ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1032
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
паузы. Ведущий при этом никого не убеждает и ничего не объясняет. Он мо- жет мягко уходить от вопросов-нападений или требований участников. В группе может возникать напряженность и неопределенность, из которых группа выбирается вроде как самостоятельно. Это очень сложная форма управления группой, требующая от ведущего высокого профессионализма, владения в совершенстве техникой эмпатического слушания, способности замечать невербальную информацию, исходящую от каждого участника, спо- собности воспринимать и «чувствовать» группу в целом и управлять ею.
Иначе участники могут попросту разойтись, так и не поняв, зачем они соби- рались. Но именно данная форма (как техника) порой позволяет достичь та- кого результата, который в иных условиях труднодостижим. Она дает воз- можность выкристаллизовать проблемы группы и ее участников. Если дан- ная форма используется как техника, то только после того, как проблема оп- ределена, на ней сосредоточиваются все усилия ведущего и участников. Так- же возможна такая форма ведения и в некоторых тематических или профес- сиональных группах, когда ведущий с самого начала берет на себя роль кон- сультанта, к которому обращаются по мере необходимости. При этом группе предоставлена свобода для выбора проблем и способа их решения.
Другая крайняя форма — это программированный, жестко заданный директивный стиль ведения группы. Она подразумевает наличие у ведущего детально продуманного плана проведения занятий. Ведение группы в данном стиле вроде как проще, но это только на первый взгляд. Эта форма позволяет не отвлекаться на групповую динамику и максимально эффективно исполь- зовать время для обучения. Минусы данной формы могут заключаться в том, что не всегда можно заранее предугадать настроение группы и особенности прохождения процедуры (что в конечном итоге может являться показателем недостаточного опыта ведущего). Кроме того, запрограммированные занятия в непрофессиональной директивной форме могут выхолащивать содержание и гасить активность участников. Поэтому использование данной формы так- же требует от тренера большого профессионализма, а именно: «способности провести за собой группу, несмотря на все возникающие препятствия».
Таким образом, для начинающего тренера в реальной групповой работе полезнее применять компромиссную форму ведения, находящуюся где-то между описанными выше. Следует представлять структуру тренинга и иметь планы занятий, но при этом необходимо постоянно отслеживать продвиже- ние группы, настроение ее участников и, при необходимости, быть готовым отклониться от запланированного содержания работы, но удерживая при этом намеченные цели.
Ко-тренерство (Совместное проведение группы)
Есть реальные преимущества работы тренеров в команде, особенно при наличии у них различных стилей ведения группы. Хорошая команда трене- ров не только полезна для участников, но и может быть огромным источни- ком обратной связи и личностного роста, по мере того как тренеры, дополняя друг друга, учатся друг у друга. При этом важно спланировать действия, со- гласовать подходы и обеспечить взаимную обратную связь относительно
38
Иначе участники могут попросту разойтись, так и не поняв, зачем они соби- рались. Но именно данная форма (как техника) порой позволяет достичь та- кого результата, который в иных условиях труднодостижим. Она дает воз- можность выкристаллизовать проблемы группы и ее участников. Если дан- ная форма используется как техника, то только после того, как проблема оп- ределена, на ней сосредоточиваются все усилия ведущего и участников. Так- же возможна такая форма ведения и в некоторых тематических или профес- сиональных группах, когда ведущий с самого начала берет на себя роль кон- сультанта, к которому обращаются по мере необходимости. При этом группе предоставлена свобода для выбора проблем и способа их решения.
Другая крайняя форма — это программированный, жестко заданный директивный стиль ведения группы. Она подразумевает наличие у ведущего детально продуманного плана проведения занятий. Ведение группы в данном стиле вроде как проще, но это только на первый взгляд. Эта форма позволяет не отвлекаться на групповую динамику и максимально эффективно исполь- зовать время для обучения. Минусы данной формы могут заключаться в том, что не всегда можно заранее предугадать настроение группы и особенности прохождения процедуры (что в конечном итоге может являться показателем недостаточного опыта ведущего). Кроме того, запрограммированные занятия в непрофессиональной директивной форме могут выхолащивать содержание и гасить активность участников. Поэтому использование данной формы так- же требует от тренера большого профессионализма, а именно: «способности провести за собой группу, несмотря на все возникающие препятствия».
