ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1038
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чае, если не хватает внутреннего ресурса группы. Например, если в процессе обсуждения или при предоставлении обратной связи участнику группа не за- метила всех нюансов, то ведущий может обратиться за дополнением к зрите- лям. Возможно обращение за помощью к зрителями и при поиске решения в некоторых упражнениях, если группа зашла в тупик. Зрители, являясь на- блюдателями, могут предоставлять информацию о происходящем в группе и в тех ситуациях, когда вся группа при выполнении процедур закрывала глаза.
Также зрители могут приглашаться для выполнения различных упражнений, если на данную роль не находится подходящий человек в группе. Возможен вариант, когда ведущий производит полную замену, выводя основных участ- ников тренинга за круг и делая их наблюдателями выполняемой процедуры.
При этом круг для выполнения данной процедуры формируется из числа зри- телей. Таким образом, зрители могут являться дополнительным ресурсом как группы, так и ведущего тренинга [30].
5.13. РИТУАЛЫ В ГРУППЕ
Ритуалы являются важным элементом в деятельности группы, поддер- живающим чувство принадлежности к ней. Под ритуалами в группе можно понимать привычные действия, являющиеся совместным опытом, которые приобретают дополнительный смысл вследствие возникающего чувства общности и ощущения их исключительности. Чем более необычным является ритуальное действие, тем более очевидна принадлежность людей, осуществ- ляющих его, к одной группе. При всей неопределенности, а возможно, и за- крытости информации о дальнейшем содержании тренинга ритуализованные действия создают у участников ощущение узнаваемости и способствуют рос- ту уверенности в происходящем. Но для того чтобы действие стало ритуа- лом, оно должно повторяться при каждой соответствующей ситуации и при- ниматься группой.
Можно выделить следующие ритуалы:
Ритуалы начала. В качестве данного ритуала может быть новая мета- фора, рассказанная ведущим в начале занятия. Также ритуалом начала может быть опрос участников тренинга, например о том, как прошел вчерашний день (вечер) после занятия и что они ожидают от сегодняшнего дня (вечера).
Чаепитие. Чаепитие является хорошим эмоционально уравно- вешивающим группу ритуалом, способствующим ее раскрепощению и спло- чению. Его можно проводить перед началом тренинга, во время перерыва или по окончании занятия.
Ритуал аплодисментов. Аплодисменты являются атрибутом ус- пешности, передающим положительный эмоциональный заряд участникам тренинга. Данный ритуал как форму обратной связи может ввести ведущий, сам начав однажды аплодировать. В данном случае аплодисменты могут со- провождать каждое успешное действие или удачное высказывание участни- ков. Также ведущий может предлагать группе поаплодировать участнику по завершении упражнения. Это может стать ритуалом окончания выполнения
64
Также зрители могут приглашаться для выполнения различных упражнений, если на данную роль не находится подходящий человек в группе. Возможен вариант, когда ведущий производит полную замену, выводя основных участ- ников тренинга за круг и делая их наблюдателями выполняемой процедуры.
При этом круг для выполнения данной процедуры формируется из числа зри- телей. Таким образом, зрители могут являться дополнительным ресурсом как группы, так и ведущего тренинга [30].
5.13. РИТУАЛЫ В ГРУППЕ
Ритуалы являются важным элементом в деятельности группы, поддер- живающим чувство принадлежности к ней. Под ритуалами в группе можно понимать привычные действия, являющиеся совместным опытом, которые приобретают дополнительный смысл вследствие возникающего чувства общности и ощущения их исключительности. Чем более необычным является ритуальное действие, тем более очевидна принадлежность людей, осуществ- ляющих его, к одной группе. При всей неопределенности, а возможно, и за- крытости информации о дальнейшем содержании тренинга ритуализованные действия создают у участников ощущение узнаваемости и способствуют рос- ту уверенности в происходящем. Но для того чтобы действие стало ритуа- лом, оно должно повторяться при каждой соответствующей ситуации и при- ниматься группой.
