Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1030

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ведущий психодрамы — руководитель группы. Он несет ответ- ственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подходящие тех- ники, регулирует эмоциональную напряженность и включенность участни- ков.
Фазы психодраматического действия
1. Разогревающая фаза включает знакомство участников, фор- мирование атмосферы доверия и психологической безопасности, представле- ние участниками собственной позиции, определение протагониста и опреде- ление сценируемой ситуации. Участникам на этой фазе еще не хватает пере- живания доверия, принятия и психологической безопасности. Для подготов- ки группы ведущий свободен в выборе средств. Он может организовать групповую дискуссию, ролевую игру или даже молчание.
2. Игра — главная и центральная фаза психодрамы включающая основ- ное действие. Она отличается наибольшей продолжительностью и динамич- ностью. Именно на этой фазе достигается инсайт по проблеме. На этой фазе определяются значимые для действия люди и подбираются на эти роли вспо- могательные Я. Для определения пространства действия из подручных средств создается обстановка, позволяющая представить конкретное место события, которое ограничивается физически. Таким образом, создается ре- альность со своим временем, своими условиями и нормами жизни. На этой фазе описание сцены и само действие должно происходить в настоящем вре- мени.
3. Завершение — включает выход из роли и обсуждение. На этой фазе, в отличие от первой и второй, почти не используется действие. Основные средства на этой стадии — выражение чувств, обсуждение и анализ. Исклю- чения могут составлять невербальные упражнения или игровые действия, на- правленные на эмоциональную регуляцию
32
Метод фиксированных ролей
Основоположником данного метода является Джордж Келли. Согласно
Д. Келли, человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей (конструктов), которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Основной постулат теории личностных кон- структов гласит: «Процессы личности — это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события» [58]. Под прогнозируемыми событиями следует понимать и ожидаемую человеком успешность собствен- ных действий, что отражается на его поступках.
Основное положение теории фиксированной роли заключается в пред- ставлении, что люди — это не только то, как они себя представляют, но
также и то, что они делают. Таким образом, Д. Келли подчеркивает нераз- рывную связь жизненного опыта человека и его представления о себе. Со- гласно Д. Келли, роль психотерапевта — воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь «это изменение, в случае успешности, позволит клиенту осознать и интерпретировать себя иначе, тем
32
Подробно см.: Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А. Основы психотерапии. — К.: Ника-Центр, 2001. -С. 135-161.
43

самым стать более эффективным человеком». В классическом виде суть ме- тода фиксированных ролей раскрывается в четырех этапах
33 1-й этап. «Очерк самохарактеристики». Человеку предлагается напи- сать о себе в третьем лице «очерк самохарактеристики». Ему следует писать
«про этого человека» (этот человек..., он... и т. п.). Можно предложить ему представить, что он самый лучший друг этого человека и знает о нем практи- чески все.
2-й этап. «Изучение и анализ». На данном этапе проводится тща- тельное изучение написанного очерка, которое позволяет выявить основные конструкты, которые человек обычно использует в интерпретации себя и своих отношений с окружающими.
3-й этап. «Очерк фиксированной роли». На основании информации, полученной из «Очерка самохарактеристики», психологом или психотера- певтом составляется «очерк фиксированной роли», то есть описание лично- сти вымышленного героя, которого снабжают конструктной системой, ос- воение которой было бы полезно для клиента.
4-й этап. «Разыгрываниероли». На данном этапе клиенту предлагают проиграть этого вымышленного человека (составленную фиксированную роль).
Основная цель — побудить клиента пересмотреть свой жизненный опыт, расширить его.
Вариации данной техники можно с успехом применять в групповой ра- боте. После анализа ведущий описывает характеристику роли, которая же- лаема для участника, и дает ему инструкцию сыграть данного человека. На- пример, осторожного, неуверенного человека просят играть уверенного.
Ключевым в данном методе при его использовании в группе является необ- ходимость в течение всего периода разыгрывания роли участником руково- дителю и другим членам группы относиться к данному участнику так, как будто он уже уверенный в себе человек, независимо от его реальных дейст- вий. Период разыгрывания роли при этом может быть различным и в некото- рых группах распространяется на все время работы группы.
Дебрифинг
Дебрифинг как действие является специально организованным обсуж- дением, рефлексией происходящего и подразумевает процесс, обратный ин- структажу. Он позволяет участникам окончательно выйти из действия, из выполняемой ими роли. Дебрифинг может выполняться по окончании вы- полнения упражнения, проигрывания ролевой игры, завершении дня и по окончании тренинга. Во время дебрифинга уточняется смысл проделанного, подводится черта под уроками, устанавливается связь между тем, что уже из- вестно, и тем, что понадобится в будущем.
В качестве основных задач дебрифинга выделяются следующие:
• вывести игроков из ситуации (ролей);
33
Подробно см.: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение).
— СПб.: Питер, 1991. — С. 471—479.
44


