Файл: Учебнометодическое пособие для студентов всех специальностей Минск 2 0 1 3 2 удк 308 Авторы Кандричина И. Н., Седнина М. А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. социально спланированная и организованная форма социализации
(определяемая иногда как «направленная»). Вся система дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднее специального, высшего и дополнительного образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий.
2. стихийно складывающаяся, или «ненаправленная» социализация, имеющая место в семье, в кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег по работе, сотрудников и т.д.
Можно выделить следующие факторы социализации: биологические, психологические, экономические, социальные, политические, культурологические.
Непрерывный процесс социализации личности можно разделить на этапы:
1.
дошкольный;
2.
школьный;
3.
послешкольный;
4.
период активной трудовой деятельности;
5.
период послетрудового существования.
Иногда говорят о двух стадиях социализации:

39
1. первичная социализация охватывает детство и юность;
2. вторичная социализация – это зрелость и старость.
Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог Орвиль Гилберт Бримм - младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и детей:
1. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская - корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы, дети - только усваивают их.
3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между
“черным” и “белым” есть множество оттенков, дети же воспринимают все непосредственно - через идеал.
4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками и умениями, детей - на мотивацию их поведения.
Переходя от одной стадии социализации к другой, меняя социальные роли, человек многому учится заново.
Десоциализация – утрата прежних ценностей и навыков поведения.
Когда человек попадает в экстремальные условия (например, тюрьма, армия), десоциализация может быть такой глубокой, что разрушает основы личности (например, афганский синдром).
Ресоциализация – усвоение новых ролей и ценностей.
Социальная адаптация – приспособление к изменениям среды, а так же приспособление этой среды к своим потребностям.
Эти процессы взаимосвязаны и идут постоянно, так как в жизни человека всё меняется: возраст, образование, семейное положение, место работы, окружающая среда и т.п.
Агенты социализации – социальные группы и институты, которые оказывают значительное влияние на формирование личности и вхождение человека в общество. В зависимости от видов групп, агенты бывают первичными и вторичными.
1. агенты первичной социализации – это семья и группы сверстников.
2. агенты вторичной социализации – школа, средства массовой информации, организации, в которых человек работает.
Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй половине.


40
Лекция 5. Социальная структура и стратификация
План лекции
1. Понятие и виды социальной структуры.
2. Социальная стратификация.
Критерии социальной стратификации.
3. Типы стратификационных систем.
Методы выделения социальных слоёв. Профили стратификации.
4. Социальная мобильность.
1.
Понятие и виды социальной структуры.
Социальная система представляет собой совокупность определённым образом взаимосвязанных элементов. Она не может быть объяснена исходя из свойств составляющих её элементов, которые будучи соединёнными вместе приобретают особые (эмерджентные) свойства.
Совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы называется социальной структурой.
Выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др.
Исторически первыми оформляются этническая и демографическая структуры общества, которые характеризуют этнический и половозрастной состав населения. Основными элементами этнической структуры общества являются род, племя, народность, нация. Для рода и племени характерны господство кровнородственных отношений, общность происхождения, а с развитием общества на их место приходят социально-территориальные связи, и формируется следующая этническая общность – народность. С развитием капиталистических отношений формируется нация. Нация, как правило, формируется на базе нескольких этносов, исторически проживающих по соседству.
Демографическая структура общества характеризует такой важный феномен, как народонаселение, под которым понимается непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающая в определённом регионе.
Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и характеризует объединения людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения – к сельскому или городскому.
Важнейшим типом социальной структуры является социально- классовая структура общества как совокупность классов, слоёв, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками.

41
Элементами социальной структуры являются статусы, роли, группы, институты.
Социальный статус (лат. положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной структуре, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. Понятие социального статуса тесно связано с социальной дифференциацией (выделение в обществе отдельных элементов) и социальной стратификацией (делением общества на слои в вертикальном направлении).
С социальным статусом также связано понятие социальной роли – нормативно одобренного, относительно устойчивого образца поведения
(включая действия, мысли и чувства) в зависимости от определённого социального статуса.
Социальная группа - совокупность индивидов, определённым образом устойчиво взаимодействующих между собой, осознающих свою принадлежность к данной группе и которую внешние наблюдатели определяют как социальную группу.
Группы являются продуктом определения. Мы делаем их реальными, учитывая их в своей деятельности. Американский социолог Уильям Томас сформулировал «теорему Томаса» – если люди рассматривают ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям. Границами группы являются разрывы в коммуникации. Некоторые группы основаны на территориальном расположении
(соседи, общины, национальные государства), другие основаны на социальных различиях - национальность, религия.
Типология социальных групп: первичные и вторичные группы, формальные и неформальные, ин-группы и аут-группы, референтные группы.
Первичные группы – группы, в которых члены рассматривают друг друга прежде всего как личностей, индивидуальностей. Отношения между членами носят личностный характер. Примеры первичной группы - семья, группа друзей.
Вторичные группы - группы, в которых члены рассматривают друг друга прежде всего как средства для достижения каких-либо целей, отношения носят безличностный характер. Примеры вторичной группы - студенческая группа, коллектив предприятия.
Неформальные группы – не имеющие юридического статуса. Пример - группа друзей.
Формальные группы – имеющие определённый юридический статус.
Пример - студенческая группа.
Ин-группы – группы, с которыми мы идентифицируем себя.