Можно выделить следующие ритуалы:
Ритуалы начала. В качестве данного ритуала может быть новая мета- фора, рассказанная ведущим в начале занятия. Также ритуалом начала может быть опрос участников тренинга, например о том, как прошел вчерашний день (вечер) после занятия и что они ожидают от сегодняшнего дня (вечера).
Чаепитие. Чаепитие является хорошим эмоционально уравно- вешивающим группу ритуалом, способствующим ее раскрепощению и спло- чению. Его можно проводить перед началом тренинга, во время перерыва или по окончании занятия.
Ритуал аплодисментов. Аплодисменты являются атрибутом ус- пешности, передающим положительный эмоциональный заряд участникам тренинга. Данный ритуал как форму обратной связи может ввести ведущий, сам начав однажды аплодировать. В данном случае аплодисменты могут со- провождать каждое успешное действие или удачное высказывание участни- ков. Также ведущий может предлагать группе поаплодировать участнику по завершении упражнения. Это может стать ритуалом окончания выполнения
64
процедуры участником и средством, мотивирующим следующего добро- вольца.
Ритуал завершения (прощания) по окончании занятия. В качестве данного ритуала также может выступать новая, соответственно подобранная и рассказанная ведущим метафора. Хорошим завершением занятия является ритуал аплодисментов, которыми участники благодарят друг друга за хоро- шую работу.
5.14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОСЪЕМКИ
Материалы видеосъемки являются незаменимыми для подробного ана- лиза выполнения процедур тренинга и действий участников. В массовых процедурах (например, ролевых играх) многие детали могут ускользнуть да- же от профессионального взгляда опытного ведущего, и без видеозаписи впоследствии бывает очень сложно точно восстановить все детали развития событий. Кроме того, использование материалов видеосъемки является хо- рошим средством для коррекции самовосприятия участников. Нередко уча- стники очень смущаются, видя себя на экране телевизора, а порой даже не узнают себя. Им может не нравиться их голос, то, как они выглядят, как они двигаются. И неудивительно, если раньше этот участник видел себя только в зеркале. В зеркале человек видит себя таким, каким он себя показывает. Если человек смущается, видя себя со стороны, значит, он представлял и воспри- нимал себя несколько другим, несколько иначе. Использование материалов видеосъемки способствует формированию у участников более адекватного представления о себе, принятию ими себя. При этом наблюдения за собой на экране телевизора помогают участникам изменить представление не только о своем физическом, но и социальном «Я». Во время анализа видеосъемки уча- стники более объективно относятся к тому, что они говорили и делали.
Не следует забывать про этическую сторону видеосъемки. Перед ее на- чалом, из уважения к личностям участников, очень важно получить согласие каждого их них на использование видеокамеры. При необходимости веду- щему следует обосновать необходимость видеосъемки тренинга. В процессе работы, особенно индивидуальной, при первой же просьбе участника группы съемку нужно прекратить. Хотя сопротивление возникает только на на- чальном этапе, позже участники привыкают к наличию видеокамеры [6; 29].
5.15. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ
Правильно подобранная музыка является хорошим стимулятором. При подборе фонограмм лучше использовать инструментальную музыку так как песни, независимо от того, насколько они хорошие, неизменно несут в себе то или иное смысловое содержание, которое различно «отражается» от пред- ставлений и опыта каждого конкретного человека. Хотя, если вы можете точно предсказать, какие ассоциации и переживания вызовет у участников определенная песня (имеется в виду заложенный в ней текст), то вы можете использовать и этот ресурс. В настоящее время нет недостатка в выборе со- ответствующей музыки. Ниже представлены исполнители и наиболее подхо-
65
Ритуал завершения (прощания) по окончании занятия. В качестве данного ритуала также может выступать новая, соответственно подобранная и рассказанная ведущим метафора. Хорошим завершением занятия является ритуал аплодисментов, которыми участники благодарят друг друга за хоро- шую работу.
