ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1039
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Недопустимость непосредственных оценок человека. При об- суждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а их действия (за исключением специально организованных процедур). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься...». Следует гово- рить: «Мне не нравится, когда ты говоришь... или поступаешь так-то...».
9. Обсуждение процедур по принципу «здесь и теперь». Нередко участники стремятся перевести обсуждение в область общих соображений и обсуждения событий, случавшихся с другими людьми. Это противоречит ос- новной функции тренинговой группы как своеобразного психологического зеркала, в котором каждый из них может увидеть СЕБЯ в различных прояв- лениях и лучше узнать свои личностные особенности. Поэтому участникам во время обсуждения предлагается говорить только то, что происходит в группе с ними, и о том, что замечают они [2; 6; 35; 38].
Следует предостеречь начинающих тренеров от возможности непра-
вильного понимания последнего принципа. Принцип «здесь и теперь» не дол-
жен игнорировать прежний жизненный, в том числе эмоциональный, опыт
участников тренинга. Реакция каждого участника в тренинге определяется
групповой ситуацией и влиянием других участников, но основана она в пер-
вую очередь на его прежнем опыте, имеющихся стереотипах и установках.
Игнорируя прежний опыт участников, тренинговая группа превращается не
более чем в «виртуальную» реальность. Если приобретенный участником в
тренинге опыт не будет «вживлен» в его модель мира и ассимилирован с
прежним опытом, то он останется невостребованным и неприменимым в
реальной жизни.
* * *
Для участников представленные выше правила излагаются более под- робно и даются исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы. Также обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавле- нии новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются ос- нованием для работы группы. Возможно изменение правил в процессе тре- нинга, но оно должно происходит только при согласованном принятии и же- лательно по окончании занятия или перед очередным занятием.
Внимание! Не следует делать перечень первоначально вводимых пра-
вил слишком большим и изнурять участников запоминанием. На начальных
этапах достаточно задать только основные правила работы, остальные
следует вводить лишь по мере актуализации соответствующей ситуации в
группе.
5.4. ИНСТРУКЦИИ В УПРАЖНЕНИЯХ
Успешность выполнения и эффективность упражнений во многом за- висит от правильности инструкции. Инструкция должна быть точной, понят- ной и лаконичной. Не следует включать в инструкцию различные невостре- бованные детали и пояснения. Если после предъявления инструкции у участ- ников нет вопросов и все знают, что надо делать, то можно переходить к вы-
58
полнению упражнения. В некоторых упражнениях возможно проведение де- монстрации.
5.5. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУР
На эффективность тренинговых процедур влияет не только адек- ватность их включения, правильность инструкции, но и то, как вы их закон- чите. Некоторые упражнения имеют логическое завершение. Например, окончанием процедуры выполнения упражнения, проводимого в круге, мож- но считать завершение его выполнения последним участником. В других случаях условие окончания может быть оговорено заранее, например: уп- ражнение будет закончено, когда каждый из участников что-то скажет или сделает какое-то действие. В третьей категории заданий условием окончания процедуры может быть истечение заранее определенного промежутка време- ни. Но окончание процедурной части выполнения задания и его завершение, это не одно и то же. Даже в тех упражнениях, которые имеют свое логиче- ское завершение, определенное инструкцией и процедурой выполнения, не следует пренебрегать обсуждением.
5.6. ОБСУЖДЕНИЕ
Размышления и обсуждение после выполнения упражнения являются наиболее важными его составляющими. Необходимо оставлять для этого достаточное количество времени. На обсуждение необходимо уделять как минимум в два раза больше времени, чем на выполнение самого упражнения.
Важно дать участникам возможность сообщить о том, что с ними произошло во время выполнения упражнения, проанализировать и осмыслить свой опыт.
Обсуждение можно строить по схеме:
1) описание выполняемых действий с последующей их интер- претацией;
2) описание чувств, при выполнении упражнения с интерпретацией то- го, с чем они связаны;
3) обратная связь группы и ведущего.
Можно использовать менее структурированное обсуждение, начав с более или менее неопределенных открытых вопросов группе, таких как: «Что произошло?, «Что вы заметили в процессе работы?», «Что вы думаете по по- воду данного упражнения?» и т. п. При этом необходимо дать участникам время для того, чтобы они могли подумать над заданными вопросами и отве- тить на них. В процессе обсуждения можно использовать техники организа- ции опроса группы и диалогового взаимодействия, описанные далее. При этом ведущему следует стараться не задавать таких опережающих вопросов, как, например: «Заметили ли вы то-то?», «Кто из вас почувствовал то-то?»
