Файл: Теоретические аспекты исследования экономической безопасности организации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в одежде и под одеждой;

в сумке, ранце, портфеле;

в товаре;

товар также может быть вывезен, будучи оставленным в тележке для товара.

Методы предупреждения по выносу под одеждой:

визуальный контроль торгового зала с использованием средств видеонаблюдения;

визуальный контроль торгового зала нейтрально одетыми сотрудниками службы безопасности;

визуальный контроль выходящих покупателей кассирами и сотрудниками службы безопасности;

доставка мелких дорогостоящих товаров на кассу сотрудниками предприятия либо реализация такого товара в отдельных кассах на площади торгового зала.

Методы предупреждения по выносу в ручной клади:

визуальный контроль торгового зала с использованием средств видеонаблюдения;

визуальный контроль торгового зала переодетыми сотрудниками службы безопасности;

доставка мелких дорогостоящих товаров на кассу сотрудниками предприятия либо реализация такого товара в отдельных кассах на площади торгового зала

сдача сумок, портфелей, рюкзачков и пр. в места хранения;

запечатывание сумок,портфелей, рюкзачков и пр. в пластиковый пакет.

Метод предупреждения по вывозу в тележках:

визуальный контроль тележек кассирами и сотрудниками службы безопасности. Для обеспечения контроля могут использоваться зеркала, позволяющие кассиру видеть дно тележки, не вставая с рабочего места.

Товар неправильно идентифицируется на кассе. Возможные варианты:

случайная ошибка маркирования/считывания штрих-кодов;

переклейка покупателем штрих-кодов с одного товара на другой;

замена покупателем штрих-кодированнои упаковки с одного товара на другой;

добавление однородного товара в уже штрих-кодированную упаковку.

Методы противодействия:

все виды визуального контроля зала,

контроль кассирами соответствия товара его штрих-кодовой этикетке по номенклатуре и приблизительно либо точно -- по количеству.

Кассир, находящийся в сговоре с покупателем, проносит товар мимо сканера без его фактического сканирования либо пропускает товар с неправильными штрих-кодами. При этом внешне вся ситуация выглядит нормально и от обычной «нормальной» продажи неотличима.

Методы противодействия:

визуальный контроль работы кассиров сотрудниками службы безопасности;


организация сверки чеков выходящих покупателей с товаром, приобретенным ими.

Безусловно, внимательность во время работы, как кассиров, так и сотрудников службы безопасности требует постоянной проверки и оценки. Одним из наиболее эффективных способов являются тестовые «покупки». Сотрудник службы безопасности, незнакомый кассирам торгового зала, собирает(либо получает готовую от службы безопасности) тележку, в которой имеются товары с переклеенными штрих-кодами, измененной упаковкой, перевесом товара и т.д. После этого он в роли обычного покупателя проходит через кассу.

3.2 Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности


Проведенный анализ экономической безопасности предприятия розничной торговли выявил основные недостатки со стороны внутреннего потенциала предприятия. Внешние угрозы со стороны покупателей для предприятия обозначены в основном возникновением дебиторской задолженности. Представим комплекс мероприятий по разработке основных направлений укрепления экономической безопасности предприятия розничной торговли.

В ходе проведения анализа деятельности торгового предприятия ООО «Роджер» выявлена неэффективность использования ресурсов предприятия, неустойчивость финансового состояния, с позиции рентабельности характеризуется как низкорентабельное и также с низкой прибыльностью.

Предлагается провести ряд мероприятий, направленных на улучшение существующей ситуации.

. Ликвидировать дебиторскую задолженность или хотя бы сократить ее долю до 10%.

. Чтобы уменьшить дебиторскую задолженность необходимо:

. проводить отбор потенциальных дебиторов;

. Отбор можно осуществлять с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности дебитора, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые возможности предприятия.

. исключить из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

. ужесточить контроль за погашением дебиторской задолжности путем формирование системы штрафных санкций за каждый день просрочки;

. ввести бонусы и скидки за благовременное погашение;

. предоставить возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами.

В результате анализа выявлено, что оборотные средства предприятия на 89,2% представлены дебиторской задолженностью. Для снижения дебиторской задолженности необходимо разработать более жесткие условия предоставления отсрочки платежа за предоставленные услуги.

Основным инструментом ежедневного контроля дебиторской задолженности является реестр дебиторской задолженности. Реестр представляет собой таблицу неоплаченных счетов, которые группируются по периодам отсрочки платежа. Данный вид отчета целесообразно составлять не реже одного раза в месяц, а также подводить итог за квартал и за год (таблица 19). Распределение покупателей по группам риска является следующей задачей кредитной политики.