5.14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОСЪЕМКИ
Материалы видеосъемки являются незаменимыми для подробного ана- лиза выполнения процедур тренинга и действий участников. В массовых процедурах (например, ролевых играх) многие детали могут ускользнуть да- же от профессионального взгляда опытного ведущего, и без видеозаписи впоследствии бывает очень сложно точно восстановить все детали развития событий. Кроме того, использование материалов видеосъемки является хо- рошим средством для коррекции самовосприятия участников. Нередко уча- стники очень смущаются, видя себя на экране телевизора, а порой даже не узнают себя. Им может не нравиться их голос, то, как они выглядят, как они двигаются. И неудивительно, если раньше этот участник видел себя только в зеркале. В зеркале человек видит себя таким, каким он себя показывает. Если человек смущается, видя себя со стороны, значит, он представлял и воспри- нимал себя несколько другим, несколько иначе. Использование материалов видеосъемки способствует формированию у участников более адекватного представления о себе, принятию ими себя. При этом наблюдения за собой на экране телевизора помогают участникам изменить представление не только о своем физическом, но и социальном «Я». Во время анализа видеосъемки уча- стники более объективно относятся к тому, что они говорили и делали.
Не следует забывать про этическую сторону видеосъемки. Перед ее на- чалом, из уважения к личностям участников, очень важно получить согласие каждого их них на использование видеокамеры. При необходимости веду- щему следует обосновать необходимость видеосъемки тренинга. В процессе работы, особенно индивидуальной, при первой же просьбе участника группы съемку нужно прекратить. Хотя сопротивление возникает только на на- чальном этапе, позже участники привыкают к наличию видеокамеры [6; 29].
5.15. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ
Правильно подобранная музыка является хорошим стимулятором. При подборе фонограмм лучше использовать инструментальную музыку так как песни, независимо от того, насколько они хорошие, неизменно несут в себе то или иное смысловое содержание, которое различно «отражается» от пред- ставлений и опыта каждого конкретного человека. Хотя, если вы можете точно предсказать, какие ассоциации и переживания вызовет у участников определенная песня (имеется в виду заложенный в ней текст), то вы можете использовать и этот ресурс. В настоящее время нет недостатка в выборе со- ответствующей музыки. Ниже представлены исполнители и наиболее подхо-
65
дящие на взгляд автора альбомы, подборку из которых можно использовать во время работы группы:
• Kitaro
«From The Full Moon Story» (1979г.)
«Silk Road 1-2» (1980-1981 гг.)
«Tunhuang» (1981 г.)
«India» (1982 г.)
«К1» (1981г.)
«Mandala» (1995г.)
• G.E.N.E.
«Get-The-Taste» (1991 г.)
«Dragon's Flight» (1996г.)
«Pacific Pearls» (1997г.)
• Medwyn Goodal «Medicin Woman»
• Chris Spheeris «Mystic Traveller»
• Karunesh «Secret Of Life»
• Mars Lasar «Karma» (2000г.)
• Enigma
«The Cross Of Changes» (1993г.)
«Le Roi Est Mart, Vive Le Roy» (1995 г.)
«Metamorphosis» (1998 г.)
• Oliver Shanti & Friends
«Listening To The Heart» (1987г.)
«Meditative Music» (1999 г.)
«Medicine Power» (2000г.)
5.16. О ПАУЗАХ
Пауза или вроде как «бездействие» ведущего является хорошим эле- ментом как диагностики ситуации эмоционального напряжения в группе, так и средством воздействия. Искусство овладения техникой «паузы» дается не- просто, но полностью оправдывает себя. Иногда очень полезно выдержать паузу, тем самым вы можете помочь участнику сказать то, что в иной ситуа- ции он бы не сказал. Выдержав паузу, вы можете выявить и понять настрое- ние в группе и те стремления, которые в другом случае, возможно, остались бы незамеченными.
