценки конкурентоспособности
18 2 Анализ конкурентоспособности ООО «Уральская кофейная компания»
24 2.1 Характеристика объекта исследования
24 2.2 Анализ внешней среды предприятия
30 2.3 Анализ внутренней среды компании
31 3 Разработка проекта по повышению конкурентоспособности ООО
«Уральская кофейная компания»
45 3.1 Концепция проекта по внедрению системы ХАССП
45 3.2 Оценка эффективности проекта по внедрению системы ХАССП в ООО
«Уральская кофейная компания»
59
Заключение
62
Список использованных источников
64

3
ВВЕДЕНИЕ
В условиях постоянно меняющихся рыночных условий, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон коммерческой деятельности позволяет обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости организации в рыночной среде.
Как известно, в условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости организации служит ее конкурентоспособность, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.
Формирование высокого уровня конкурентоспособности предприятия зависит не только от его потенциальных возможностей, условий реализации стратегических направлений развития и разрешения проблем оптимального использования ресурсного обеспечения, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия, анализ и оценка конкурентоспособности предприятия и предложение проекта по повышению его конкурентоспособности.
Задачами данной работы являются:
– раскрыть сущность конкурентоспособности предприятия и методы ее повышения;
– провести анализ и дать оценку конкурентной среды предпринимателя, оценить его конкурентоспособность;


4
– предложить рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и экономически их обосновать.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Объект исследования – организационно-экономические аспекты деятельности ООО «Уральская кофейная компания».
Методологической основой при написании работы послужил диалектический метод, методы маркетинговых исследований, инструменты экономического анализа (группировки, графики, сравнения и пр.).
Структура работы содержит введение, три главы, заключение. Список литературы включает 43 источника.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия, факторы, на нее влияющие и методы оценки.
Вторая глава содержит характеристику деятельности кофейни «Сова», анализ показателей товарооборота кофейни за 2018 и 1 квартал 2019 г, анализ конкурентоспособности кофейни на рынке услуг общественного питания г.
Екатеринбурга. Проведен анализ внешней и внутренней среды компании.
Третья глава содержит предложения по внедрению проекта ХАССП в деятельность кофейни для повышения конкурентоспособности, рассмотрены этапы и общие затраты на реализацию проекта. Также проведен расчет обоснования экономической целесообразности внедрения предлагаемого проекта.

5 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И ПАРАМЕТРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция. Конкуренции возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров.
Производство и потребление связаны между собой торговлей, которая не только осуществляет обмен товаров на деньги, но и оказывает необходимые услуги потребителям, формирует потребление и спрос.
Торговля выступает как торговый посредник между производством и потребителем. От того, насколько четко организовано продвижение товара и успешно выполняет в сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного продукта до потребителя, зависят, в конечном счете, полнота и качество удовлетворения потребностей населения, качество его жизни, тем самым способствует развитию конкурентоспособности в сфере товарного обращения.[20].
С ростом доходов населения, повышением требований населения к товарам и услугам происходит увеличение разнообразия розничных торговых предприятий, что влечет за собой развитие конкуренции на потребительском рынке.
При изучении понятия «конкуренция» обнаружилось, что единое толкование данного термина отсутствует. В переводе с латинского concurrentia означает «столкновение», «состязание». Именно такая поведенческая трактовка


6 этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам
Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами за наиболее выгодные условия продажи товаров. При этом основным методом конкурентной борьбы ему виделись изменения цен.
Определенный вклад в развитие теории конкуренции Адама Смита внесли Д. Рикардо, И. Кравис, Дж. Ванек, М. Познер, К. Эррой, Т. Левитт, У.
Бролль, С. Хаймер, С.Киндлебергер, и другие.
Под конкуренцией понимается соперничество между субъектами рынка, занимающимися одним и тем же видом деятельности и заинтересованными в достижении одних и тех же целей. Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения, его приспособлению к меняющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров [16].
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний.
Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке.
Конкуренция стимулирует рациональность. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
Конкуренция - это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит, обществу минимальных затрат. Такого рода контроль постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цен, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.
Рассмотрим основные функции конкуренции:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя).

7
Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;
- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом.
Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену.
В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена [16].
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.
Недобросовестная конкуренция негативно воздействует на экономику


8
С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, фирмы - производителя, отрасли, национальной экономики.
Универсального, общепринятого определения конкурентоспособности не существует. В таблице 1 отражены некоторые из них.
Таблица 1 - Определения конкурентоспособности фирмы [6,23,25]
Автор
Определение
Андреева О. Д.
«Конкурентоспособность - это характеристика товара — конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение»
Донцова Л.В.
«Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности»
Горбашко ЕА.
«Конкурентоспособность означает способность
(потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию»
Грошев В.П.
«Конкурентоспособность - комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию»
Забелин П.В Моисеева H.K.
«Конкурентоспособность - это способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса»
Кныш М.И.
«Конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку»

9
Продолжение таблицы 1
Николаева М.А.
«Конкурентоспособность - способность основополагающих характеристик товаров в определенной степени удовлетворять аналогичные или одинаковый запросы потребителей»
Ожегов С.И.
«Конкурентоспособность - способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам».
Романов А.Н.
«Конкурентоспособность - комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик предприятия, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого предприятия над другими»
Рове М.
«Конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары»
Фатхутдинов РА.
«Конкурентоспособность - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке» ,
Фасхиева X.A.
«Конкурентоспособность товара
- это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка»
Фуре Н.И.
«Конкурентоспособность - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практического прибыльного осуществления в условиях конкурентного рынка»
1.2 ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность товаров и услуг предприятия на рынке;


10
- вид реализуемого товара и сопутствующих его услуг;
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
- конкурентоспособность отрасли;
- возможность технических новшеств в отрасли.
Главным элементом конкуренции на любом рынке является продукция, с помощью которой потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль. Термин
«конкурентоспособность продукции» не имеет сегодня однозначного определения. Большинство авторов согласны с тем, что это совокупность качественных и экономических характеристик изделия. Однако исследование рынка показывает, что на конкурентоспособность изделия влияют не только его реальное качество, которое при обилии товаров становится все менее доступным для понимания покупателей, и стоимостные показатели, но и такая характеристика, как имидж этого товара, который нельзя отнести ни к качественным, ни к стоимостным характеристикам, а также престижность владения данной продукцией.
Конкурентоспособность продукции выражается с помощью относительного показателя, определяющегося в сравнении с товарами – конкурентами (лучшим аналогом), как по совокупности качественных и стоимостных характеристик, так и по показателю бренда, который способствует созданию превосходства данного товара над товаром – конкурентом на определенном сегменте рынка в заданное время.
Превосходство товара над товарами конкурентов выражается через уровень продаж данного товара на исследуемом рынке.
Конкурентоспособность продукции – это также ее способность

11 конкурировать с другими изделиями и завоевывать максимальное количество потребителей, на которых она ориентирована.
Под конкурентоспособностью торгового предприятия малого бизнеса понимается его способность сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию устойчивое рыночное положение.
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.
Для того чтобы успешно функционировать на рынке товаров и услуг, руководству фирм, предприятий, магазинов необходимо хорошо разбираться в том, какая ситуация складывается в его сегменте и на рынке в целом, уметь прогнозировать возможные изменения, которые могут существенно повлиять на его финансовые показатели, уметь приспосабливаться к этим изменениям, быстро реагировать на действия конкурентов. Руководство предприятия розничной торговли должно четко знать типы рынков и типы конкуренции, существующей на них [24].
Рассмотрим подробнее основные типы рынка.
Полиполия (совершенная конкуренция). Большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.
Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам.
Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:
- большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара;