Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1041

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
но подтекание жидкости легко обнаруживается по мокрым следам на месте стоянки, а также по снижению уровня охлаж- дающей жидкости в системе охлаждения.
Негерметичность соединений шлангов и фланцев патруб- ков устраняется подтяжкой их креплений — хомутов и резь- бовых деталей. Поврежденные шланги и негерметичные пробки и краники заменяют на новые.
Подтекание жидкости через трещины в бачках или серд- цевине радиатора устраняется заделкой трещин при помощи пайки или заклеивания. Незначительное подтекание жидко- сти через радиатор может быть устранено при помощи до- бавления в охлаждающую жидкость специальных гермети- ков. Однако применение герметиков устраняет подтекание жидкости, как правило, лишь на небольшое время и может иметь вредные для системы охлаждения двигателя послед- ствия. При добавлении герметика в охлаждающую жидкость его частицы осаждаются не только на поврежденные места, но и на остальные поверхности, увеличивая отложения на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения.
Это может ухудшить циркуляцию жидкости в системе и со- ответственно снизить эффективность охлаждения двигате- ля и работы отопителя. В этом случае помимо замены не- герметичного радиатора потребуется тщательно промыть всю систему охлаждения.
В случае вытекания жидкости через дренажное отвер- стие корпуса жидкостного насоса необходимо снять его с автомобиля для ремонта (замены деталей сальникового уп- лотнения) или замены. Если небольшое подтекание из дре- нажного отверстия обнаружено в период обкатки автомо- биля, это может являться результатом незаконченной при- работки деталей уплотнения и принимать меры к устране- нию течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданию жидкости в подшипники насоса и к их разру- шению.
456

Перегрев двигателя характеризуется повышенной тем- пературой и возможным закипанием охлаждающей жидко- сти. Возникает он вследствие недостаточного уровня охлаж- дающей жидкости; пробуксовки или обрыва ремня привода жидкостного насоса и генератора (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245, у которых привод жидкостного насоса от зуб- чатого ремня газораспределительного механизма); неисправ- ности электровентилятора (не включается из-за неисправно- сти датчика или электродвигателя, который не дает нужной частоты вращения); поломки крыльчатки жидкостного на- соса; неисправности термостата (не открывается основной клапан и жидкость через радиатор не циркулирует); засоре- ния воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложе- ния загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки охлаждения.
При перегреве двигателя охлаждающая жидкость зна- чительно увеличивается в объеме и может происходить ее выход через пробку распределительного бачка. А при силь- ном (свыше 110°С) перегреве жидкости она может заки- петь и вследствие значительного повышения давления в системе охлаждения (особенно при неисправном паровом клапане пробки расширительного бачка или радиатора) мо- жет нарушиться герметичность радиатора (радиатор поте- чет). Кроме того, при перегреве происходят потеря мощно- сти двигателя вследствие ухудшения наполнения цилинд- ров горючей смесью, а также падение давления и выгора- ние масла, что приводит к усиленному изнашиванию пор- шневой группы и цилиндров. При длительной работе с по- вышенной температурой возможно заклинивание поршней в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтому при пер- вых признаках перегрева необходимо принимать меры к устранению его причин. При снижении уровня охлаждаю- щей жидкости необходимо определить и устранить причи- ну его снижения и долить необходимое количество охлаж- дающей жидкости
457


Пробуксовка ремня привода жидкостного насоса (кроме двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) может происходить вслед- ствие его слабого натяжения и (или) замасливания. Ослабле- ние натяжения ремня является следствием его вытягивания, в результате чего частота вращения насоса, вентилятора и гене- ратора отстает от частоты вращения коленчатого вала. Призна- ками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя являют- ся подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд акку- муляторной батареи (более тусклый, чем обычно, свет ламп).
Проверка натяжения ремня привода жидкостного насоса и генератора осуществляется по прогибу ремня при прило- жении к нему определенного усилия. Для проверки натяже- ния могут использоваться линейка с рейкой (рис. 193). При измерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а линейку устанавливают посередине рейки и, надавливая на линейку с определенным усилием, измеряют величину про- гиба ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым.
Однако точность измерения при использовании данного спо- соба невысока и в значительной степени зависит от опыта работника, поскольку при данном способе не производится измерения прилагаемого к линейке усилия. Поэтому для более точного измерения натяжения ремня следует исполь- зовать специальное динамометрическое устройство, состоя- щее из динамометра со шкалой и планки. При измерении натяжения ремня с помощью динамометрического устрой- ства его планку опирают на шкивы ремня и, надавливая на ручку до упора буртика штока в упорную втулку, снимают со шкалы значение приложенного к ремню усилия.
Величины прогиба ремней привода жидкостного насоса и генератора должны составлять на двигателях ВАЗ
10...15 мм при усилии натяжения 100 Н, а на других рас- сматриваемых двигателях — 8...9 мм при усилии 100 Η на двигателе МеМЗ-245 и 40 Η — на остальных двигателях.
Для натяжения ослабленного ремня необходимо ослабить гайки крепления генератора к натяжной планке и кронштей- ну блока цилиндров соответственно, а на двигателях
458