5.17. О СПОРАХ В ГРУППЕ
Нередко в тренинговой группе появляется участник, желающий поспо- рить с ведущим по тому или иному вопросу. И не важно, что им движет: же- лание получить больше внимания или это форма самоутверждения перед группой. Но если ведущий будет реагировать на каждое возражение такого спорщика, разъясняя, почему его возражение несостоятельно, то их спор в лучшем случае превратит все происходящее в семинар. Возможно, спорщик из него что-то и извлечет, но группа — это не один человек. Как советовал Д.
Карнеги: «Избегайте споров. В споре, в лучшем случае, удовлетворенным ос-
66
• Kitaro
«From The Full Moon Story» (1979г.)
«Silk Road 1-2» (1980-1981 гг.)
«Tunhuang» (1981 г.)
«India» (1982 г.)
«К1» (1981г.)
«Mandala» (1995г.)
• G.E.N.E.
«Get-The-Taste» (1991 г.)
«Dragon's Flight» (1996г.)
«Pacific Pearls» (1997г.)
• Medwyn Goodal «Medicin Woman»
• Chris Spheeris «Mystic Traveller»
• Karunesh «Secret Of Life»
• Mars Lasar «Karma» (2000г.)
• Enigma
«The Cross Of Changes» (1993г.)
«Le Roi Est Mart, Vive Le Roy» (1995 г.)
«Metamorphosis» (1998 г.)
• Oliver Shanti & Friends
«Listening To The Heart» (1987г.)
«Meditative Music» (1999 г.)
«Medicine Power» (2000г.)
5.16. О ПАУЗАХ
Пауза или вроде как «бездействие» ведущего является хорошим эле- ментом как диагностики ситуации эмоционального напряжения в группе, так и средством воздействия. Искусство овладения техникой «паузы» дается не- просто, но полностью оправдывает себя. Иногда очень полезно выдержать паузу, тем самым вы можете помочь участнику сказать то, что в иной ситуа- ции он бы не сказал. Выдержав паузу, вы можете выявить и понять настрое- ние в группе и те стремления, которые в другом случае, возможно, остались бы незамеченными.
5.17. О СПОРАХ В ГРУППЕ
Нередко в тренинговой группе появляется участник, желающий поспо- рить с ведущим по тому или иному вопросу. И не важно, что им движет: же- лание получить больше внимания или это форма самоутверждения перед группой. Но если ведущий будет реагировать на каждое возражение такого спорщика, разъясняя, почему его возражение несостоятельно, то их спор в лучшем случае превратит все происходящее в семинар. Возможно, спорщик из него что-то и извлечет, но группа — это не один человек. Как советовал Д.
Карнеги: «Избегайте споров. В споре, в лучшем случае, удовлетворенным ос-
66
тается его зачинщик, получивший больше внимания и поупражнявшийся в словесном фехтовании»
40
. Это, конечно, хороший опыт, но это только опыт участников спора. Группа же часто воспринимает спор как паузу в занятии.
Но как быть? Если ведущий будет жестко пресекать спор, то группа тоже может быть недовольна грубостью руководителя.
Если ведущий будет отклоняться от спора, не поясняя свою позицию, то группа может быть недовольна его слабостью.
Любой спор — это возражение одного человека аргументам другого.
Нужно замечать аргументы спорщика и соглашаться с тем, что он имеет пра- во на свою точку зрения, но отмечая, что группа создана не для того, чтобы выяснять чью-либо правоту. Можно сказать: «да» — и продолжить работу группы. В некоторых случаях можно предложить разрешить проблемы вне занятий. Разговор вне группы имеет иной характер, так как там нет «зрите- лей», а соответственно и игры на публику, так желательной для многих спо- рщиков.
В других случаях ведущий может замкнуть спорщиках на спорщиков, спросив, кто считает иначе. Это позволит ему выиграть время, оставшись на- блюдателем, и в подходящий момент завершить их дискуссию. Тем самым ведущий позволяет себе остаться выше спора, выше необходимости доказы- вать.