• провести анализ развития событий;
• оформить понимание проделанных действий;
• соотнести результат с первоначальными действиями;
• утилизировать или устранить недоразумения и ошибки действия;
• дать возможность участникам проявить чувства и отношение к про- исходившим событиям;
• снять эмоциональное напряжение, тревогу;
• установить связь с предыдущими действиями, занятиями;
• откорректировать и закрепить усвоенное;
• развить у участников способность к анализу и самонаблюдению;
• подготовить участников к дальнейшей работе [4; 7].
Групповая дискуссия
Групповая дискуссия — это свободный вербальный обмен знаниями и мнениями между участниками группы. Она позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций, развивает умение слушать, понимать позиции оппонентов, взаимодействовать с другими уча- стниками. Также групповая дискуссия позволяет сопоставить противополож- ные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные пози- ции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устра- няет эмоциональную предвзятость.
Поскольку в тренинге очень важным является правило «Каждый имеет право иметь свои взгляды и должен уважать это право в других», то во время проведения групповой дискуссии должно полностью исключаться прерыва- ние говорящего.
Выделяются три основных типа ориентации групповых дискуссий:
1. Профессионально-личностная ориентация. При этом типе дис- куссии группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него. Члены группы вы- сказывают свое мнение относительно обозначенных проблем данного участ- ника, выражают свои чувства, предлагают обратную связь.
2. Тематическая ориентация. Обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или планироваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с за- ранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться воз- можность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.
3. Ориентация на взаимодействие. Этот тип дискуссии более ори- ентирован на групповую динамику, на отношения между членами группы, взаимные реакции участников. На этих дискуссиях следует в большей степе- ни реализовывать принцип «здесь и теперь».
Потенциально дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченно- сти группы, хотя во многом это зависит от правильности постановки вопроса и выбора темы. В некоторых случаях для активизации участников можно ис-
45

