ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1036
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ся более глубинными, участники могут оказаться неготовыми выйти с ними в прежнюю действительность. В результате данные изменения могут оказаться менее устойчивыми без дальнейшего сопровождения и закрепления.
Регулярные занятия обычно проводятся 1—2 раза в неделю по 3—4 часа в день. Они позволяют более систематически и последовательно произ- водить изменения. При этом важно, чтобы ведущий выстраивал занятия на принципах преемственности и последовательности. Необходимо в начале за- нятия уделять время на вспоминание и краткое обсуждение того, что проис- ходило на прошлой встрече. Порой приходится утилизировать и события, происшедшие с участниками в промежутке между занятиями.
Эпизодические встречи — наиболее свободная из всех форм орга- низации тренинга. Занятия могут происходить 1—2 раза в месяц. Организа- ция группы в режиме эпизодических встреч имеет более клубную форму, хо- тя это не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. При этом ведущему следует стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным и завершенным событием. В данных группах может изменяться количественный состав участников и общая направленность заня- тий. Возможна организация эпизодических встреч с участниками тренинга, проходившего ранее в форме интенсивного курса, для подкрепления и сохра- нения полученных изменений.
4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА
Структура построения тренинговой программы во многом зависит от модели тренинга и особенностей решаемых задач. Однако существует ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при планировании про- граммы. Среди них выделяются принцип преемственности тренинговых дей- ствий и занятий и принцип поэтапности развития группы.
Принцип преемственности подразумевает, что каждое действие и за- нятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспе- чивающим для следующего. Без соблюдения данного принципа работа в группе может превратиться в «блуждание в темноте». В процессе тренинга в случае содержательного разрыва выполняемого действия и планируемого да- лее ведущему следует провести дополнительную работу, направленную на формирование содержательного контекста и обеспечивающую возможность выполнения следующего упражнения, или изменить план работы.
Принцип поэтапности развития группы подразумевает необходи- мость учета закономерностей групповой динамики при составлении про- граммы тренинга, а также планирование работы, направленной на развитие группы. Известно, что вновь организованная группа проходит определенные стадии своего формирования и развития. Каждая стадия предъявляет опреде- ленные требования к процедурам и упражнениям. Поэтому неадекватное включение упражнений оказывается неэффективным, а может приводить и к повышению групповой напряженности. Обычно на первых этапах планиру- ются процедуры, направленные на знакомство участников, их ориентацию в специфике тренинга, проводится работа с ожиданиями участников. Далее ве-
53
Регулярные занятия обычно проводятся 1—2 раза в неделю по 3—4 часа в день. Они позволяют более систематически и последовательно произ- водить изменения. При этом важно, чтобы ведущий выстраивал занятия на принципах преемственности и последовательности. Необходимо в начале за- нятия уделять время на вспоминание и краткое обсуждение того, что проис- ходило на прошлой встрече. Порой приходится утилизировать и события, происшедшие с участниками в промежутке между занятиями.
Эпизодические встречи — наиболее свободная из всех форм орга- низации тренинга. Занятия могут происходить 1—2 раза в месяц. Организа- ция группы в режиме эпизодических встреч имеет более клубную форму, хо- тя это не исключает возможности ее организации на принципах тренинговых групп. При этом ведущему следует стремиться к тому, чтобы каждая встреча была самостоятельным и завершенным событием. В данных группах может изменяться количественный состав участников и общая направленность заня- тий. Возможна организация эпизодических встреч с участниками тренинга, проходившего ранее в форме интенсивного курса, для подкрепления и сохра- нения полученных изменений.
4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА
Структура построения тренинговой программы во многом зависит от модели тренинга и особенностей решаемых задач. Однако существует ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при планировании про- граммы. Среди них выделяются принцип преемственности тренинговых дей- ствий и занятий и принцип поэтапности развития группы.