Также не нужно стремиться, чтобы все участники обязательно пришли к за- ранее известным выводам. Но, с другой стороны, необходимо помогать уча- стникам связывать получаемый опыт с опытом реального мира вне данной группы. Это можно сделать, задавая, например, такие вопросы, как: «Каким
59
5.5. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУР
На эффективность тренинговых процедур влияет не только адек- ватность их включения, правильность инструкции, но и то, как вы их закон- чите. Некоторые упражнения имеют логическое завершение. Например, окончанием процедуры выполнения упражнения, проводимого в круге, мож- но считать завершение его выполнения последним участником. В других случаях условие окончания может быть оговорено заранее, например: уп- ражнение будет закончено, когда каждый из участников что-то скажет или сделает какое-то действие. В третьей категории заданий условием окончания процедуры может быть истечение заранее определенного промежутка време- ни. Но окончание процедурной части выполнения задания и его завершение, это не одно и то же. Даже в тех упражнениях, которые имеют свое логиче- ское завершение, определенное инструкцией и процедурой выполнения, не следует пренебрегать обсуждением.
5.6. ОБСУЖДЕНИЕ
Размышления и обсуждение после выполнения упражнения являются наиболее важными его составляющими. Необходимо оставлять для этого достаточное количество времени. На обсуждение необходимо уделять как минимум в два раза больше времени, чем на выполнение самого упражнения.
Важно дать участникам возможность сообщить о том, что с ними произошло во время выполнения упражнения, проанализировать и осмыслить свой опыт.
Обсуждение можно строить по схеме:
1) описание выполняемых действий с последующей их интер- претацией;
2) описание чувств, при выполнении упражнения с интерпретацией то- го, с чем они связаны;
3) обратная связь группы и ведущего.
Можно использовать менее структурированное обсуждение, начав с более или менее неопределенных открытых вопросов группе, таких как: «Что произошло?, «Что вы заметили в процессе работы?», «Что вы думаете по по- воду данного упражнения?» и т. п. При этом необходимо дать участникам время для того, чтобы они могли подумать над заданными вопросами и отве- тить на них. В процессе обсуждения можно использовать техники организа- ции опроса группы и диалогового взаимодействия, описанные далее. При этом ведущему следует стараться не задавать таких опережающих вопросов, как, например: «Заметили ли вы то-то?», «Кто из вас почувствовал то-то?»
Также не нужно стремиться, чтобы все участники обязательно пришли к за- ранее известным выводам. Но, с другой стороны, необходимо помогать уча- стникам связывать получаемый опыт с опытом реального мира вне данной группы. Это можно сделать, задавая, например, такие вопросы, как: «Каким
59
образом вы (это) можете использовать в?..», «В каких жизненных ситуациях
(это) может быть полезным?» и т. п.
Управляя процессом формирования представления участников о том,
что данное упражнение (процедура) им дало или может дать в будущем,
ведущий может программировать их дальнейшее развитие (кроме того раз-
вития, которое они уже получили в процессе работы).
5.7. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБРИФИНГА
Некоторые упражнения и в особенности ролевые игры требуют прове- дения специально организованной процедуры выхода из роли и осмыслива- ния собственных действий. Это больше чем просто обсуждение. Во время выполнения упражнения или разыгрывания ролей участник нередко вклады- вает в свои действия определенные эмоции. Поэтому в конце подобных эмо- циональных процедур или занятий необходимо вывести участников на обсу- ждение того, что они чувствовали. Эту стадию можно назвать «время дебри- финга». Ее необходимо проводить для снятия ролей и «возвращения» уча- стников к реальной жизни. Для этого можно предложить участникам: «по- тратить несколько секунд на то, чтобы выйти из роли и вернуться к себе, в данную комнату». После этого можно попросить каждого участника (по кру- гу) назвать свое имя и коротко рассказать, чем он обычно занимается (или любит заниматься) вне тренинга. Затем каждому участнику предоставляется возможность сказать, какую роль он исполнял в игре, и поразмышлять над ней. Ведущий и другие участники могут задавать ему вопросы. При этом ве- дущему, особенно после ролевой игры, где каждому участнику была отведе- на определенная роль, следует следить за тем, чтобы другие участники зада- вали вопросы из настоящей ситуации, а не из разыгрываемой ими роли во время игры [4; 7].
5.8. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСА ГРУППЫ
Существует различные способы организации опроса группы. Дэвид
Ли
38
выделяет следующие.
1. Первый способ заключается в организации опроса в определенной последовательности. При этом каждый участник может предсказать, в какой именно момент, а иногда и на какой вопрос нужно будет отвечать ему.
Преимущество данного способа заключается в том, что участник может лучше подготовиться к ответу.
Недостаток заключается в том, что сосредоточенные на ожидании сво- его вопроса участники могут меньше обращать внимания на происходящее в группе. В то же время и ответившие на вопрос участники могут почувство- вать расслабление и проявлять меньшую активность в дальнейшем.
