Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 354

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32 идентификации различных социальных групп (аристократических, военных, религиозных, художественных, научных элит).
Народная (или «популярная») культура – это демократичная форма культуры, которая вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа.
Массовая культура — форма культуры повседневной жизни, продукты которой распространяются с помощью средств массовой коммуникации среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых особенностей.
Субкультура - это культура специфической социальной общности, система ценностей и образ жизни которой существенно отличается от общепринятых стандартов и норм. Субкультуры, как правило, имеют локальный, замкнутый характер и отличаются специфическим языком, особыми нормами поведения, односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений и ценностей.
Субкультуры являются следствием дифференциации культурного пространства, которая обусловлена урбанизацией, профессиональной специализацией различных видов деятельности, усилением социальной мобильности, что приводит к формированию гибридных культурных форм, оторванных от традиций и обладающих рядом особенностей, отделяющих субкультуру как от национальной, так и от общечеловеческой культуры.
Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается, но противостоит, находится в открытом конфликте с доминирующей культурой, характерными для нее системой ценностей, образом жизни, нормами и правилами поведения. Контркультура отличается подчеркнутым нонконформизмом, неприятием и разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом.
Структурное разнообразие культуры позволяет выделять в ней другие формы и разновидности: мировую и национальные культуры, общечеловеческую и классовую, религиозную и светскую, глобальную и локальную, восточную и западную и т. д.
В качестве важнейших социальных функций культуры выделяют:
1.
адаптивную;
2.
регулятивную;
3.
интегративную;
4.
коммуникативную.


33
Лекции 4. Личность как система. Процесс социализации личности.
План лекции
1.
Понятие, структура и типы личности.
2.
Основные подходы к изучению личности в социологии.
3.
Понятие социального статуса и социальной роли личности.
4.
Социализация: сущность и содержание.
1. Понятие, структура и типы личности
Понятие «личности» тесно связано с понятиями «человек» и
«индивид».
Человек – родовое понятие, совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих человека в отличие от других живых существ.
Индивид – конкретный представитель человеческого рода в противоположность остальным людям.
Индивидуальность – набор черт и характеристик, определяющих уникальность каждого индивида.
Личность — совокупность социально значимых свойств и качеств индивида, благодаря которым он включается в систему общественных отношений, многообразных форм деятельности и общения.
В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психологический и социальный (или социокультурный).
Биологический компонент – это тело, генетические особенности человека.
Психологический компонент – эмоции, переживания, память, волевые устремления, способностей и т.д.
Социальный компонент – объективные социальные потребности
(физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); способность к творчеству, знания и навыки; степень овладения культурными ценностями общества; нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность; способы реализации в деятельности социальных качеств.
Понимание личности выражает ценность устойчивых свойств и качеств индивида, хотя и сформированных на основе его биопсихологических задатков, но вырастающих: а) из системы связей и отношений, групп, общностей и институтов, в которые он был включен и тех, в функционировании которых он в данный момент участвует, б) из его воспитания и социализации в определенной культуре,

34 в) из его пребывания и активности в определенных макро- и микро социокультурных средах и ситуациях.
Согласно представлениям известного социального антрополога
Р. Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности: нормативная – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это идеал личности данной культуры; модальная – статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций.
Чем более нестабильным становится общество (например, в условиях кризиса), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.
Американский социолог Р. Дарендорф на основе термина Аристотеля "homo politicus" (человек – существо политическое) создал следующую типологию личности:
• homo faber («человек трудящийся») – тип личности, характерный для традиционных обществ: крестьянин, воин, политик;
• homo consumer («человек потребитель») – тип личности в современном западном обществе, человек - потребитель, человек массы;
• homo universalis («человек универсальный») – тип личности будущего, связанный с развитием техники и науки, способный заниматься разными видами деятельности;
• homo soveticus («человек советский») – тип личности, характерный для бывших стран соц. лагеря, человек, зависящий от государства.
2. Основные подходы к изучению личности в социологии
В науке существует множество концепций личности. Основными из них являются: статусно-ролевая, диспозиционная, концепции личности в символическом интеракционизме, психоаналитические концепции.
1) Статусно-ролевая концепция личности.
Согласно данной концепции личность представляет собой определённым образом упорядоченную совокупность всех статусов и ролей индивида. Данная концепция является наиболее распространённой в социологии.
Понятие социального статуса тесно связано с социальной дифференциацией (выделение в обществе отдельных элементов) и социальной стратификацией (делением общества на слои в вертикальном направлении).
Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой концепции личности. С позиций изучения социальных функций,


35 выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.
Социальный статус – это позиция индивида в обществе, определяемая его функциями, обязанностями и правами. Это интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Позиция зависит от профессионального, социально-экономического положения индивида или группы, политических возможностей, пола, происхождения, семейного положения и т.д.
Накладывая на человека обязанности, общество даёт ему права. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение.
Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия – символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Каждый статус обладает своим имиджем.
Имидж - это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.
Различают предписанный и достигнутый статусы.
Предписанный статус индивид получает от рождения – пол, возраст, раса, экономическое положение семьи.
Достигнутый статус является результатом усилий самого индивида – определяется в зависимости от типа системы стратификации.
От социального отличается личный статус – определяет положение индивида в малой группе в зависимости от признаний его личных качеств.
Каждый человек обладает несколькими статусами, в зависимости от количества социальных систем, в которые он вписан. Совокупность всех социальных статусов, которые занимает человек, называется статусным набором.
Генеральный статус – является определяющим в отношениях человека с другими людьми. Для взрослого человека – это должностной и профессиональный статус, для детей - возраст.
Важным элементом статуса является социальная роль, которую американский социолог Нейл Смелзер (р. 1930 г.) определял как поведение, ожидаемое от личности обладающей определенным статусом. Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р. Линтон. Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым исполнением.
Социальная роль имеет определенную нормативную структуру:


36 1. описание поведения, которое требуют окружающие от человека;
2. ожидания, предъявляемые лицу при исполнении роли;
3. оценка исполнения роли;
4. санкции за исполнение роли.
Существует 3 типа социальных ролей:
1. представляемая роль – ожидание окружающих;
2. воспринимаемая роль – представление человека о роли;
3. играемая роль – реальное воплощение роли.
По мнению Эрвинга Гоффмана (1922 —1982 гг.), человек исполняет роли в двух ситуациях:
1. на сцене – исполняются человеком на людях, или в официальных ситуациях. Человек «надевает маску» (студенты на лекции в присутствии преподавателя);
2. за кулисами – человек уже не играет роль, которую играл на сцене.
Человек «снимает маску» (студенты в отсутствие преподавателя).
Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Совокупность статусных позиций называется статусным набором.
Герхард Ленски (р. 1924 г.) предложил понятие несогласованности статуса. Каждый статус имеет четыре измерения: доход, образование, профессиональный престиж, этническая принадлежность. Противоречивость возникает тогда, когда измерения статуса не соответствуют друг другу.
Несогласованность ведет к чувству неудовлетворенности и попыткам изменить систему статусов.
Одному статусу может соответствовать несколько ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.
Конфликт, вызванный противоречивыми или множественными требованиями к индивиду в рамках одного статуса, называется ролевым напряжением.
Например, статус преподавателя предполагает преподавательскую, научно- исследовательскую и административную деятельность. Не всегда хватает времени на совмещение этих видов деятельности.
Конфликт, вызванный противоречивыми требованиями, одновременно предъявляемыми индивиду различными статусами, называется ролевым конфликтом. Например, тренер футбольной команды, сын которого является членом команды, должен решать, кого выпустить на поле – или наиболее подходящего игрока или своего сына. Роли отца и роли тренера вступают в противоречие.
2) Диспозиционная концепция личности.
Личность является определённым образом упорядоченной совокупностью диспозиций.
Диспозиция – фиксированная в социокультурном опыте индивида предрасположенность воспринимать и

37 оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определённым образом.
Данная концепция была разработана американскими учёными в начале
XX века. Российский учёный В.Я. Ядов предложил свою диспозиционную концепцию личности.
Согласно его концепции личности система диспозиций личности состоит из 2-х уровней: а) высшие диспозиции личности – концепция жизни, ценностные ориентации, общая направленность личности, обобщённые социальные установки. б) низшие диспозиции, представляющие собой ситуативные установки, определяющие поведение индивида в конкретных ситуациях.
Высшие диспозиции, как правило, остаются неизменными в течение жизни, низшие меняются.
3) Концепция личности в символическом интеракционизме.
Личность формируется в ходе взаимодействия индивида с окружением.
Формирование образа себя (Я-концепции) означает формирование личности.
В отличие от животных, человек способен быть сам для себя объектом мышления, так же, как и другие люди могут быть для него объектами мышления. Индивид способен представить, как его воспринимают другие люди, в уме проиграть ситуацию и выбрать стратегию поведения.
В символическом интеракционизме наиболее известна концепция
«обобщённого другого» Герберта Мида. В развитии Я-концепции дети проходят 3 стадии:
А) Одиночной игры - дети принимают роль одного человека и имитируют его поведение. Например, девочка играет с куклой, воображая себя мамой.
Б) Командной игры - в командных играх дети должны принимать во внимание роли всех участников, поступая в соответствии с правилами игры, чтобы успешно координировать свои действия с ними.
В) Обобщённого другого – дети начинают оценивать своё поведение со стороны обезличенного «обобщённого другого», то есть со стороны общества и выбирать наиболее эффективные стратегии поведения.
4) Психоаналитические концепции личности.
Личность обладает определённой психологической структурой, часть которой отвечает за взаимодействие с обществом.
Психоаналитические концепция личности ведут своё происхождение от концепции личности Зигмунда Фрейда, согласно которой личность состоит из трёх частей:


38 а) сверх-я – совокупность всех усвоенных индивидом культурных ценностей и норм поведения. б) я – сознание индивида. Соотносит стремления Оно с реальной ситуацией и нормами Сверх-я. в) оно – совокупность всех неосознаваемых инстинктов индивида, которые являются реальной движущей силой его поведения.
3. Социализация: сущность и содержание
Процесс становления и развития личности называется социализацией.
Он начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. В процессе социализации люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, то есть, приобретают и трансформируют свое социальное "Я".
Социализация носит двунаправленный характер. Старшее поколение передает молодым нормы и ценности, усваивая, в свою очередь, нормы и ценности, выработанные молодыми поколениями. У новорожденного нет личности, нет "Я". Он не может отграничивать себя от мира. По мере овладения прямохождением, речью, развитием мышления, сознания ребенок начинает выделять свое "Я" из понятия о других.
Нейл Смелзер выделил четыре основных механизма социализации детей – имитация, идентификация, стыд и вина.
Существует две основные формы социализации:
1   2   3   4   5   6   7   8   9