Таким образом, для начинающего тренера в реальной групповой работе полезнее применять компромиссную форму ведения, находящуюся где-то между описанными выше. Следует представлять структуру тренинга и иметь планы занятий, но при этом необходимо постоянно отслеживать продвиже- ние группы, настроение ее участников и, при необходимости, быть готовым отклониться от запланированного содержания работы, но удерживая при этом намеченные цели.
Ко-тренерство (Совместное проведение группы)
Есть реальные преимущества работы тренеров в команде, особенно при наличии у них различных стилей ведения группы. Хорошая команда трене- ров не только полезна для участников, но и может быть огромным источни- ком обратной связи и личностного роста, по мере того как тренеры, дополняя друг друга, учатся друг у друга. При этом важно спланировать действия, со- гласовать подходы и обеспечить взаимную обратную связь относительно
38
своей работы. Тренеры, работающие в команде, должны действовать надо- полнение и поддержку друг друга. Группа не должна быть местом их «поиска истины». Полезно иметь соглашение о том, как и в какой момент дополнять друг друга, предоставлять дополнительную информацию. Если второму тре- неру есть что добавить, то это должно быть сделано в подходящий момент.
Два тренера не должны говорить одновременно и конкурировать друг с дру- гом. Участникам не принесет много пользы наблюдение того, как тренеры спорят или высказывают совершенно противоположные точки зрения. Но ес- ли все же один из тренеров не согласен с тем, как или что сообщил его на- парник, и он считает это очень важным, то в свою очередь он может сказать
«да», согласившись с существованием иной точки зрения, и добавить то, что он считает нужным. Но говорить только в свою очередь.
3.4. ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ
В процессе группового психологического тренинга ведущий использу- ет различные методы групповой работы, методические средства и приемы.
Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых из них.
Диагностические процедуры
Диагностические процедуры могут использоваться в тренинге:
• для отбора участников в группу;
• как средство получения участником новой информации о себе;
• как средство самопонимания и самораскрытия;
• для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.
При использовании руководителем в процессе работы группы психо- диагностических тестов и методик первоначально ему необходимо создать у участников потребность в понимании себя, потребность самоисследовании и самоизучении. В процессе самоизучения происходит более глубокое самопо- нимание, появляется желание обсудить с группой полученную информацию, то есть происходит выход на самоанализ, самораскрытие и групповой анализ.
Недопустимо использовать психодиагностические тесты и методики
только для того, чтобы в последующем интерпретировать их результаты
участникам.
Информирование
В процессе тренинга ведущий может осуществлять как запла- нированное, так и ситуативно необходимое информирование участников с целью их развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур.
Информирование проводится через раскрытие в доступной форме пси- хологических понятий, описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Оно может осуществляться в ви- де монолога ведущего с последующим обсуждением или без него. При этом возможно использование различных вспомогательных средств (видео, аудио и др.).
39
Два тренера не должны говорить одновременно и конкурировать друг с дру- гом. Участникам не принесет много пользы наблюдение того, как тренеры спорят или высказывают совершенно противоположные точки зрения. Но ес- ли все же один из тренеров не согласен с тем, как или что сообщил его на- парник, и он считает это очень важным, то в свою очередь он может сказать
«да», согласившись с существованием иной точки зрения, и добавить то, что он считает нужным. Но говорить только в свою очередь.
3.4. ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ
В процессе группового психологического тренинга ведущий использу- ет различные методы групповой работы, методические средства и приемы.
Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых из них.
Диагностические процедуры
Диагностические процедуры могут использоваться в тренинге:
• для отбора участников в группу;
• как средство получения участником новой информации о себе;
• как средство самопонимания и самораскрытия;
• для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.
При использовании руководителем в процессе работы группы психо- диагностических тестов и методик первоначально ему необходимо создать у участников потребность в понимании себя, потребность самоисследовании и самоизучении. В процессе самоизучения происходит более глубокое самопо- нимание, появляется желание обсудить с группой полученную информацию, то есть происходит выход на самоанализ, самораскрытие и групповой анализ.
Недопустимо использовать психодиагностические тесты и методики
только для того, чтобы в последующем интерпретировать их результаты
участникам.
Информирование
В процессе тренинга ведущий может осуществлять как запла- нированное, так и ситуативно необходимое информирование участников с целью их развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур.
Информирование проводится через раскрытие в доступной форме пси- хологических понятий, описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Оно может осуществляться в ви- де монолога ведущего с последующим обсуждением или без него. При этом возможно использование различных вспомогательных средств (видео, аудио и др.).
39
В процессе информирования ведущий может помогать отдельным уча- стникам, испытывающим затруднения, предоставляя им обратную связь и поддерживая в процессе действия.
Информирование на актуализированном в группе материале наиболее
эффективно, так как оно более наглядно, актуально и значимо для участни-
ков.
Психогимнастические упражнения
Психогимнастические упражнения, используемые в тренинге, очень разнообразны и включают в себя совокупность различных заданий, пред- ставленных ведущим. Они могут быть направлены на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных процессов, расширение границ понима- ния, фокусирование на чувствах, развитие самосознания, коррекцию само- представления, регуляцию эмоционального состояния участников и многое другое. При этом именно выполнение упражнений является основным, а в некоторых случаях единственным средством тренировки желаемого поведе- ния.
Тренировка эффективного поведения может состоять из следующих этапов:
• определение поведения, которое нуждается в изменении;
• моделирование желательного поведения;
• при необходимости определение и нахождение дополнительного ре- сурса для успешности выполнения желаемого поведения;
• отработка нового поведения в течение одного или нескольких заня- тий;
• распространение нового поведения на ситуации вне группы;
• получение обратной информации о поведении участника вне груп- пы.
Развитие самопредставления включает выполнение участниками уп- ражнений, направленных на их самопрезентацию друг другу и получение ак- тивной обратной связи. Как уже было сказано ранее, группа при этом являет- ся своеобразным психологическим зеркалом, в котором участники могут лучше разглядеть себя.
Также упражнения являются эффективным средством развития внима- ния, памяти, наблюдательности, мышления и др.
Ролевые игры
В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть которого за- ключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном опреде- лении к ним можно отнести как сюжетно-ролевые игры со сложной органи- зацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником.
Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не не- сет угрозы целостности личности участников, поскольку они «всего лишь иг- рают вымышленного персонажа», экспериментируют с «новым измерением».
Таким образом, разыгрывание ролей как метод, несущий структурированное
40
переживание, менее опасен в отличие от других неструктурированных мето- дов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости
— выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным меха- низмом изменения.
В процессе ролевой игры участникам предоставляется возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той ро- ли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.
Разыгрывание ролей:
• позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздви- нуть эти границы;
• приводит к расширению границ самосознания;
• помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные пере- живания;
• дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
• высвечивает динамику группового взаимодействия, формального и неформального;
• устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными си- туациями;
• помогает научиться контролировать свои эмоции [4; 7; 29; 66].
Морри Ван Менте
31
выделяет следующие способы разыгрывания ро- лей:
1. Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространствен- ной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом
«аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет дей- ствие, а другая наблюдает за ним.
2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 уча- стника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.
3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в кото- ром роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонст- рировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет оп- ределенные ограничения при использовании в больших группах.
4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двой- ником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в пове- денческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигна-
31
См.: Ван Менте М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.: «Питер», 2001.
