ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1035
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ются проявлением защиты участников от обсуждения более значимых и
глубинных проблем.
Психогимнастика
Психогимнастика может использоваться как вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без по- мощи слов. Психогимнастика может обеспечивать следующие цели:
• диагностическую — в пантомиме проявляются слабости, «внут- ренние зажимы», скрытые импульсы и позиции участника;
• коррекционную — психогимнастика может использоваться для формирования определенных навыков и типов поведения, помогает отреагировать эмоции и дает материал для интерпретации и уста- новления обратной связи;
• социометрическую — дает информацию о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных участников.
К вспомогательным целям можно отнести:
• уменьшение эмоциональной напряженности в группе;
• активизацию групповой динамики [22].
Проективное рисование
Проективное рисование также является вспомогательным методом групповой работы. Являясь формой самовыражения, оно дает множество ин- формации для диагностики и интерпретации личностных проблем и ситуации участников. В процессе рисования человеку предоставляется возможность отразить (спроецировать) в рисунке многие личностные проблемы, травми- рующие переживания прошлого, затруднения в общении и др. Данный метод позволяет работать с неосознаваемыми стремлениями и чувствами участни- ков, а также с мыслями, которые они не могут высказать открыто.
Проективное рисование может выполняться в следующих формах:
• свободное рисование — каждый рисует то, что хочет;
• тематическое рисование — все рисуют на тему, выбранную группой или предложенную ведущим;
• дополнительное рисование — рисунок посылают по кругу: один на- чинает рисовать, другой продолжает;
• совместное рисование — несколько человек или вся группа рисуют что-то на одном листе;
• разговорное рисование — члены группы работают с выбранным партнером в паре. У каждой пары один лист бумаги, и они общают- ся на нем с помощью образов, линий и красок [22].
При обсуждении рисунков не следует искать единственно верной их трактовки. Рисунок — это основа для проявления мыслей и чувств автора и группы, для получения обратной связи.
Для проведения рисуночных процедур следует заранее приготовить
фломастеры, краски, бумагу и другие принадлежности.
Элементы музыкотерапии
Музыка может использоваться в тренинге в виде:
48
• «музыкального фона», направленного на создание необходимой ат- мосферы в группе;
• специально организованного прослушивания соответствующей му- зыки для снятия напряжения и усталости участников;
• специально организованных процедур в виде пения и игры на музы- кальных инструментах (в том числе импровизированных), направ- ленных на возможность творческой самореализации участников.
Один из вариантов игры на импровизированных инструментах —
«шумовой оркестр», в котором в качестве инструментов использу- ются различные подручные средства: стаканы, ложки, коробки с шашками и т. п.
Домашняя работа
В качестве домашней работы руководитель может рекомендовать каж- дому участнику выполнить какое-либо задание, провести наблюдение или закрепить отработанное в группе упражнение.
Также в качестве домашнего задания можно рекомендовать участникам чтение специальной литературы, но только после того, как у них возникнут соответствующая заинтересованность и потребность в концептуальном ос- мыслении своего опыта. Нет большого смысла рекомендовать чтение книг заранее, так как, только почувствовав затруднение, ощутив недостаток собст- венных средств для разрешения проблемы, участник может с максимальной пользой поработать с соответствующей литературой.
В некоторых группах ведущий может рекомендовать участникам веде- ние дневниковых записей, что дает возможность дома вернуться к получен- ному в группе опыту, осмыслить его, формируя письменные высказывания. В процессе ведения дневника участник может делать описание происходящего с ним в группе, отмечая, что он делал, что он чувствовал, что он думал, како- вы были особенности его реакций в той или иной ситуации. Последующий анализ записей в дневнике позволяет участнику отслеживать развитие своего понимания и личные изменения [4; 22].
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 15
Глава 4
КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА
Самостоятельное конструирование ведущим психологического тренин- га является важным элементом работы и показателем развития его профес- сионального мастерства. Самая большая ловушка, в которую может попасть начинающий свою тренерскую практику психолог, — это принять на себя функцию исполнителя тренинговых программ, разработанных другими. Пси- холог-практик — не исполнитель, а скорее творческий производитель. Ведь в конечном итоге цель его работы — «произвести» изменения, направленные на становление профессионала и развитие личности. Ему необходимо точно знать, с кем он работает, с чем он работает, какие изменения он собирается произвести, какими средствами он владеет и насколько они подходят для
49
сложившейся ситуации, какой собирается оценивать результативность своей работы и многое другое.