Принцип преемственности подразумевает, что каждое действие и за- нятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспе- чивающим для следующего. Без соблюдения данного принципа работа в группе может превратиться в «блуждание в темноте». В процессе тренинга в случае содержательного разрыва выполняемого действия и планируемого да- лее ведущему следует провести дополнительную работу, направленную на формирование содержательного контекста и обеспечивающую возможность выполнения следующего упражнения, или изменить план работы.
Принцип поэтапности развития группы подразумевает необходи- мость учета закономерностей групповой динамики при составлении про- граммы тренинга, а также планирование работы, направленной на развитие группы. Известно, что вновь организованная группа проходит определенные стадии своего формирования и развития. Каждая стадия предъявляет опреде- ленные требования к процедурам и упражнениям. Поэтому неадекватное включение упражнений оказывается неэффективным, а может приводить и к повышению групповой напряженности. Обычно на первых этапах планиру- ются процедуры, направленные на знакомство участников, их ориентацию в специфике тренинга, проводится работа с ожиданиями участников. Далее ве-
53
дущий организует работу, направленную на: формирование норм и правил работы группы; развитие мотивации; формирование работоспособности уча- стников; сплочение группы и др.
При планировании программы ведущему следует учитывать, что лю- бой групповой психологический тренинг состоит как минимум из трех слоев: содержательного, личностного и группового.
• содержательный слой включает в себя программу тренинга в соот- ветствии с основными целями и в совокупности используемых в нем процедур;
• личностный слой состоит из реальных личностных ситуаций каждо- го участника группы, которые заранее могут быть не известны;
• групповой слой проявляется в социально-психологической атмосфе- ре в группе, степени ее развитости и протекающих в ней межлично- стных процессах.
Все события содержательного слоя разворачиваются на фоне личност- ного и группового слоев. Поэтому эффективность использования в тренинге процедур во многом зависит от адекватного включения их в личностный, групповой и содержательный контексты группы. Выполнение одного и того же упражнения в разных группах проходит по-разному, и сложно предусмот- реть все детали до начала тренинга. Иногда по окончании первого занятия приходится изменять последующий план работы, подстраивая его под инди- видуальные особенности участников, уровень развития группы и ее содержа- тельное продвижение. Однако это не значит, что не нужно планировать про- грамму тренинга, скорее это может сигнализировать о недостаточной подго- товленности ведущего к тренингу. Перед каждым занятием ведущему следу- ет иметь план работы. При свободном ведении он может состоять из списка основных вопросов, которые, вероятно, будут обсуждаться, и пред- положительных упражнений. В случае программного ведения нужно сплани- ровать и определить время, отводимое на разные виды работы. Но и в этом случае ведущий должен быть профессионально гибким и иметь в запасе дос- таточный выбор процедур (упражнений, игр и метафор) на различные случаи развития ситуации.
4.5. ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА УПРАЖНЕНИЙ
Для успешной работы очень важно правильно подобрать упражнение и своевременно его использовать. Несвоевременное использование упражне- ний, например предполагающих физический контакт или прикосновение к системе ценностей человека в группе, где участники недостаточно раскре- пощены и открыты, может привести к повышению напряженности, возник- новению дискомфорта и закрытию участников.
Для выбора каждого последующего упражнения необходимо опреде- лить:
1. С чем вы хотите работать: а) характеристиками группы как объекта; б) индивидуальными особенности участников.
54
При планировании программы ведущему следует учитывать, что лю- бой групповой психологический тренинг состоит как минимум из трех слоев: содержательного, личностного и группового.
• содержательный слой включает в себя программу тренинга в соот- ветствии с основными целями и в совокупности используемых в нем процедур;
• личностный слой состоит из реальных личностных ситуаций каждо- го участника группы, которые заранее могут быть не известны;
• групповой слой проявляется в социально-психологической атмосфе- ре в группе, степени ее развитости и протекающих в ней межлично- стных процессах.