42
Аут-группы – внешние для нас группы, которым мы противопоставляем свою группу.
Чужой школьный класс в противопоставлении нашему школьному классу.
Референтная группа – группа, в соответствии с нормами которой человек оценивает свои действия. Понятие референтной группы позволяет объяснить действия дворянина-революционера, шпиона и т. п.
В социологии и социальной психологии существует область исследований процессов происходящих группах, называемых групповой динамикой. Изучаемые процессы:
Влияние размера группы на взаимодействие. В ходе различных исследований выявлено, что оптимальной для коммуникации является группа из 5 человек, когда каждый получает возможность быть услышанным и, в то же время, не боится отстаивать свою позицию. Чем большее количество людей входит в группу, тем более они независимы, так как нет плотного контроля за их деятельностью со стороны других членов группы.
Лидерство. В группах выделяют 2 типа роли лидера: а) лидер-организатор, который выявляет, оценивает проблемы и организовывает членов группы на их решение; б) эмоциональный лидер, который способствует преодолению межличностных проблем в группе.
Социальное бездельничанье заключается в том, что когда люди работают в группе, они прилагают меньше усилий, чем в случае, когда они работают одни.
Социальная дилемма представляет собой ситуацию, в которой человек должен выбирать между взаимоисключающими интересами: своими и группы. С точки зрения отдельного солдата, ему лучше всего сидеть в окопе, тогда меньше вероятности, что его убьют, но в таком случае больше вероятности, что битва будет проиграна и, в конечном итоге, этого солдата убьют.
Механизмы, заставляющие солдата идти в атаку:
- формальный социальный контроль (формальные наказания за невыполнения приказа);
- неформальный социальный контроль (будут считать трусом);
- чувство группового единства.
Групповое мышление – процесс выработки решения в сильно сплочённых группах, когда сильная лояльность к группе способна блокировать критическое мышление и люди склонны соглашаться с решениями, которые не кажутся для них оптимальными, но поддерживаются большинством группы.

43
От социальных групп следует отличать социальные категории и агрегаты.
Социальная категория – совокупность людей, выделяемых на основании каких-либо важных социальных критериев, но не обладающих всеми выделенными выше признаками группы. Например, пенсионеры
Республики Беларусь. Категории чаще всего выделяются для целей статистического и других видов анализа.
Социальный агрегат – совокупность анонимных (не знакомых друг с другом) людей, собравшихся в определённом месте, в определённое время.
Например, участники карнавала, очередь в магазине и т. п.
Синонимом агрегата является толпа. В социологии и социальной психологии феномен толпы достаточно исследован. Выделяют 4 вида толпы:
1) случайная – индивиды собрались в одном месте случайно преследуя сиюминутные цели (пассажиры автобуса, зеваки, остановившиеся понаблюдать за транспортным происшествием и т.п.);
2) конвенциальная - индивиды собрались в одном месте с заранее запланированной целью (участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции и т.д.), они соблюдают определённые правила;
3) экспрессивная - индивиды собрались в одном месте с целью выражения своих эмоций и интересов (молодежные дискотеки, рок- фестивали, праздничные гуляния, народные фестивали и т.д.);
4) активная – любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.
Социальные институты – относительно устойчивые способы регулирования совместной жизнедеятельности людей.
Социальные организации - институализированные группы, выполняющие определенные социальные функции.
В социологии наиболее общим понятием для обозначения определённой совокупности людей является понятие социальной общности.
Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
Примеры социальных общностей - пенсионеры, жители одного города, приверженцы одной религии и т.д.


44
2.
Социальная
стратификация.
Критерии
социальной
стратификации.
По мере развития общества происходит социальная дифференциация, которая определяется как выделение и специализации отдельных элементов общества. Например, в среде земледельцев и скотоводов в первобытных обществах выделились ремесленники, которые в свою очередь разделились на кузнецов, гончаров и т.д.
Частным случаем социальной дифференциации является социальная стратификация. Социальная стратификация – иерархически упорядоченное деление общества на страты (слои). Термин «страта» взят из геологии, где в разрезе земной коры отчётливо видны отдельные слои, упорядоченные в вертикальном направлении. Например, статусы парикмахера и рабочего завода относятся к одной страте, в таком случае мы имеем дело с социальной дифференциацией. Статус рабочего завода и директора завода относятся к различным стратам, в таком случае мы имеем дело с социальной стратификацией.
Исторически ученые, использовавшие понятия «страты» и «класса» вкладывали в них различные смыслы, однако, в ходе изучения социологии мы можем рассматривать их как синонимы.
В создание теории социальной стратификации наибольший вклад внесли немецкие учёные Карл Маркс и Макс Вебер.
К. Маркс считал, что критериями социальной стратификации являются отношение людей к средствам производства и их место в общественном разделении труда. Владеющие и контролирующие средства производства
(буржуазия) и имеющие лишь рабочую силу (рабочие) составляют основу капиталистического общества.
М. Вебер выделил 3 критерия социальной стратификации: экономическое положение, власть и престиж.
1) Экономическое положение состоит из богатства (то, чем люди владеют) и дохода (то, что люди регулярно получают). Люди могут иметь большое богатство, но мало или не иметь дохода от него (например, коллекционеры произведений искусства). А могут иметь высокий доход и полностью тратить его, не накапливая богатства. В современных западных обществах растёт значение дохода.
2) Власть представляет собой способность навязывать другим людям свою волю даже против их воли. Отношения власти проявляются в любом социальном действии. Например, люди, занимающие более низкое положение, больше смотрят на собеседника когда слушают, чем говорят.
Люди, занимающие высокое положение – одинаково.