2. Следующий способ организации опроса является полной про- тивоположностью предыдущего и заключается в том, что участники получа- ют вопросы от руководителя без всякого уведомления.
38
См.: Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб: Питер, 2001.
60
(это) может быть полезным?» и т. п.
Управляя процессом формирования представления участников о том,
что данное упражнение (процедура) им дало или может дать в будущем,
ведущий может программировать их дальнейшее развитие (кроме того раз-
вития, которое они уже получили в процессе работы).
5.7. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБРИФИНГА
Некоторые упражнения и в особенности ролевые игры требуют прове- дения специально организованной процедуры выхода из роли и осмыслива- ния собственных действий. Это больше чем просто обсуждение. Во время выполнения упражнения или разыгрывания ролей участник нередко вклады- вает в свои действия определенные эмоции. Поэтому в конце подобных эмо- циональных процедур или занятий необходимо вывести участников на обсу- ждение того, что они чувствовали. Эту стадию можно назвать «время дебри- финга». Ее необходимо проводить для снятия ролей и «возвращения» уча- стников к реальной жизни. Для этого можно предложить участникам: «по- тратить несколько секунд на то, чтобы выйти из роли и вернуться к себе, в данную комнату». После этого можно попросить каждого участника (по кру- гу) назвать свое имя и коротко рассказать, чем он обычно занимается (или любит заниматься) вне тренинга. Затем каждому участнику предоставляется возможность сказать, какую роль он исполнял в игре, и поразмышлять над ней. Ведущий и другие участники могут задавать ему вопросы. При этом ве- дущему, особенно после ролевой игры, где каждому участнику была отведе- на определенная роль, следует следить за тем, чтобы другие участники зада- вали вопросы из настоящей ситуации, а не из разыгрываемой ими роли во время игры [4; 7].
5.8. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСА ГРУППЫ
Существует различные способы организации опроса группы. Дэвид
Ли
38
выделяет следующие.
1. Первый способ заключается в организации опроса в определенной последовательности. При этом каждый участник может предсказать, в какой именно момент, а иногда и на какой вопрос нужно будет отвечать ему.
Преимущество данного способа заключается в том, что участник может лучше подготовиться к ответу.
Недостаток заключается в том, что сосредоточенные на ожидании сво- его вопроса участники могут меньше обращать внимания на происходящее в группе. В то же время и ответившие на вопрос участники могут почувство- вать расслабление и проявлять меньшую активность в дальнейшем.
2. Следующий способ организации опроса является полной про- тивоположностью предыдущего и заключается в том, что участники получа- ют вопросы от руководителя без всякого уведомления.
38
См.: Ли Дэвид. Практика группового тренинга. — СПб: Питер, 2001.
60
Преимущество данного способа в том, что он позволяет мобилизовать участников и сконцентрировать их внимание.
Недостаток данного метода заключается в том, что в некоторых случа- ях непредсказуемость того, кого именно спросят следующим, может приво- дить к волнению участников и повышать общую напряженность в группе.
3. Третий способ опроса заключается в предложении вопроса всей группе в целом. В данном случае участники отвечают на заданный вопрос, только когда они чувствуют себя готовыми к ответу.
Предпочтительность данного способа заключается в том, что он позво- ляет участникам подготовится к ответу и не вызывает тревожности.
Отрицательным моментом является то, что отдельные участники могут выпадать из общей работы, и это требует большей гибкости со стороны ру- ководителя.
В реальной работе способы организации опроса группы могут из-
меняться и комбинироваться.
5.9. ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ В ГРУППЕ
Групповая дискуссия является средством для исследования процесса принятия решения группой; развития навыков эффективного поведения и убеждающего воздействия; предоставляет информацию относительно пат- тернов коммуникации, руководства и доминирования в группе. Кроме того, наблюдение за ходом дискуссии в группах показывает умение участников организовывать свою деятельность, владеть собой, слушать друг друга, аргу- ментирование доказывать свою точку зрения, их готовность договариваться друг с другом и идти на компромисс. Нередко во время дискуссии раз- ворачиваются жаркие споры, которые наглядно демонстрируют самим уча- стникам их недостаточную компетентность в общении и необходимость са- мосовершенствования в этом. Правильно организованная групповая дискус- сия может внести вклад в сплоченность членов группы.
Для отработки навыков ведения дискуссии в группе обычно ис- пользуются различные задания и упражнения, сводящиеся к необходимости выработать общее групповое решение. При организации групповой дискус- сии в группе К. Рудестам
39
рекомендует дать участникам следующие реко- мендации для достижения согласия:
1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.
2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
3. Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении группо- вой задачи.