Работая в профессиональной сфере, психолог-практик должен разби- раться в специфике данной профессиональной деятельности.
Работая с личностью, он должен как минимум внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой личности, ориентиро- ваться в специфике личностных проблем и особенностях личностного разви- тия.
При этом ошибочно считать, что все изменения, которые происходят у участников в психологическом тренинге, происходят только в процессе тре- нинга и в дальнейшем либо сохраняются, либо угасают. Как справедливо от- мечает Т. В. Зайцева
35
, значительная часть изменений у участников тренинга возникает после его окончания. В процессе психологического тренинга не только производятся реальные изменения, но и закладывается большой по- тенциал для изменений в дальнейшем. Опыт, полученный участниками в тренинге, имеет пролонгированное действие, связанное с его проживанием и осмыслением. Соответственно и потенциал изменений во многом ориентиро- ван на будущее. Поэтому работа ведущего в тренинге должна быть направ- лена как на производство реальных изменений участников, так и на форми- рование зон их ближайшего развития и обеспечение соответствующей под- держки ориентированной на будущее.
4.1. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ
Несмотря на различие подходов, большинство направлений в психоло- гическом тренинге используют схожую логику построения группового про- цесса, направленного на изменение поведения. Т. В. Зайцева
36
выделяет три основных этапа построения содержательной работы в тренинге, которые при незначительной модификации для когнитивно-поведенческой модели можно представить следующим образом.
1. Первый этап работы носит диагностический характер и направлен на выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения, а также когнитивных стереотипов понимания и интер- претации окружающего мира.
К примеру, в поведенческой модели данный этап раскрывает навыки и стереотипы неконструктивного поведения. В психоаналитической модели данный этап направлен на осознание бессознательных мотивов и барьеров. В гуманистической психологии — на осознание своей неаутентичности.
В когнитивно-поведенческой модели поведение человека рас- сматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпретацией дан- ного поведения. Поэтому, ставя цель изменить неконструктивное поведение,
35
Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное дейст- вие. — СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. — С. 28.
36
Зайцева Т. В., с. 55.
50
Работая в профессиональной сфере, психолог-практик должен разби- раться в специфике данной профессиональной деятельности.
Работая с личностью, он должен как минимум внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой личности, ориентиро- ваться в специфике личностных проблем и особенностях личностного разви- тия.
При этом ошибочно считать, что все изменения, которые происходят у участников в психологическом тренинге, происходят только в процессе тре- нинга и в дальнейшем либо сохраняются, либо угасают. Как справедливо от- мечает Т. В. Зайцева
35
, значительная часть изменений у участников тренинга возникает после его окончания. В процессе психологического тренинга не только производятся реальные изменения, но и закладывается большой по- тенциал для изменений в дальнейшем. Опыт, полученный участниками в тренинге, имеет пролонгированное действие, связанное с его проживанием и осмыслением. Соответственно и потенциал изменений во многом ориентиро- ван на будущее. Поэтому работа ведущего в тренинге должна быть направ- лена как на производство реальных изменений участников, так и на форми- рование зон их ближайшего развития и обеспечение соответствующей под- держки ориентированной на будущее.
4.1. ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТРЕНИНГЕ
Несмотря на различие подходов, большинство направлений в психоло- гическом тренинге используют схожую логику построения группового про- цесса, направленного на изменение поведения. Т. В. Зайцева
36
выделяет три основных этапа построения содержательной работы в тренинге, которые при незначительной модификации для когнитивно-поведенческой модели можно представить следующим образом.
1. Первый этап работы носит диагностический характер и направлен на выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения, а также когнитивных стереотипов понимания и интер- претации окружающего мира.
К примеру, в поведенческой модели данный этап раскрывает навыки и стереотипы неконструктивного поведения. В психоаналитической модели данный этап направлен на осознание бессознательных мотивов и барьеров. В гуманистической психологии — на осознание своей неаутентичности.
В когнитивно-поведенческой модели поведение человека рас- сматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпретацией дан- ного поведения. Поэтому, ставя цель изменить неконструктивное поведение,
35
Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное дейст- вие. — СПб.: Речь; М.: Смысл, 2002. — С. 28.
36
Зайцева Т. В., с. 55.
50
необходимо также проявить и изменить конструкты интерпретации данного поведения и окружающего мира.