Доказывающий всегда слаб. Доказывающий всегда проситель. Ведь он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезразлично.
5.18. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА
Завершение тренинга является важным этапом, во многом оп- ределяющим его успешность. Сохранение полученных в тренинге измене- ний, закрепление и перенос участниками в реальную жизнь приобретенных ими навыков являются проблемой, способной свести к нулю всю работу. Ве- дущему важно не только помочь участникам произвести положительные из- менения, но и обеспечить возможность сохранения этих изменений. Необхо- димо подготовить членов группы продолжать жить вне нее. Неподготовлен- ные участники, столкнувшись с прежней реальностью, могут отказаться от всех приобретений полученных в тренинге. Это особенно важно в тренинге, направленном на развитие личности. Изменяющейся личности следует быть готовой к тому, что ей придется учиться жить по-другому и, возможно, за- щищать полученные изменения. Иначе ее место может занять прежнее, на данный момент более подготовленное «Я», тем более что его будут поддер- живать окружающие, а новое «Я» в первое время они узнавать не будут.
В последний день работы следует проделать упражнения на за- вершение тренинга. Филип Бурнард
41
выделяет следующие типы завершаю- щих упражнений:
• упражнения, используемые для оценки тренинга;
40
КарнегиД. Как приобретать друзей и оказывать влияние на других. — Киев.: Коммерческий центр, 1989.
41
См.: БурнардФ. Тренинг межличностного взаимодействия.— СПб.: «Питер», 2001.
67
40
. Это, конечно, хороший опыт, но это только опыт участников спора. Группа же часто воспринимает спор как паузу в занятии.
Но как быть? Если ведущий будет жестко пресекать спор, то группа тоже может быть недовольна грубостью руководителя.
Если ведущий будет отклоняться от спора, не поясняя свою позицию, то группа может быть недовольна его слабостью.
Любой спор — это возражение одного человека аргументам другого.
Нужно замечать аргументы спорщика и соглашаться с тем, что он имеет пра- во на свою точку зрения, но отмечая, что группа создана не для того, чтобы выяснять чью-либо правоту. Можно сказать: «да» — и продолжить работу группы. В некоторых случаях можно предложить разрешить проблемы вне занятий. Разговор вне группы имеет иной характер, так как там нет «зрите- лей», а соответственно и игры на публику, так желательной для многих спо- рщиков.
В других случаях ведущий может замкнуть спорщиках на спорщиков, спросив, кто считает иначе. Это позволит ему выиграть время, оставшись на- блюдателем, и в подходящий момент завершить их дискуссию. Тем самым ведущий позволяет себе остаться выше спора, выше необходимости доказы- вать.
Доказывающий всегда слаб. Доказывающий всегда проситель. Ведь он просит, чтобы к его доказательствам отнеслись небезразлично.
5.18. ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА
Завершение тренинга является важным этапом, во многом оп- ределяющим его успешность. Сохранение полученных в тренинге измене- ний, закрепление и перенос участниками в реальную жизнь приобретенных ими навыков являются проблемой, способной свести к нулю всю работу. Ве- дущему важно не только помочь участникам произвести положительные из- менения, но и обеспечить возможность сохранения этих изменений. Необхо- димо подготовить членов группы продолжать жить вне нее. Неподготовлен- ные участники, столкнувшись с прежней реальностью, могут отказаться от всех приобретений полученных в тренинге. Это особенно важно в тренинге, направленном на развитие личности. Изменяющейся личности следует быть готовой к тому, что ей придется учиться жить по-другому и, возможно, за- щищать полученные изменения. Иначе ее место может занять прежнее, на данный момент более подготовленное «Я», тем более что его будут поддер- живать окружающие, а новое «Я» в первое время они узнавать не будут.