39
См.: Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.
61
4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.
Проведение дискуссии является эффективным способом активизации
группы. Данный ресурс можно в дальнейшем использовать, направляя его на
решение других задач.
5.10. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЕ
Обратная связь является важным элементом психологического тренин- га, во многом определяющим успешность самопознания и саморазвития уча- стников, что требует более подробного ее рассмотрения. В тренинговой группе обратная связь должна организовываться и контролироваться веду- щим. Для достижения наибольшего эффекта она должна быть насыщенной и конструктивной.
Насыщенность (полнота) обратной связи предполагает использование всех форм и видов ее организации.
Конструктивность обратной связи подразумевает то, что она должна нести реципиенту реальные сведения о том, как он воспринимается комму- никатором, и даваться в форме, способствующей ее принятию. Для организа- ции конструктивной обратной связи необходимо соблюдение следующих ус- ловий:
• описательный характер. В оценочной форме обратная связь либо вовсе не информативна, либо приводит к защитным реакциям, пре- пятствующим ее восприятию;
• неотсроченность. Отсроченная информация менее актуальна и сама может быть искажена фактором времени;
• специфичность. Обратная связь более полезна, когда она относится к конкретному проявлению или действию участника, а не к его по- ведению в целом;
• релевантность. Обратная связь должна быть релевантна по- требностям и коммуникатора, и реципиента. Она может оказаться деструктивной, если не учитываются потребности личности, кото- рой она передается;
• позитивная направленность. Обратная связь должна быть обращена на те поступки, характеристики, проявления личности, которые ре- ально могут быть изменены [30].
5.11. РАБОТА С ПРИНУДИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАННЫМИ ГРУП-
ПАМИ
Если тренинг проводится в принудительно набранной группе, то осо- бой проблемой в работе может стать сопротивление ее участников. Ведуще- му следует проделать работу, направленную на снятие эмоциональной на- пряженности в группе, утилизировать сопротивление участников, направив его на конструктивную работу.
62
Одна из техник работы с данной проблемой — это проведение корот- кой индивидуальной встречи и знакомство с каждым участником до начала тренинга. Это дает возможность выстроить индивидуальный контакт, заин- тересовать и мотивировать каждого участника. Однако иногда у психолога нет возможности проведения предварительных встреч. В этом случае при на- личии сопротивления в группе можно в подходящий момент сделать его оче- видным для участников. После этого одной из техник является предостав- ление возможности участникам открыто выразить свои чувства и мысли по поводу принудительного направления в группу Ведущему при этом необхо- димо контролировать данный процесс, не допуская возможность его превра- щения в «хоровое нытье». Для этого следует структурировать процедуру, предоставив возможность высказываться каждому участнику по очереди, призвав их уважать друг друга и контролируя общий эмоциональный фон. Не следует при этом делать оценки, принимать какую-либо сторону, давать комментарии и тем более вступать в спор. Необходимо просто и уважительно выслушать участников. Тем самым вы дадите им возможность понять, что вы уважаете их чувства, не стремитесь доказывать их несостоятельность и гото- вы работать с ними. Это первый шаг к созданию доверительной атмосферы.
Успешность данной техники зависит от того, насколько хорошо вы сможете ее завершить. Хорошим завершением может быть удачно подобранная ме- тафора.
Таким образом, при работе с группой, набранной принудительно, важ- но с самого начала дать участникам понимание, что, несмотря на то что они обязаны посещать тренинг, вы как ведущий открыты для их пожеланий. В частности, они могут влиять на выбор тем дальнейшего содержательного продвижения группы и им будет представлена возможность оценить работу всей группы. Когда членов группы побуждают частично принять ответствен- ность за групповую деятельность, сопротивление часто снимается [15; 30].
5.12. РАБОТА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Иногда желающих поучаствовать в тренинге оказывается больше, чем может вместить тренинговый круг. В этом случае часть людей можно сво- бодно разместить за кругом. Они могут выполнять роль наблюдателей (зри- телей), но только при согласии участников, находящихся в круге. Некоторые пришедшие участники в силу «внутренней скромности» сами предпочитают остаться за кругом. Зрители могут свободно перемещаться по комнате и тихо разговаривать, если это не мешает участникам в круге. При этом за кругом
— это не значит вне тренинга. Человек, находящийся за кругом, может так- же «прожить» весь тренинг, выполняя все упражнения и процедуры, вместе с участниками в круге. Отличие заключается разве что в недостаточно полной обратной связи, которую он может получить от ведущего и участников в кру- ге.
Ведущему тренинг нельзя забывать про зрителей, находящихся за кру- гом. Тренер может выстраивать различные комбинации их взаимоотношений с группой. Можно использовать зрителей как дополнительный ресурс в слу-
63