В тренинговой группе неконструктивные модели поведения и обеспе- чивающие их когнитивные конструкты реализуются и проявляются в процес- се группового взаимодействия и замечаются участниками посредством иден- тификации или в процессе получения обратной связи. Их выведение во внешний план может происходить не только в процессе проигрывания роли или выполнении соответственно ориентированных упражнений, но и в про- цессе вербализации.
К сожалению, осознание проблемы человеком не приводит к ее авто- матическому разрешению. Любое личностное ограничение конкретного че- ловека закреплено в выработанных им и «вживленных» стереотипах поведе- ния, требующих переработки. Но для того чтобы отказаться от неконструк- тивных элементов поведения и выработать, развить более конструктивные, мало заметить и согласиться с тем, как не следует поступать. Необходимо получить и освоить образец более конструктивного поступка в конкретных ситуациях.
2. Второй этап — построение во внешнем плане идеальной модели
(программы) поведения и соответствующих когнитивных конструктов.
Представление во внешнем плане идеальной модели поведения осуще- ствляется посредством поиска аналогов, комбинирования, реконструирова- ния и др. с последующей демонстрацией (проигрыванием). В некоторых про- граммно-обучающих тренингах идеальная модель поведения для участников представляется ведущим.
Поиск более адекватных когнитивных конструктов интерпретации со- бытийности и поведения участников осуществляется в процессе обсуждения в группе и / или представляется ведущим.
3. На заключительном этапе происходят модификация поведения уча- стников группы в сторону максимального приближения к эталону и закреп- ления во внутреннем плане.
На данном этапе происходит работа, направленная на переосмысление прошлых событий, собственного поведения и поведения окружающих, а также освоение новых моделей поведения и осмысления окружающего мира.
В большинстве обучающих тренингов данный этап характеризуется выполнением соответствующих развивающих упражнений, подготовленных и представленных ведущим. При этом следует еще раз отметить, что без уве- ренности участников в необходимости и полезности полученных в тренинге изменений они вряд ли сохранят их надолго. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о когнитивном обеспечении всех изменений и приобретений, полученных участниками в тренинге.
4.2. ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА
Можно выделить два различных подхода в подготовке тренинга.
В одном варианте первоначально определяется модель тренинга в со- ответствии со спецификой прорабатываемых проблем, разрабатывается про-
51
В тренинговой группе неконструктивные модели поведения и обеспе- чивающие их когнитивные конструкты реализуются и проявляются в процес- се группового взаимодействия и замечаются участниками посредством иден- тификации или в процессе получения обратной связи. Их выведение во внешний план может происходить не только в процессе проигрывания роли или выполнении соответственно ориентированных упражнений, но и в про- цессе вербализации.
К сожалению, осознание проблемы человеком не приводит к ее авто- матическому разрешению. Любое личностное ограничение конкретного че- ловека закреплено в выработанных им и «вживленных» стереотипах поведе- ния, требующих переработки. Но для того чтобы отказаться от неконструк- тивных элементов поведения и выработать, развить более конструктивные, мало заметить и согласиться с тем, как не следует поступать. Необходимо получить и освоить образец более конструктивного поступка в конкретных ситуациях.
2. Второй этап — построение во внешнем плане идеальной модели
(программы) поведения и соответствующих когнитивных конструктов.
Представление во внешнем плане идеальной модели поведения осуще- ствляется посредством поиска аналогов, комбинирования, реконструирова- ния и др. с последующей демонстрацией (проигрыванием). В некоторых про- граммно-обучающих тренингах идеальная модель поведения для участников представляется ведущим.
Поиск более адекватных когнитивных конструктов интерпретации со- бытийности и поведения участников осуществляется в процессе обсуждения в группе и / или представляется ведущим.
3. На заключительном этапе происходят модификация поведения уча- стников группы в сторону максимального приближения к эталону и закреп- ления во внутреннем плане.
На данном этапе происходит работа, направленная на переосмысление прошлых событий, собственного поведения и поведения окружающих, а также освоение новых моделей поведения и осмысления окружающего мира.
В большинстве обучающих тренингов данный этап характеризуется выполнением соответствующих развивающих упражнений, подготовленных и представленных ведущим. При этом следует еще раз отметить, что без уве- ренности участников в необходимости и полезности полученных в тренинге изменений они вряд ли сохранят их надолго. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о когнитивном обеспечении всех изменений и приобретений, полученных участниками в тренинге.