Контрагентов ООО «Роджер» по степени риска можно разделить на четыре группы, в зависимости от суммы сделки и срока погашения дебиторской задолженности:

Критические контрагенты;

Ненадежные контрагенты;

Обычные контрагенты;

Надежные контрагенты.

Оценка надёжности контрагента производится на основании трех показателей:

. Средневзвешенного периода просрочки.

. Объёма продаж.

. Объема просроченной задолженности.

Отнесение контрагента к той или иной группе осуществляется на основе интегральной оценки, которая рассчитывается как произведение бальных оценок по всем трём показателям.

К критическим контрагентам относятся предприятия с баллами от 1 до 10.

К ненадёжным с 10 - 20 баллов;

К обычным контрагентам с 21 - 30;

К надёжным с 30 и более.

Таблица 18 - Реестр дебиторов за 2011 года (тыс. руб.)

Таблица 19 - Шкала оценки показателей надёжности контрагента

Согласно шкале оценки, крупные контрагенты предприятия сгруппировались так (таблица 20).

Предлагаем сначала рассмотреть покупателей, которые попали в группу риска как самые критические контрагенты:

ООО «Союзпромресурс» - является одним из самых крупных заказчиков строительных материалов. В 2010 году этот покупатель является одним из основных дебиторов с просроченной задолженностью. В 2011 году данный контрагент опять попадает в зону риска -78 дней за год являются просроченными, что составило 628,0 тыс. руб., в связи, с чем необходимо обязательно следить за рыночным положением данных покупателей более пристально. То есть свести к минимуму риски возникновения просроченных и безнадежных долгов.

Компактная шкала оценок удобна для работы, она позволит специалисту (экономисту предприятия) проводить качественный анализ по каждому клиенту. А расчет взвешенных оценок по всем дебиторам позволит определить приоритеты при рассмотрении вариантов их кредитования.

В будущем шкалой рисков необходимо пользоваться:

в процессе подготовки к заключению сделок с покупателями строительных материалов;

раз в квартал, на заседании кредитного комитета - контролировать период погашения и оборачиваемость дебиторской задолженности;

в конце отчетного года для планирования заявок с контрагентами на следующий год.

В настоящее время для клиентов компании предоставляются следующие условия оплаты работ. При заключении договора берется предоплата в размере 50% от стоимости будущего заказа.


Для стимулирования более быстрой оплаты, наряду со стимулированием больших объемов покупки продукции клиентами компании, а так же поддержания клиентоориентированных партнерских отношений, с целью создания благоприятных условий для заказчиков, предлагается применять скидки при досрочной оплате, что актуально в условиях инфляции, где всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости от проданных товаров.

Эта практика иногда стимулирует клиентов самостоятельно следить за сроками своих платежей.

Таким образом, если покупатель будет заранее проинформирован о том, какой выигрыш он получит от досрочной оплаты, вполне вероятно, что результатом его решения будет ускорение расчетов.

. Снизить оптовые цены на товары на 5%.

Это возможно посредством:

приобретения товаров для продажи у поставщиков по более низким ценам.

Рынок поставщиков строительных материалов очень велик, поэтому данная задача не составит сложностей. Также ООО «Роджер» занимает прочные позиции на рынке, поэтому и «старые» поставщики могут предоставить скидки, чтобы не потерять крупного клиента;

сокращения числа посредников;

увеличения прямых договоров с производителями и поставщиками товаров.

Сократить запасы готовой продукции на 7%.

Данное мероприятие осуществимо путем рационализации деятельности через ее автоматизацию. Внедрение подсистемы «Управление поставками и запасами» позволяет оценить привлекательность каждого изделия по его доли в обороте и прибыли предприятия, стабильность продаж, выявить плохо продаваемую продукцию. В результате суммирования плановых потоков поставки, продажи товаров и имеющихся остатков, а также с учетом воздействия некоторых других факторов определяется баланс наличия товаров на складе и прилавках магазинов. В зависимости от результата принимаются решения о пересмотре норм потребления товаров, что повлияет на увеличение или уменьшение количества заказов на приобретение товаров у поставщиков.

Таким образом, количество кругооборотов, совершаемых оборотным капиталом за плановый период, возрастет, позволяя предприятию высвободить часть оборотных средств, что будет способствовать увеличению прибыльности.

Посредством ускорения оборачиваемости оборотных средств высвободятся денежные средства, которые будут откладываться на расчетных счетах компании. Так увеличиться доля мобильных активов в структуре оборотных активов, что будет способствовать увеличению ликвидности баланса.