Файл: Психологический тренинг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1041

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
раздо богаче, чем те идеи, которые мы имеем относительно него. И причины всех своих успехов и неудач нам следует искать во внутреннем мире. Внеш- ний мир только реагирует на те импульсы, которые мы ему посылаем.
Не имеет большого смысла оценивать Карты различных людей как хо- рошие или плохие. Важно понять, насколько эффективно они позволяют че- ловеку понимать мир, реагировать и выживать в нем. В этом их предназначе- ние. Все человеческое поведение, независимо от того, насколько причудли- вым оно может показаться, становится осмысленным, когда вы понимаете порождающую это поведение Модель мира данного человека. И если по- смотреть вокруг, почитать газету, посмотреть телевизор, то легко обнару- жить, что нет недостатка в обедненных Моделях мира. Выбор существует в мире, но, к сожалению, он часто отсутствует в Модели мира отдельных лю- дей. При этом проблемы у человека начинают появляться именно тогда, ко- гда он забывает, что его представления о мире — это не более чем его Карта этого Мира, а не сам мир. Но именно в том, что мы можем проживать только свою «Карту», есть одно, но значительное преимущество. Оно заключается в том, что если человека что-либо не устраивает в жизни, если он хочет произ- вести какие-либо изменения, то ему не надо менять окружающий мир, а дос- таточно для начала изменить свое представление о нем и о себе.
Работая в группе, ведущему следует помнить о том, что нет одинако- вых представлений о мире, как нет одинаковых людей. И Ваша Модель мира не является универсально-истинной. Вы, конечно, можете свято верить, что
Объективная Реальность — это именно то, как вы воспринимаете мир, но в любом случае Реальность другого человека — это нечто, происходящее именно в его голове, независимо от того, согласны вы с этим или нет.
И если вы хотите помочь другому человеку, то для начала вам необхо- димо понять, как именно он воспринимает мир.
Будьте гибким. Встречайте каждого участника в его Модели мира, и вам удастся избежать его отрицательного отношения и сопротивления в ра- боте.
6.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Большинство людей действительно считают, что они видят именно то, на что смотрят, и видят это нечто именно таким, каким оно является. Это убеждение часто порождает множество недоразумений и проблем. Если изу- чить движение глаза при рассматривании незнакомого объекта, то можно за- метить, что глаз человека при этом движется не спонтанно и хаотически. Ра- боту глаза можно сравнить с движением узкого луча прожектора или ощупы- ванием предмета слепым. Первоначально внимание привлекается к тем дета- лям, которые так или иначе узнаются, которые имеют в Модели мира данно- го человека какое-то соответствие. И только потом человек рассматривает все остальное, если оно его еще интересует. Предложите различным людям с завязанными глазами на ощупь и за минимальное время определить, какой предмет находится перед ними. Если вы выберете сложный предмет, то, воз-
71

можно, вы удивитесь тому, на что он может быть похож для этих людей. Не- удивительно, что при рассматривании картин с неопределенным содержани- ем различные люди видят разное.
Известная история произошла в Соединенных Штатах в октябре 1938 года. Театральный актер и режиссер Орсон Уэллс сделал радиопостановку в форме сенсационных новостей о вторжении марсиан, покоряющих Землю.
Таким образом, он всего лишь хотел перенести действие романа «Война Ми- ров» своего однофамильца в современность. Несмотря на многочисленные предупреждения о том, что это всего лишь спектакль, в различные службы стали раздаваться звонки очевидцев (!), наблюдающих НЛО и марсиан.
Страну охватила паника. Десятки тысяч людей поверили в реальность собы- тия и видели то, чего НЕ БЫЛО.
Способность достраивать образ по отрывочным элементам — это фун- даментальная способность восприятия человека. Но, к сожалению, человек часто склонен видеть то, чего нет на самом деле.
Не думайте, что смысл вашего сообщения группе однозначно опреде- ляется теми словами, которые вы произносите. Другие люди все равно будут достраивать свой смысл к тому, что вы им сказали.
И если вас не поняли, то не стоит упрекать в этом других. Попробуйте понять, как нужно было сказать иначе, и скажите по-другому.
6.3. КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ
Как известно, человек воспринимает информацию посредством пяти органов чувств. У кого-то, возможно, их шесть и более! Но наука выделяет только пять, а именно: зрение, слух, обоняние (запахи), вкусовые ощущения и кинестетические ощущения, включающие в себя: а) тактильные ощущения (осязание, кожная чувствительность); б) внутренние ощущения (мышечные, ощущения в желудке, тепло и т. п.).
Для удобства в практике обоняние, вкусовые и кинестетические ощу- щения объединяют в один сенсорный канал — кинестетический. Таким обра- зом, можно сказать, что человек получает информацию через три сенсорных канала, которые представляют соответствующие репрезентативные системы
(системы представления информации):
визуальную — все то, что мы видим;
аудиалъную — все то, что мы слышим;
кинестетическую — все то, что мы чувствуем (включая запахи, вкус, тактильные и внутренние ощущения).
Однако в реальной жизни человек часто предпочитает какую-то из этих систем. Одному человеку для того, чтобы лучше понять и запомнить инфор- мацию, ее необходимо услышать. Другому легче запомнить то, что он ви-
дит. Если это текст, то ему лучше один раз прочитать, чем три раза услы- шать. А третий человек предпочитает чувствовать. Если он что-то видит, то
72

ему обязательно необходимо потрогать! Для него «не потрогал и не прочув- ствовал» — это все равно, что не видел и не слышал.
Существует еще один тип людей. Этим людям для того, чтобы запом- нить, необходимо логически выстроить информацию. Даже визуально они лучше воспринимают материал в виде схем, таблиц и т. п.
Таким образом, большую часть людей по их предпочтениям вос- приятия информации можно разделить на аудиалов, визуалов, кинестетиков.
Это не означает, что если человек «типичный» визуал, то он ничего не слышит и не чувствует. Просто смотреть ему больше нравится. Аудиалу больше нравится слушать. Кинестетику больше нравится чувствовать. При этом если человек любит слушать музыку, это не обязательно должно озна- чать, что у него главная система представления — аудиальная. Человек мо- жет слушать музыку ради тех чувств, которые возникают при этом.
Предпочтение человеком одной репрезентативной системы остальным накладывает на него вполне определенный отпечаток, который можно заме- тить по тем или иным внешним проявлениям.
Для визуалов важно, чтобы было красиво. Как правило, они очень большое внимание уделяют своей внешности, даже в ущерб удобствам.
Для кинестетиков важно, чтобы было вкусно и удобно. Типичному ки- нестетику более важно, чтобы одежда было удобной. Красота на втором пла- не. Нередко кинестетики имеют излишний вес.
Аудиалам нравится говорить (и слушать в том числе свой голос). Очень часто типичный аудиал имеет хорошо поставленный голос. Они могут гово- рить часами, даже ни о чем.
А теперь главное: каждый человек имеет свой активный базовый сло- варь слов и понятий, которым он пользуется при общении и понимании мира.
И если человек в большей степени предпочитает воспринимать мир через оп- ределенный канал восприятия, то, как правило, и в разговоре он чаще упот- ребляет соответствующие слова-предикаты. Например, человек, предпочи- тающий воспринимать мир через визуальный канал, в разговоре чаще упот- ребляет слова-предикаты, относящиеся к визуальной системе представлений, такие как «яркий», «представьте», «посмотрите на это шире» и т. п.
Если вы хотите облегчить понимание вас, послушайте, какие слова ча- ше употребляет человек, и используйте их. Употребляйте предикаты, отно- сящиеся к той же репрезентативной системе. Предлагайте визуалу — по- смотреть, аудиалу — послушать. Обратите внимание кинестетика на то, что он чувствует или мог бы почувствовать.
6.4. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ
(Особенности формирования Модели мира)
Можно метафорично сказать, что всю информацию, как внешнюю, так и внутреннюю, человек пропускает через своеобразные «фильтры», изме- няющие ее содержание. Рассмотрим некоторые из них.
73