41
— выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным меха- низмом изменения.
В процессе ролевой игры участникам предоставляется возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той ро- ли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.
Разыгрывание ролей:
• позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздви- нуть эти границы;
• приводит к расширению границ самосознания;
• помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные пере- живания;
• дает возможность поупражняться в различных типах поведения;
• высвечивает динамику группового взаимодействия, формального и неформального;
• устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными си- туациями;
• помогает научиться контролировать свои эмоции [4; 7; 29; 66].
Морри Ван Менте
31
выделяет следующие способы разыгрывания ро- лей:
1. Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространствен- ной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом
«аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет дей- ствие, а другая наблюдает за ним.
2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 уча- стника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.
3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в кото- ром роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонст- рировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет оп- ределенные ограничения при использовании в больших группах.
4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двой- ником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в пове- денческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигна-
31
См.: Ван Менте М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.: «Питер», 2001.
41
лу ведущего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, от- нестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять проблему и конструк- тивно разрешать межличностные проблемы.
5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проиг- рывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколь- ко игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.
6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а негро- тескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зри- теля. В терапевтических условиях психодрамы это может оказаться отлич- ным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако дан- ный прием требует особого внимания, чувствительности и контроля со сто- роны ведущего.
7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседни- ку на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев.
При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций гово- рит с остальными. В некоторых случаях возможно посадить на стул-со- беседник человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и под- держивает протагониста.
Психодраматические приемы
Суть психодрамы как метода групповой работы определяется в разыг- рывании участниками ролей в моделируемых жизненных ситуациях, имею- щих для них личностный смысл. Можно перевести слово «психодрама» с ла- тинского языка как «действие души». Жизнь в психодраматической группе формируется как специфическая реальность, в которой участники экспери- ментируют с разными жизненными ситуациями, ролями и формами поведе- ния.
В классическом варианте метод психодрамы заключается в сле- дующем.
Основные участники.
Протагонист — главный герой, он предлагает материал для ра- зыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет.
Действуя в ней и затем участвуя в обсуждении, он приобретает более полное видение ситуации, себя, других людей, формирует новый опыт в совокупно- сти с новыми поведенческими образцами.
Вспомогательные Я — это члены группы, которые изображают отсут- ствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспомогательное Я может получить роль как реального лица, так и субличности, образа снови- дения, части тела, вещи, идеи — всего того, что представляет чувственный мир протагониста.
42
5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проиг- рывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколь- ко игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.
6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а негро- тескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зри- теля. В терапевтических условиях психодрамы это может оказаться отлич- ным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако дан- ный прием требует особого внимания, чувствительности и контроля со сто- роны ведущего.
7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседни- ку на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев.
При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций гово- рит с остальными. В некоторых случаях возможно посадить на стул-со- беседник человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и под- держивает протагониста.
Психодраматические приемы
Суть психодрамы как метода групповой работы определяется в разыг- рывании участниками ролей в моделируемых жизненных ситуациях, имею- щих для них личностный смысл. Можно перевести слово «психодрама» с ла- тинского языка как «действие души». Жизнь в психодраматической группе формируется как специфическая реальность, в которой участники экспери- ментируют с разными жизненными ситуациями, ролями и формами поведе- ния.
В классическом варианте метод психодрамы заключается в сле- дующем.
Основные участники.
Протагонист — главный герой, он предлагает материал для ра- зыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет.
Действуя в ней и затем участвуя в обсуждении, он приобретает более полное видение ситуации, себя, других людей, формирует новый опыт в совокупно- сти с новыми поведенческими образцами.
Вспомогательные Я — это члены группы, которые изображают отсут- ствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспомогательное Я может получить роль как реального лица, так и субличности, образа снови- дения, части тела, вещи, идеи — всего того, что представляет чувственный мир протагониста.
42