Рис. 193. Проверка и натяжение ремня привода жидкостного
насоса и генератора:
а — проверка натяжения ремня с помощью линейки с рейкой на
двигателе УЗАМ-412; б — проверка натяжения ремня с помощью
динамометрического устройства; в — натяжение ремня на двигате-
лях ВАЗ-2105 и -2106; г — натяжение ремня на двигателях У З А М -
331 и 412; 1 — планка; 2 — упорная втулка; 3 — ручка; 4 —
шкала; 5 — буртик штока; 6 — болты и гайки крепления генерато-
ра к болту цилиндров двигателя; 7 — гайка крепления генератора
к планке; 8 — натяжная планка; 9 — гайка крепления натяжной
планки к блоку цилиндров; 10 — кронштейн крепления генератора
к блоку цилиндров
459


УЗАМ-331 и -412 также и гайку крепления натяжной планки к блоку. Затем с помощью монтажной лопатки отжимают генератор от блока, добиваясь необходимого натяжения рем- ня, и фиксируют положение генератора предварительной за- тяжкой гайки крепления его к планке. После проверки натя- жения ремня производится окончательная затяжка гайки крепления генератора к планке и остальных гаек крепления генератора.
При регулировке натяжения ремня необходимо иметь в виду, что при недостаточном натяжении ремня на больших оборотах двигателя вследствие пробуксовки он будет нагре- ваться и это приведет к его износу и расслоению. В то же время при чрезмерном натяжении ремня происходит ускорен- ный износ подшипников жидкостного насоса и генератора, а также ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.
Замасливание ремня удаляется после его снятия протир- кой ручьев приводных шкивов и самого ремня тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Снятие и установка ремня привода водяного насоса и ге- нератора производятся следующим образом. Для снятия рем- ня необходимо ослабить крепления генератора, как описано выше, прижать генератор с помощью монтажной лопатки к блоку двигателя и снять освобожденный ремень со шкива.
Установку ремня производят в обратном порядке. После ус- тановки ремня проверяют его натяжение и при необходимо- сти производят регулировку натяжения.
При обрыве ремня производится установка нового ремня и проверка его натяжения в описанном выше порядке.
Проверка электропривода вентилятора производится по температуре охлаждающей жидкости, при которой происхо- дят его включение и выключение. Температура замыкания контактов устанавливаемого на изучаемых автомобилях дат- чика включения электродвигателя вентилятора ТМ108 со- ставляет 89...94°С. Если при данной температуре не проис- ходит включения вентилятора или же он не отключается при снижении температуры ниже 80°С, то необходимо найти и
460
устранить причину неисправности (устранить обрыв в элект- рической цепи привода вентилятора, заменить неисправный датчик или электродвигатель вентилятора).
Проверка действия термостата может производиться не- посредственно на автомобиле. Для этого необходимо пус- тить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний патрубок радиатора. При исправном термостате бачок или патрубок начинает прогреваться, когда температура охлаж- дающей жидкости достигнет 80...90°С. При этом стрелка указателя температуры в комбинации приборов должна на- ходиться на расстоянии 3...4 мм от красной зоны шкалы или располагаться между делениями 80... 100 мм на цифровом указателе. Однако более просто и удобно производить про- верку термостата (особенно термостата двигателя УЗАМ-412, который не вмонтирован в закрытый штампованный кор- пус, как на других двигателях), если снять его с двигателя.
Для этого снятый с двигателя термостат опускают в сосуд с водой, нагревают в нем воду и определяют по термометру температуру начального и полного открытия клапанов, а так- же их ход.
Термостат считается исправным, если температура нача- ла открытия основного клапана и его ход составляют соответ- ственно 85...89°С и ход клапана не менее 8 мм — для двига- телей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245; 77...86°С и ход клапана не ме- нее 6 мм — для остальных рассматриваемых двигателей.
При выходе контролируемых параметров за указанные выше пределы термостат подлежит замене.
При поломке жидкостного насоса его снимают с двига- теля, разбирают и восстанавливают его работоспособность заменой вышедших из строя деталей либо заменяют на но- вый.
Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора
определяется внешним осмотром и устраняется вначале про- чисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой сердцевины струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжа- тым воздухом.
461


Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиато-
ре значительно ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому систематический перегрев двигателя. Для устранения этого необходимо промыть систему охлаждения одним из специ- альных составов, удаляющих накипь, в соответствии с тех- нологией его применения, после чего промыть систему чис- той водой и заправить охлаждающей жидкостью.
Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисп- равностью термостата (не закрывается основной клапан).
Необходимо проверить термостат способом, указанным выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит к потере мощности и вызывает усиленное изнашивание де- талей кривошипно-шатунного механизма вследствие ухуд- шения условий смазки из-за конденсации паров топлива, смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в картере.
При замене или ремонте вышедших из строя элементов системы охлаждения необходимо полностью или частично
(например, при замене расположенных в верхней части дви- гателя шлангов) слить из системы охлаждающую жидкость.
Для этого нужно отвернуть сливные пробки или краники и открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Слив жидкости производится в чистую посуду, чтобы слитую жидкость можно было использовать повторно.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   37

Техническое обслуживание системы охлаждения. Еже- дневно необходимо проверять натяжение ремня привода жид- костного насоса и генератора, отсутствие подтеканий и кон- тролировать уровень охлаждающей жидкости. Во время ра- боты двигателя и сразу после его остановки уровень жидко- сти повышен в связи с ее расширением при нагреве. Поэто- му контроль уровня охлаждающей жидкости следует произ- водить на холодном двигателе (желательно при температу- ре около 20°С). Уровень охлаждающей жидкости должен быть на автомобилях ВАЗ и ЗАЗ на 2...3 см выше риски с отметкой «ΜΙΝ» в расширительном бачке, на автомобилях
462

АЗЛК — на 5...10 мм выше соединительного шва расшири- тельного бачка, а на автомобиле ИЖ-21251 находиться вблизи наливной горловины радиатора.
В качестве охлаждающей жидкости в системах охлаж- дения двигателей используются Тосол-А40 и Тосол-А65.
Эти жидкости представляют собой водные растворы Тосо- ла-АМ, состоящего из этиленгликоля и комплекса различ- ных присадок. В связи с тем, что температура кипения эти- ленгликоля почти в два раза выше температуры кипения воды, при эксплуатации автомобиля из охлаждающей жид- кости в первую очередь испаряется вода. Поэтому для вос- становления качества охлаждающей жидкости при отсут- ствии ее утечек из системы охлаждения двигателя необхо- димо доливать дистиллированную воду. Если же падение уровня охлаждающей жидкости было вызвано ее утечкой, то доливать следует охлаждающую жидкость той же мар- ки, что была залита в двигатель. Поддержание необходи- мого состава охлаждающей жидкости особенно важно в условиях зимней эксплуатации, поскольку температура кри- сталлизации Тосола зависит от концентрации его раствора.
Ниже приводятся данные о температурах кристаллизации охлаждающей жидкости при различной концентрации в ней
Тосола.
Температуры кристаллизации охлаждающей жидкости,
°С при соотношениях массы Тосола-AM и дистиллирован- ной воды в %:
100 и 0
-21,5
80 и 20
-45
70 и 30
-49
65 и 35
-65
60 и 40
-52
56 и 44
-40
50 и 50
-35,3
40 и 60
-24
Из приведенных данных видно, что излишняя концент- рация Тосола повышает температуру его кристаллизации так же, как и слишком малая его концентрация.
В связи с этим при сезонном обслуживании автомобиля при подготовке его к зимней эксплуатации рекомендуется проверять плотность охлаждающей жидкости при помощи плотномера. Плотность охлаждающей жидкости Тосол-А40 463