45
Власть имеет три основания:
- ресурсы, позволяющие имеющему власть наносить ущерб какому- либо лицу (наказывать). Например, милиция, таможня и т. п.
- ресурсы, позволяющие имеющему власть давать вознаграждение кому-либо за выполнение соответствующих требований (поощрять).
Например, владельцы коммерческих предприятий, руководители организаций.
- ресурсы, позволяющие менять сознание людей без нанесения им ущерба или вознаграждения – убеждение. Например, средства массовой информации, религиозные организации и т. п.
Люди или группы распоряжающиеся наказанием, вознаграждением и убеждением могут диктовать другим людям правила игры.
3) Престиж - отражение в общественном сознании реального положения в системе общественных отношений индивида, социально- профессиональной группы, трудового коллектива и т.п., характеризующее то влияние, которым они пользуются в обществе, определённых общностях.
В более узком смысле престиж означает то место, которое, с точки зрения общественного мнения, занимает тот или иной социальный статус в иерархии других статусов
В большинстве случаев положение индивида по данным трём критериям коррелирует. Имеющий власть индивид, обладает престижем и деньгами. Например, чиновник имеет возможности для лоббирования интересов своего бизнеса в структуре власти. Престиж чиновника обеспечивается зависимостью от его решений многих людей
Критерии могут и не совпадать. Например, у проституток высокий доход, но низкий престиж и никакой власти.
3. Типы систем стратификации. Методы выделения социальных
слоёв. Профили стратификации.
Наиболее исчерпывающую типологию стратификационных систем разработали российские исследователи О.И. Шкаратан (р. 1931 г.) и В.В.
Радаев (р. 1961 г.). Они выделили 9 типов стратификационных систем, которые являются идеальными типами. В каждом реальном обществе встречается одновременно несколько стратификационных систем и множество их переходных вариантов.
1) Физико-генетическая. В основе данной системы лежат биологические различия между индивидами или группами. Отношение к человеку определяется полом, возрастом, антропологическим особенностями, наличием определённых физических качеств – силы, красоты, ловкости. В первобытном обществе более сильные индивиды

46 занимали более высокое общественное положение. Отголосок – былины о богатырях, фильмы о супергероях, суперменах. В нацистской Германии люди, обладающие определёнными антропологическими характеристиками, указывающими на их принадлежность к арийской расе, обладали более высоким статусом. В нашем обществе – индивиды, соответствующие канонам красоты обладают более высоким статусом.
2) Рабовладельческая. В основе данной системы лежит различие социальных групп по наличию гражданских прав и прав собственности.
Определённые группы лишены гражданских прав и являются объектом частной собственности наряду с вещами. Неравенство утверждается угрозой военно-юридического насилия. Рабовладельческая система в классическом виде существовала в Древней Греции и Древнем Риме.
3) Кастовая. В основе данной системы лежат этнические различия, закрепляемые религиозными убеждениями и ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую эндогамную группу (браки заключаются только между её членами), занимающую определённое место в общественной иерархии и разделения труда. Кастовая система в классическом виде существовала в Индии.
4) Сословная. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по наличию юридических прав, которые жёстко связаны с их обязанностями перед государством и передаются по наследству. Сословная система существовала в России до 1861 года.
5) Этакратическая. (Etat фр. – государство, kratos греч. - власть) В основе данной системы лежит различие социальных общностей по положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных). Данное различие не передаётся по наследству, что отличает данную систему от сословной системы. Этакратическая система существовала в Советском Союзе.
6) Социально- профессиональная. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по содержанию и условиям труда.
Утверждение и поддержание иерархии осуществляется с помощью сертификатов (дипломов, разрядов, степеней и т. п.), фиксирующих способность индивидов выполнять определённые виды деятельности. Данная система существует в нашем обществе внутри различных профессиональных групп. Например – токарь первого, второго, третьего разрядов.
7) Классовая. В основе данной системы лежит различие социальных общностей по характеру и размеру собственности на средства производства и производимый продукт. На первый план классовое деление общества выходит только в обществах Западной Европы в XIX веке.