Все события содержательного слоя разворачиваются на фоне личност- ного и группового слоев. Поэтому эффективность использования в тренинге процедур во многом зависит от адекватного включения их в личностный, групповой и содержательный контексты группы. Выполнение одного и того же упражнения в разных группах проходит по-разному, и сложно предусмот- реть все детали до начала тренинга. Иногда по окончании первого занятия приходится изменять последующий план работы, подстраивая его под инди- видуальные особенности участников, уровень развития группы и ее содержа- тельное продвижение. Однако это не значит, что не нужно планировать про- грамму тренинга, скорее это может сигнализировать о недостаточной подго- товленности ведущего к тренингу. Перед каждым занятием ведущему следу- ет иметь план работы. При свободном ведении он может состоять из списка основных вопросов, которые, вероятно, будут обсуждаться, и пред- положительных упражнений. В случае программного ведения нужно сплани- ровать и определить время, отводимое на разные виды работы. Но и в этом случае ведущий должен быть профессионально гибким и иметь в запасе дос- таточный выбор процедур (упражнений, игр и метафор) на различные случаи развития ситуации.
4.5. ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА УПРАЖНЕНИЙ
Для успешной работы очень важно правильно подобрать упражнение и своевременно его использовать. Несвоевременное использование упражне- ний, например предполагающих физический контакт или прикосновение к системе ценностей человека в группе, где участники недостаточно раскре- пощены и открыты, может привести к повышению напряженности, возник- новению дискомфорта и закрытию участников.
Для выбора каждого последующего упражнения необходимо опреде- лить:
1. С чем вы хотите работать: а) характеристиками группы как объекта; б) индивидуальными особенности участников.
54
2. Какие изменения вы хотите произвести?
3. Используя какие упражнения, вы можете произвести эти изменения.
4. Насколько группа будет готова к выполнению данного упражнения.
5. Как можно подготовить группу к выполнению данного упражнения.
6. Какой будет получен материал (результат) для продвижения группы в содержательном плане после выполнения процедуры.
7. Что вы будете делать с этим результатом.
При подборе упражнений и других тренинговых процедур ведущему следует учитывать, насколько они интересны ему лично, соответствуют его стилю и манере ведения группы. Тренер должен чувствовать и понимать психотехническую наполненность упражнения и программы занятия в целом.
Только в этом случае он может работать уверенно и свободно импровизиро- вать, внося в используемые им упражнения собственное, присущее только ему содержательное и эмоциональное наполнение. Можно сказать, что имен- но в этом обнаруживается авторство тренера, его индивидуальность и непо- вторимость, в том числе при использовании упражнений не собственной раз- работки.
Глава 5
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА
5.1. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЗНАКОМСТВА
Знакомство является важным этапом любого тренинга независимо от его целей и задач. Оно представляет не просто узнавание имен, а своеобраз- ное представление (презентацию) участников друг другу. В то же время она может являться и своеобразной презентацией работы в тренинговой группе.
Являясь вводной процедурой, вводящей участников в работу, процедура зна- комства позволяет «раскачать» группу, а иногда и задает общий ритм работы.
Цель данной процедуры можно считать достигнутой, если участники почув- ствовали заинтересованность и любопытство по отношению к дальнейшей работе. Соответственно организованная процедура знакомства позволяет участникам выйти на размышления о себе и стимулирует их стремление к самопознанию.
Не следует недооценивать важность данного этапа в работе группы.
Нередко начинающие тренеры сразу после узнавания имен участников спе- шат перейти к выполнению «разогревающих» упражнений, пытаясь тем са- мым спрятаться за процедурностью. Это показатель неуверенности ведущего в себе. Этим он сообщает участникам, что они вместе с их внутренним ми- ром, трудностями и ожиданиями его мало интересуют и что в настоящий мо- мент он более занят своими проблемами. Чрезмерное форсирование работы приводит к закрытию участников. Не следует спешить. Необходимо дать участникам время освоиться. Внимание, разумная чувствительность к проис- ходящему в группе — это то, что необходимо иметь ведущему группы. Для начала можно попросить каждого участника (по кругу) рассказать о себе: род занятий, хобби и т. п., а также что его привело в группу и что он ждет от тре-
55
нинга. Ведущий может первым рассказать о себе, тем самым подать пример группе и показать, о чем нужно говорить и сколько времени. Принцип «Де- лай, как я» не просто задает нормы, но и способствует формированию дове- рительных отношений в группе. При этом ведущему тренинг требуется раз- витая способность терпеливо выслушивать самые разнообразные высказыва- ния участников. Не только выслушивать не перебивая, но и постоянно на- пряженно следить за ходом мысли, стараться вникнуть в содержание, отбро- сив на время свои суждения и оценки. Ему следует научиться «выключать» ощущение незыблемой правильности своего понимания жизни и ситуации и трудиться над тем, чтобы узнать и понять представления и ситуации участ- ников [6; 35; 59].