В последний день работы следует проделать упражнения на за- вершение тренинга. Филип Бурнард
41
выделяет следующие типы завершаю- щих упражнений:
• упражнения, используемые для оценки тренинга;
40
КарнегиД. Как приобретать друзей и оказывать влияние на других. — Киев.: Коммерческий центр, 1989.
41
См.: БурнардФ. Тренинг межличностного взаимодействия.— СПб.: «Питер», 2001.
67
• упражнения, дающие возможность участникам оценить качество проделанной ими работы;
• упражнения, помогающие участникам связать полученные ими зна- ния и опыт с ситуациями реальной жизни;
• упражнения, дающие участникам возможность попрощаться друг с другом.
5.19. О НЕУДАЧАХ
Если что-то проходит не так, как планировалось, то ведущий должен быть готовым и к такому развитию событий. Как отмечает В. Тарасов, «ни- кто не знает, что для человека удача, а что неудача? Другие могут узнать об этом, только увидев его реакцию на результат. Лишь по его лицу, по его по- ведению они могут догадаться, что случилось что-то не так, как он хотел. Но между моментом, когда человек заметил неудачный результат, и моментом, когда первый человек увидит его реакцию, есть промежуток времени, чаще очень небольшой. Но именно этот промежуток дает шанс все исправить. За это время человек может или поддаться неудаче, а соответственно снизить свой авторитет и ухудшить положение. Или может увидеть и быстро развер- нуть успех тех, может быть, и не многих, но всегда имеющихся положитель- ных следствий в любом результате. Словом, это миг, когда еще можно по- вернуть ход событий в нужную сторону. Но только пока никто не увидел первой реакции ведущего на неудачу. Только до этого времени. Можно и по- сле, но будет сложнее».
Нет неудач — есть результат. Нет плохого результата — есть опыт.
Членам группы нужна уверенность в ведущем, в том, что все проходит имен- но так, как надо. И если что-то проходит не совсем гладко, то участники должны быть уверены в том, что ведущий ожидал и такого развития событий и он знает, что надо делать. Ведь он ВЕДЕТ. А иначе можно ли за ним идти?
Успех — это хорошо, это приятно. Но именно неудачи связывают че- ловека с реальностью.
Успеху мы радуемся, на неудачах учимся.
Не следует бояться неудач. Есть хорошие слова Джона Гриндера:
«Успех иногда может оказаться опаснейшим из всех переживаний, по- тому что он может мешать видеть, а соответственно и научиться другому об- разу действий. Но каждая неудача дает неоценимую возможность научиться чему-то, чего бы вы иначе не заметили».
Часть 2
ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ,
ПОЛЕЗНЫЕ ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
В данной части представлены знания и техники, которые могут быть полезны начинающему свою практику тренеру. Именно ведущий, его лич- ность в совокупности с профессиональными зна-
68
ниями и опытом является средством изменения участников тренинга.
Содержание данной части ориентировано в пер- вую очередь на личность читателя. Вы можете отнестись к данной части как к исследованию новой территории, территории понимания авто- ром описанного ниже содержания. Надеюсь, оно окажется и вам полезным.
Содержание данной части ориентировано в пер- вую очередь на личность читателя. Вы можете отнестись к данной части как к исследованию новой территории, территории понимания авто- ром описанного ниже содержания. Надеюсь, оно окажется и вам полезным.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Глава 6
МИР И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕМ
«Однажды пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы донести до жителей свое учение. Один из встречавших пророка сторонников обратился к нему с такими словами: "Господин! В этом городе глупость не переводится. Жители здесь упрямы как ослы и не хотят учиться. Тебе не удастся наставить на путь истины ни одного из этих людей". Пророк выслушал его и ответил благосклонно: "Ты прав!" Вскоре другой член общины с сияющим от радости лицом подошел к пророку: "Господин! Ты в благо- словенном городе. Люди жаждут услышать праведное учение и открыть сердца твоему слову". Мухаммед благосклонно улыбнулся и опять сказал: "Ты прав!"