пользовать процедуру высказывания по кругу, тем самым давая возможность высказаться каждому [2; 22; 29; 35].
Мозговой штурм
Мозговой штурм является одним из методов, производных от группо- вой дискуссии, но с более структурированной процедурой. Главная функция мозгового штурма — обеспечение генерации идей. В основе метода лежит наблюдение, что при совместной работе группа может порождать большее количество идей (и более широкого спектра), чем при индивидуальной рабо- те этих же людей
34
. Это происходит потому, что большая степень взаимодей- ствия приводит к перекрестному стимулированию и дополнению идей. Та- ким образом, идея, которая сама по себе могла бы быть отвергнута в силу кажущейся непрактичности, дорабатывается и улучшается, становясь более пригодной. При этом следует соблюдать основное правило — нельзя оста- навливать процесс генерации идей их преждевременной субъективной оцен- кой. Если выдвигаемые идеи сразу сталкиваются с оценочным суждением в свой адрес, наступает «аналитический паралич», который приводит к резко- му снижению потока предложений. Именно поэтому оценки позволяется вы- сказывать только на этапе обсуждения, после того как предложены все воз- можные варианты решения.
Действие может строиться следующим образом. Участникам описыва- ется процедура мозгового штурма с соответствующими правилами, которые описаны ниже. Перед участниками ставится задача, включающая первона- чальные (расширенные) условия, которым должно соответствовать решение.
Задачу лучше записать на флип-чарте (или листе ватмана). Все высказанные идеи решения также записываются на флип-чарте без оценки. Завершающим этапом является обсуждение идей по критерию их соответствия пер- воначальным условиям и принятие наиболее эффективных из них.
Во время проведения мозгового штурма необходимо соблюдать сле- дующие правила:
1. Отсутствие всякой критики. Критика в данном случае рассмат- ривается в самом широком смысле. Недопустимо не только делать критиче- ские или оценочные высказывания, но и демонстрировать критическое отно- шение к высказанной идее иными способами: пожиманием плеч, поднимани- ем бровей, хмыканьем и т. п.
2. Поощрение идей. Необходимо сделать акцент на количестве идей, а не на их качестве и поощрять каждую новую идею.
3. Равноправие участников. Каждый участник должен чувствовать, что его идея стоит рассмотрения. Один из способов предотвращения доми- нирования одних участников над другими — установление возможности по- очередного высказывания участниками своих мнений. Это может формали- зовать и замедлить процесс, но поможет включить в работу всех участников.
4. Свобода ассоциаций. Не должно быть никаких ограничений на идеи. Любая идея должна приниматься без комментариев, независимо от то-
34
Ди Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб: Питер, 2001.
46

го, насколько несерьезной, оскорбительной или не относящейся к делу она может показаться.
5. Запись всех идей. Запись — это не просто фиксирование важных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в рождении новых идей. Поэтому все идеи должны записываться в авторском предложении без редактирования и на видном месте.
Мозговой штурм широко используется в тренинге креативного мышле- ния. Он позволяет выйти за пределы общих мыслительных шаблонов и стан- дартов. Кроме того, мозговой штурм развивает навыки слушания и может использоваться как полезный элемент для сплочения группы, создания ко- манды [4; 29; 56].
Анализ ситуаций
Данный метод работы также является производным от дискуссии. Он требует более внимательного контроля над процедурой со стороны ведущего и более осторожного анализа, особенно если ситуации, представленные для анализа, берутся из опыта участников и являются для них личностно значи- мыми. Ситуации для обсуждения могут быть дома предварительно описаны участниками и представлены группе для обсуждения. В некоторых случаях полезно давать задание на дом полярного типа, например: опиши ситуацию, в которой ты оказался неуспешным, и опиши ситуацию, из которой ты вы- шел победителем, и т. п. Сам процесс описания проблемной ситуации позво- ляет человеку более четко сформулировать свое затруднение, обозначить свою роль в данной ситуации, оценить свои действия.
При этом используются ситуации двух типов:
• «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее от- дельными участниками;
• «там и тогда» — случаи из профессиональной практики или личной жизни, происшедшие ранее и имеющие значимость для участников группы.
Примером групп, работающих по методу анализа ситуаций, являются
Балинтовские группы, в которые собираются специалисты для обсуждения своих профессиональных проблем. Процедура может строиться по следую- щему сценарию:
• один из участников представляет свою проблему, свои затруднения, касающиеся профессиональной области;
• остальные участники задают ему вопросы, направленные на уточне- ние ситуации;
• каждый участник высказывает свой сценарий (способ) выхода из данной ситуации.
Далее возможно организовать обсуждение всех предложенных спосо- бов и выбрать из них наиболее подходящий по мнению группы [4; 22; 52].
Ведущему тренинг важно уметь правильно распознавать и уходить
от обсуждения ничего не значащих ситуаций, так как чаще всего они явля-
47