5.2. РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ
Необходимо посвятить часть времени на определение желаемых ре- зультатов участников. Работа с ожиданиями является важным элементом, определяющим эффективность тренинга. При этом следует обращать внима- ние на то, чтобы ожидания и результаты определялись в положительных терминах. Адекватно-позитивный настрой на работу с определенными (осоз- нанными каждым участником) целями и ожиданиями повышает эффектив- ность работы группы. Каждый участник сам определяет для себя значимость приобретаемого опыта и изменений. Только он может решить, принять этот опыт или отказаться от него. Значимость любого приобретения человека во многом определяется его собственными ожиданиями. Ведущему следует уделить часть времени на работу с ожиданиями и представлениями участни- ков тренинга. Полезно узнать о целях, которые они ставят перед собой, чего жцут от работы в группе, что каждый хочет получить в процессе тренинга. А также что должно произойти, чтобы участник сказал себе: «Для меня этот тренинг оказался полезным».
Один из вариантов организации данной работы является составление каждым участником списка его ожиданий от участия в тренинге, который он в последующем может зачитать группе.
Знакомство с ожиданиями позволяет ведущему подкорректи-ровать программу тренинга, хотя нередко приходится работать и с самими ожида- ниями участников, делая их более реальными и адекватными.
Правильно организованная работа с ожиданиями также является эф- фективным способом дать участникам почувствовать, что они могут влиять на программу тренинга, что усиливает их чувство ответственности за работу группы и собственный опыт.
5.3. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ В ГРУППЕ
Любая группа имеет определенные нормы и правила существования.
Тренинговая группа не является исключением. Уже начиная с процедуры знакомства в группе задаются правила работы и формируются внутригруп- повые нормы. Правила в группе вводятся поэтапно и первоначально задают- ся ведущим. В различных группах они могут отличаться и задаваться по-
56
5.2. РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ
Необходимо посвятить часть времени на определение желаемых ре- зультатов участников. Работа с ожиданиями является важным элементом, определяющим эффективность тренинга. При этом следует обращать внима- ние на то, чтобы ожидания и результаты определялись в положительных терминах. Адекватно-позитивный настрой на работу с определенными (осоз- нанными каждым участником) целями и ожиданиями повышает эффектив- ность работы группы. Каждый участник сам определяет для себя значимость приобретаемого опыта и изменений. Только он может решить, принять этот опыт или отказаться от него. Значимость любого приобретения человека во многом определяется его собственными ожиданиями. Ведущему следует уделить часть времени на работу с ожиданиями и представлениями участни- ков тренинга. Полезно узнать о целях, которые они ставят перед собой, чего жцут от работы в группе, что каждый хочет получить в процессе тренинга. А также что должно произойти, чтобы участник сказал себе: «Для меня этот тренинг оказался полезным».
Один из вариантов организации данной работы является составление каждым участником списка его ожиданий от участия в тренинге, который он в последующем может зачитать группе.
Знакомство с ожиданиями позволяет ведущему подкорректи-ровать программу тренинга, хотя нередко приходится работать и с самими ожида- ниями участников, делая их более реальными и адекватными.
Правильно организованная работа с ожиданиями также является эф- фективным способом дать участникам почувствовать, что они могут влиять на программу тренинга, что усиливает их чувство ответственности за работу группы и собственный опыт.