4.2. ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА
Можно выделить два различных подхода в подготовке тренинга.
В одном варианте первоначально определяется модель тренинга в со- ответствии со спецификой прорабатываемых проблем, разрабатывается про-
51
грамма и под нее набирается соответствующая группа. В СПТ программа, как правило, более структурирована и предметно направлена (например, тре- нинг развития коммуникативной компетентности, тренинг личностного рос- та, тренинг сплочения и др.), что требует от психолога сформированной ком- петентности в специфике и проблематике прорабатываемой области.
В другом варианте первоначально определяются проблемы имеющейся социальной или профессиональной группы и в соответствии с ними планиру- ется и организуется соответствующий тренинг. В данном случае алгоритм организации тренинга может быть следующим: оформление заказа; работа с заявленной проблемой. Включает в себя определение пробле- мы и поиск ее причин, а также анализ литературы по данной проблематике;
1. Ознакомление с личностными, демографическими и другими осо- бенностями участников тренинга, их количеством и т. п.;
2. Определение возможности и успешности применения тренинговой формы для решения данной проблемы;
3. Определение и согласование цели и ожидаемого результата (к чему мы придем в результате проведения тренинга);
4. Постановка задач;
5. Определение наиболее эффективных методических средств, исполь- зуемых в данном тренинге;
6. Определение формы организации тренинговых занятий;
7. Планирование программы тренинга;
8. Составление плана занятий.
4.3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
До начала планирования программы тренинга и составления плана за- нятий необходимо определиться с формой организации тренинговых заня- тий.
Н. В. Дзен и Ю. В. Пахомов
37
выделяют три основные формы органи- зации тренинговых занятий: интенсивный курс, регулярные занятия и эпизо- дические встречи. Эти формы отличаются прежде всего объемом и плотно- стью работы.
Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по
3—8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель. Интенсив- ный тренинг является, несомненно, более мощным средством воздействия и изменения личности. Он способствует более глубинной проработке Я- концепций участников и более быстрому усвоению навыков и умений. В об- щем, в процессе интенсивного тренинга ведущему приходится затрачивать меньше времени на погружение участников в групповую действительность, уменьшается их сопротивляемость и увеличивается восприимчивость к «пси- хологическому материалу». Однако следует обратить внимание на то, что, в связи с тем что полученные во время интенсивного курса изменения являют-
37
Дзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1988.
52
В другом варианте первоначально определяются проблемы имеющейся социальной или профессиональной группы и в соответствии с ними планиру- ется и организуется соответствующий тренинг. В данном случае алгоритм организации тренинга может быть следующим: оформление заказа; работа с заявленной проблемой. Включает в себя определение пробле- мы и поиск ее причин, а также анализ литературы по данной проблематике;
1. Ознакомление с личностными, демографическими и другими осо- бенностями участников тренинга, их количеством и т. п.;
2. Определение возможности и успешности применения тренинговой формы для решения данной проблемы;
3. Определение и согласование цели и ожидаемого результата (к чему мы придем в результате проведения тренинга);
4. Постановка задач;
5. Определение наиболее эффективных методических средств, исполь- зуемых в данном тренинге;
6. Определение формы организации тренинговых занятий;
7. Планирование программы тренинга;
8. Составление плана занятий.
4.3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
До начала планирования программы тренинга и составления плана за- нятий необходимо определиться с формой организации тренинговых заня- тий.
Н. В. Дзен и Ю. В. Пахомов
37
выделяют три основные формы органи- зации тренинговых занятий: интенсивный курс, регулярные занятия и эпизо- дические встречи. Эти формы отличаются прежде всего объемом и плотно- стью работы.
Интенсивный курс предполагает проведение занятий ежедневно (по
3—8 часов в день) и может продолжаться от 3 дней до 2 недель. Интенсив- ный тренинг является, несомненно, более мощным средством воздействия и изменения личности. Он способствует более глубинной проработке Я- концепций участников и более быстрому усвоению навыков и умений. В об- щем, в процессе интенсивного тренинга ведущему приходится затрачивать меньше времени на погружение участников в групповую действительность, уменьшается их сопротивляемость и увеличивается восприимчивость к «пси- хологическому материалу». Однако следует обратить внимание на то, что, в связи с тем что полученные во время интенсивного курса изменения являют-
37
Дзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1988.
52