Физиологический фильтр. Человек воспринимает окружающий мир посредством органов чувств. Мы видим, слышим и чувствуем. Но при этом мы ограничены чувствительностью наших органов чувств, как ограничен диктофон чувствительностью своего микрофона или видеокамера чувстви- тельностью своего объектива. Мы не можем слышать инфразвук и ультра- звук, видеть свет, находящийся в инфракрасном и ультрафиолетовом диапа- зоне. Хотя это тоже элементы реальности, которые в той или иной степени могут различать иные живые существа. Ограниченность чувствительности органов чувств можно условно назвать физиологическим фильтром, исклю- чающим часть информации. Возможно, что нам не очень-то и нужно то, что мы не можем увидеть или услышать. Но тогда следует забыть и про абсо- лютную уверенность в том, что наше восприятие мира объективно.
Мы все всегда что-то не видим, а что-то не слышим.
Фильтр-исключение. Но самое интересное человек проделывает именно с той частью информации, которую он может воспринимать. Воспри- ятие человека нельзя сравнить с видеокамерой, записывающей все, что попа- дает в ее объектив. Мы воспринимает окружающий мир избирательно, ис- ключая не интересующую нас в данный момент информацию. Например, на- ходясь среди множества разговаривающих людей, мы можем выделять и слушать только нужный нам голос. При этом, выбирая что-то одно, мы вы- нуждены отказаться (исключить) что-то другое. В этом особенность любого выбора. Из бесконечного объема информации человек более склонен заме- чать то, что подтверждает его предварительные представления, и часто не обращает внимания на факты, которые ставят эти представления под сомне- ние (или искажает эти факты). Способность исключать ненужную часть ин- формации облегчает восприятие и позволяет справляться с трудностями, но, к сожалению, она нередко и ограничивает его. Например, если человек счи- тает, что с ним поступили несправедливо, но при этом исключает собствен- ное поведение, вызывающее такую реакцию окружающих, то этим он огра- ничивает свои возможности для понимания данной ситуации, а соответствен- но и возможность ее изменения. Точно так же и ведущий группы, который исключает в своем восприятии откровенную скуку на лицах участников, как реакцию на его работу, ограничивает как свой опыт и свои возможности для развития, так и возможности для развития участников тренинга.
Фильтр-искажение. Человек способен не только исключать не- нужную часть информацию, но и искажать оставшуюся (изменять, упрощать, подстраивать и т. п.). Искажению может подвергаться как восприятие внеш- ней информации, так и восприятие собственного опыта. Без данной способ- ности мы не могли бы вспоминать прошлое, мечтать и планировать будущее.
Любая картина является примером искажения действительности. Более яр- ким примером искажения действительности может являться способность
проживания соответствующих чувств при рассматривании фотографий прошлого. Но нередко человек воспринимает как реальность свои мысли, фантазии и предположения. В этой способности реализуются многие его психологические защиты. Как было сказано выше, из бесконечного объема
74

информации человек более склонен выбирать то, что подтверждает его пред- варительные представления. И даже если информация не совсем соответст- вует ожидаемой, то человек нередко все же воспринимает ее как ожидаемую, соответственно (неосознанно!) подстраивая и искажая ее.
И наконецобобщение. Это очень хорошая способность человека, позволяющая соотносить различные события, людей, ситуации и способы действия. Но в некоторых случаях она также может ограничивать его. Обоб- щать можно по-разному.
Пример обобщения.
Ребенок замечает, как взрослый поворачивает дверную ручку, прежде чем открыть дверь.
Затем ребенок сам учится поворачивать данную ручку, чтобы открыть дверь.
Затем он обобщает этот опыт, учится узнавать различные ручки и от- крывать другие двери.
Возможность человека обобщать свой опыт позволяет один раз нау- читься открывать дверь, и этого будет достаточно, чтобы он мог в различных ситуациях воспроизводить это действие.
Или другой пример обобщения.
Предположим, ребенок заходит на кухню, притрагивается к горячей плите и обжигается. Ребенок может сделать различные обобщения, в том числе:
• никогда не следует прикасаться к горячей плите;
• никогда не следует прикасаться к кухонным плитам вообще;
• никогда не следует заходить на кухню;
• наконец — никогда не следует заходить в комнаты, в которых тепло и есть горячие предметы.
В зависимости от того, какое именно обобщение сделает данный ребе- нок, он может в той или иной степени ограничить свой будущий опыт и свои возможности, по крайней мере до тех пор, пока он не изменит сложившееся убеждение.
Описанные выше фильтры каждый человек использует как по отдель- ности, так и в совокупности. Как для того, чтобы справляться с трудностями, так и для того, чтобы ограничить себя. Можно представить, что человек смотрит на мир через маленькое окошко, ограниченное физиологическими возможностями восприятия. И эту малую часть он воспринимает как дейст- вительность, не забывая при этом что-то исключить, оставшееся — исказить и с чем-то обобщить, приписав соответствующие свойства. Конечно же, каж- дый делает это по-своему.
Перефразируя слова Дж. Бьюдженталя
43
, можно сказать, что каждый
человек является архитектором собственной действительности. Он посто-
янно переделывает реальность, более или менее приспосабливая ее к своим
нуждам.
43
Бьюдженталь Д. Наука быть живым. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
75