"О господин, — обратился тогда к Мухаммеду его спутник, — одному ты гово- ришь, что он прав. Другому, который утверждает обратное, ты тоже говоришь, что он прав. Но не может же черное быть белым".
Мухаммед ответил: "Ни один из них не сказал мне ничего ложного, а всего лишь неполную правду. Каждый видит мир таким, каким он хочет его видеть. Зачем мне им возражать"»
42
6.1. ТЕРРИТОРИИ И ИХ КАРТЫ
Объективная реальность,
конечно, существует, но
разные люди осознают ее
по-разному.
Джордж Келли
Каждый человек уникален, имеет свои ценности, убеждения и пред- ставления. Каждый человек по-своему воспринимает и осмысливает окру- жающий мир. То, что для одного человека кажется хорошим, возможно, для другого таким не является. Можно сказать, что люди во многом отличаются именно тем, как они осмысливают и интерпретируют окружающий мир и собственный опыт. Если два человека похожи, то это скорее не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, а потому, что события имеют для них приблизительно одинаковое психологическое значение. С чем это связано?
42
История описана в книге Пезешкиана Н. Торговец и попугаи. — СПб.: Единение, 1995.
69
Хорошим примером того, как человек осмысливает окружающий мир, является составление географических карт. Мы живем в огромном мире, и для того, чтобы лучше в нем ориентироваться, люди научились создавать его карты. Есть карты стран, городов, автомобильных дорог и множество других.
При этом все они имеют избирательный характер. На картах помечается только самое важное и необходимое в соответствии с тем, для чего они со- ставлены. Этим определяется точность, достоверность и полезность различ- ных карт. Бесполезно пользоваться картой автомобильных дорог Франции, если вы находитесь в России. Но даже если вы будете идти по местности, ру- ководствуясь правильно выбранной, но старой картой, то вы можете не найти необходимого вам объекта, так как, возможно, он уже не существует. Или вы рискуете столкнуться с чем-то, чего нет на вашей карте, потому что это нечто появилось после того, как она была составлена.
Внутренний мир человека так же огромен, как и внешний мир. Соци- альную жизнь человека наполняет множество объектов, людей, вещей и со- бытий, с которыми он сталкивался. И для того чтобы хоть как-то в нем ори- ентироваться, каждый человек создает свои «Карты» этого мира. Человек вынужден упрощать этот мир для того, чтобы его осмыслить. Начиная с пер- вых дней жизни, осваивая окружающий мир и сталкиваясь с различными си- туациями, человек отмечает их на своих «Картах мира». У него появляются
Карты семейных взаимоотношений. Карты общения со сверстниками и др.
Они включают описание различных ситуаций, с которыми он сталкивался, и описание «тропинок» выхода из них. Тем самым формируется его собствен- ное представление о мире, его «Модель мира», в которой он и живет [30].
Таким образом, можно сказать, что Территория — это реальный мир вокруг нас, а Карта (или Модель мира) — это представления человека об этом мире. Но никакая Карта не может всесторонне отразить Территорию, да и предназначение у нее другое. Какого рода Карты человек имеет, зависит от того, что он замечает и куда идет. В течение жизни каждый человек обращает внимание только на те аспекты мира, которые его интересуют, и игнорирует другие. Соответственно, и в личных Картах-представлениях различных лю- дей отображено только то, на что они обратили когда-то свое внимание. Нет одинаковых Карт, как нет одинаковых людей. Но так как в нашей жизни мно- го схожего, то и в представлениях различных людей о мире много схожих элементов. При этом главным остается то, что человек может проживать только свое субъективное отражение «реального мира», только личную Кар- ту этого мира, а не сам мир. Можно даже сказать, что каждый человек живет в отдельном мире — мире собственных представлений.
Единственная «реальность», известная любому человеку, это только его субъективная, личная реальность.
Различные факты и события, как и весь человеческий опыт, для каждо- го человека существуют только в его сознании. При этом реальный окру- жающий мир гораздо более изменчив, чем наши представления о нем, и го-
70