5.3. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ В ГРУППЕ
Любая группа имеет определенные нормы и правила существования.
Тренинговая группа не является исключением. Уже начиная с процедуры знакомства в группе задаются правила работы и формируются внутригруп- повые нормы. Правила в группе вводятся поэтапно и первоначально задают- ся ведущим. В различных группах они могут отличаться и задаваться по-
56
разному, в зависимости от целей, задач и стиля руководства ведущего. Мно- гие тренеры сразу после знакомства организуют специальную процедуру по выработке основных правил работы группы. Возможно их оглашение веду- щим, но и в этом случае следует организовать процедуру обсуждения, пред- ложив высказаться кажцому участнику. В любом случае правила должны быть определены, понятны и приняты участниками.
Что касается норм, то это не то же, что и правила. Нормы — это то, что нормально в данной группе, то, что принимается участниками, хотя, возмож- но, и не оговаривается. Нормы различают то, что можно делать в группе, и то, что не принято, то, о чем можно говорить, и то, о чем не говорится. В данном смысле нормы задаются самой работой, хотя отчасти являются и от- ражением существующих правил.
Ниже перечислены наиболее часто используемые в практике правила.
1. Постоянство. Каждый участник работает от начала и до конца
работы группы и не опаздывает.
2. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не
должна выноситься за ее пределы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Необходимо помочь участникам освободиться от беспокойства о том, что содержание их общения может стать общеизвестным.
3. Активность. Каждый член группы постарается быть активным
участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех собы-
тиях и процедурах.
4. Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый член
группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет». Дан- ное правило определяет необходимость открыто выражать свои мысли и чув- ства, конечно же, по мере возможности. И если уж сообщать сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет», но это должно быть сказано открыто.
5. Обращение по имени. В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.
6. Доверительный стиль общения и обращение на «ты». В качестве первого шага к доверительному общению и практическому созданию клима- та доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на
«Ты», психологически уравнивающую всех членов группы. (Хотя в некото-
рых группах возможно обращение на «Вы», но оно должно приниматься
всеми.)
7. Персонификация высказываний. Данное правило подразумевает отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном об- щении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Участ- никам предлагается больше говорить от себя лично: «Я считаю, что...», «Я думаю...» и т. п., вместо высказываний типа: «Большинство моих друзей счи- тает, что...», «Некоторые думают...».
57
Что касается норм, то это не то же, что и правила. Нормы — это то, что нормально в данной группе, то, что принимается участниками, хотя, возмож- но, и не оговаривается. Нормы различают то, что можно делать в группе, и то, что не принято, то, о чем можно говорить, и то, о чем не говорится. В данном смысле нормы задаются самой работой, хотя отчасти являются и от- ражением существующих правил.
Ниже перечислены наиболее часто используемые в практике правила.
1. Постоянство. Каждый участник работает от начала и до конца
работы группы и не опаздывает.
2. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не
должна выноситься за ее пределы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Необходимо помочь участникам освободиться от беспокойства о том, что содержание их общения может стать общеизвестным.
3. Активность. Каждый член группы постарается быть активным
участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех собы-
тиях и процедурах.
4. Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый член
группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет». Дан- ное правило определяет необходимость открыто выражать свои мысли и чув- ства, конечно же, по мере возможности. И если уж сообщать сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право сказать «нет», но это должно быть сказано открыто.
5. Обращение по имени. В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице.
6. Доверительный стиль общения и обращение на «ты». В качестве первого шага к доверительному общению и практическому созданию клима- та доверия ведущий может предложить принять единую форму обращения на
«Ты», психологически уравнивающую всех членов группы. (Хотя в некото-
рых группах возможно обращение на «Вы», но оно должно приниматься
всеми.)
7. Персонификация высказываний. Данное правило подразумевает отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном об- щении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Участ- никам предлагается больше говорить от себя лично: «Я считаю, что...», «Я думаю...» и т. п., вместо высказываний типа: «Большинство моих друзей счи- тает, что...», «Некоторые думают...».
57