Файл: Учебнометодическое пособие. М. Книголюб, 2005. Серия Логопедические технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечания: 1. Дети продолжают ряд:
а) по зрительному образцу,
б) по слуховым следам.
2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий...».
Вариант 3
Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой...»;
2) «Продолжите дорожку: маленький круг, средний, большой...»;
3) «Продолжите дорожку: большой круг, средний, маленький...».
Примечание. Дети продолжают ряд:
а) по зрительному образцу,
б) по слуховым следам.
Игрушки для клоуна
Ход игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»;
2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю».
Игрушки для зайчика
Ход игры. У каждого, ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».
Коврики
Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».
Выбери дорожки
Ход игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга.
Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.
Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».)
3.2. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных
параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других
характеристик движений)
3.2.1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров
общих движений и действий
Направления работы:
- воспроизведение заданной последовательности общих движений (чередование движений: руки на пояс - руки вверх);
- речевое опосредование последовательности выполненных движений;
- изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности;
- анализ заданной последовательности движений по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей;
- различение, воспроизведение, характеристика темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений;
- воспроизведение последовательности одинаковых (разных) движений в заданном темпе (ритме);
- изменение темпа, ритма движений.
Игры и игровые упражнения
Задачи: совершенствовать координацию общих движений; формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей; формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.
Делай как я
Вариант 1. Воспроизведение серий движений руками.
Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:
1) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;
руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;
руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;
руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.;
2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...;
руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др.
Дети выполняют инструкции.
Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».
Вариант 2. Воспроизведение серий движений ногами.
Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:
1) нога вперед, назад, вперед, назад ...;
нога в сторону, на место, в сторону, на место...;
нога назад, на место, назад, на место... И др;
2) нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место...;
нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место... И др.
Дети выполняют инструкции.
Инструкции: «Делайте как я»; «Продолжайте сами».
Движения животных
Вариант 1
Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка -медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.
Вопросы логопеда:
«Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др.
Вариант 2
Ход игры. Ребенок изображает движение различных животных по инструкции: «Покажи сам».
Веселые инструменты
Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе).
нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы.
Инструкция: «Слушай внимательно, хлопай так же».
Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?». И др.
Передай привет
Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и
темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы.
Инструкция: «Передай привет правильно».
Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» И др.
Танцующие снежинки
Ход игры .На фланелеграфе - ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов.
Например:
|
Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».
Танец листьев
Ход игры. Логопед берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец листьев» (колебательные движения из стороны в сторону) в заданном темпе. Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».
Бабочки и цветы
Вариант 1
Ход игры. Логопед разъясняет значения символов: изображение цветка с бабочкой — сильный удар (хлопок); цветка без бабочки - слабый удар (хлопок). Затем прикрепляет символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.
Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно».
Вариант 2
Ход игры. На фланелеграфе - ряд одинаковых картинок (цветки с бабочками или без них). Дети считают количество цветков
, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определенной (одинаковой) силы.
Инструкция: «Смотрите на картинки и хлопайте правильно».
Вариант 3
Ход игры. На фланелеграфе - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных в произвольном порядке.
Детям дается задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.
Инструкция: «Следите за указкой, хлопайте правильно».
Вариант 4
Ход игры. На фланелеграфе - ряд разных картинок (цветки с бабочками и без бабочек), расположенных таким образом, чтобы создавался определенный ритмический рисунок.
Инструкция: «Прохлопайте (протопайте, сыграйте) правильно».
Вариант 5
Ход игры. Каждый ребенок выкладывает свой ряд символических картинок. Затем: а) воспроизводит свою «песенку»; б) воспроизводит «песенку» другого ребенка.
Примечание. Варианты символических изображений для игры:
елочки с шишкой, камешки с лягушками (сильный удар или хлопок),
елочки без шишек, камешки без лягушек (слабый удар или хлопок).
3.2.2. Совершенствование статической и динамической координации
движений пальцев рук
Направления работы:
- развитие переключаемости движений пальцев рук;
- развитие темпоральных, ритмических параметров движений пальцев рук;
- формирование пространственной организации движений пальцев рук.
Упражнения
Задачи: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.
Упражнение 1
Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.
Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
Упражнение 2
Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.
Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.
Упражнение 3
Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу.