Файл: Учебное пособие издание второе, дополненное рекомендовано Министерством общего и профессионального.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1038

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должна составлять 1,075...1,085 г/см
3
, и для Тосола-А65 —
1,085... 1,095 г/см
3
. В случае несоответствия плотности до- ливают либо концентрированный Тосол-АМ, либо дистил- лированную воду.
Совершенно недопустимо попадание в охлаждающую жидкость нефтепродуктов, так как это вызывает резкое вспе- нивание жидкости, в результате чего двигатель будет пере- греваться и может произойти выброс охлаждающей жидко- сти из радиатора или расширительного бачка. Охлаждаю- щие жидкости Тосол-А40 и Тосол-А65 имеют температуру кристаллизации соответственно –40 и –65° С и температуру кипения при атмосферном давлении около 108°С. При ука- занных отрицательных температурах жидкость превращает- ся не в лед, а в густую массу, которая не вызывает повреж- дения радиатора и блока цилиндров двигателя. Эти жидко- сти не склонны к вспениванию, отложению накипи и испа- рению, но являются ядовитыми. При попадании их в орга- низм человека может произойти тяжелое отравление, поэто- му их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с ними надо хорошо мыть руки с мылом. Не следует допус- кать попадания жидкости на окрашенную поверхность кузо- ва во избежание порчи окраски. Хранить жидкость можно в закупоренной чистой стеклянной, пластмассовой или желез- ной, но не оцинкованной посуде.
Для всех двигателей, эксплуатируемых в южных регио- нах страны круглогодично, а в районах средней полосы и
Севера в теплое время года, при необходимости допускается заливать в систему охлаждения чистую мягкую воду, а еще лучше дистиллированную. Для этого из системы охлажде- ния сливают низкозамерзающую жидкость, заливают до полного уровня воду, пускают двигатель и прогревают его до нормальной температуры (80...90°С). Затем останавлива- ют двигатель, сливают воду и окончательно заправляют си- стему чистой водой. Следует, однако, иметь в виду, что при- менение даже мягкой воды способствует образованию наки- пи на внутренних поверхностях рубашки охлаждения. По-
464
этому целесообразно при наливке в систему охлаждения воды, и особенно жесткой, добавлять в нее препарат «Анти- накипин». Применять воду в системах охлаждения с алюми- ниевыми радиаторами не рекомендуется во избежание окис- ления трубок.
Через 60 000 км пробега или через два года Тосол надо менять. Замена охлаждающей жидкости двигателя произво- дится в следующем порядке: снять пробку заливной горло- вины расширительного бачка, открыть кран отопителя сало- на кузова, вывернуть сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слить охлаждающую жидкость в посуду. Уда- лить остатки жидкости из расширительного бачка. Затем надо залить в систему чистую воду, дать двигателю поработать
3-4 мин, слить воду и залить Тосол. При снижении уровня жидкости за счет ее испарения надо доливать дистиллиро- ванную воду.
Для заполнения системы охлаждающей жидкостью че- рез расширительный бачок на двигателе ВАЗ-2106 необхо- димо отворачивать специальную пробку (рис. 194) и снимать подводящий шланг отопителя кузова для более полного выхода воздуха из системы. После завертывания пробки и присоединения шланга жидкость доливают до установлен- ного уровня в расширительном бачке.
Рис. 194. Расположение пробки (1) для удаления воздуха из
системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106
465


При заполнении охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя УЗАМ-412 производится удаление воз- духа из системы путем выпуска его через разъемный верх- ний отводящий шланг радиатора отопителя.
Ремонт и техническое обслуживание
смазочной системы
Неисправности смазочной системы. Основными неисп- равностями смазочной системы являются подтекание масла в соединениях, повышенное или пониженное давление мас- ла либо полное его отсутствие, повышенный расход масла, а также нарушение работы системы вентиляции картера дви- гателя.
Подтекание масла обнаруживается внешним осмотром двигателя и по масляным пятнам на месте стоянки автомо- биля. Неисправность устраняется подтягиванием крепежных элементов соединений.
Повышенное давление масла может являться следстви- ем применения несоответствующего масла, имеющего боль- шую, чем требуется, вязкость, загрязнения маслопроводов и заедания редукционного клапана в закрытом положении.
Нормальное давление масла на прогретом двигателе (темпе- ратура масла примерно 80° С) при максимальной частоте вра- щения коленчатого вала должно быть не более 0,35...0,45
МПа (3,5...4,5 кгс/см
2
). Давление контролируется по указа- телю на щитке приборов или красной контрольной лампе, загорающейся при уменьшении давления ниже минималь- ной нормы.
Пониженное давление масла может быть вызвано его разжижением, наличием большого износа коренных и ша- тунных подшипников коленчатого вала и шестерен насоса, неплотным закрытием редукционного клапана или его зае- данием в открытом положении.
466

Нормальное давление масла при минимальных оборотах холостого хода должно быть не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см
2
) — у двигателя ВАЗ-2108, 0,07 МПа (0,7 кгс/см
2
) — у двигателя
МеМЗ-245 и 0,05 МПа (0,5 кгс/см
2
) — у остальных рассмат- риваемых двигателей. При более низком давлении необходи- мо определить и устранить причину его снижения.
Полное отсутствие давления масла является следстви- ем неисправности масляного насоса или его привода. В час- тности, на двигателях ВАЗ-2105 и -2106 причиной прекра- щения работы масляного насоса может быть нарушение шлицевого соединения вала привода насоса и шестерни при- вода ввиду ее изнашивания.
В случае внезапного падения давления или его отсутствия надо немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла. Если уровень нормальный, следует вывернуть дат- чик указателя давления и стартером вращать коленчатый вал; выбивание при этом сильной струи масла указывает на не- исправность датчика, который следует заменить. Отсутствие струи масла свидетельствует о полном прекращении его по- дачи. В этом случае необходимо проверить исправность мас- ляного насоса и его привода.
Движение автомобиля своим ходом при полном отсут- ствии давления масла по показаниям указателя давления масла или при горящей контрольной лампе давление масла допускается лишь в том случае, если точно установлено, что это вызвано неисправностью самого контрольного при- бора (лампы) или его датчика. При невозможности опреде- ления и устранения неисправности, вызвавшей полное па- дение давления масла в пути, следует отбуксировать авто- мобиль с неработающим двигателем на станцию техничес- кого обслуживания. Необходимо помнить, что даже крат- ковременное движение автомобиля своим ходом при от- сутствии давления масла приведет к серьезным поломкам двигателя (поворот вкладышей, заклинивание коленчатого и распределительного валов), которые потребуют крупного его ремонта.
467


Повышенный расход масла (более 40 г у двигателей ВАЗ-
2108 и МеМЗ-245 и более 50 г — у остальных двигателей на
100 км пробега) может быть из-за его подтекания в соедине- ниях или попадания масла в камеры сгорания вследствие изнашивания маслоотражательных колпачков клапанов, из- носа деталей цилиндро-поршневой группы, а также повы- шенного уровня масла в двигателе вследствие его перелива.
Принято считать, что двигатель требует ремонта цилиндро- поршневой группы, если расход масла (угар) превышает 200 г на 100 км пробега (при условии, что не изношены маслоот- ражательные колпачки).
Кроме того, повышенный расход масла наблюдается в период обкатки нового автомобиля при пробеге до 5000 км.
Нарушение работы системы вентиляции картера дви-
гателя возникает при ее загрязнении (загрязнение маслоот- ражателя, трубок отсоса картерных газов, золотникового ус- тройства карбюратора) и проявляется в повышении давле- ния в смазочной системе, повышенном расходе масла, а также попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор (при сильном загрязнении маслоотделителя на двигателях ВАЗ-
2105 и -2106 или разрушении волоконного маслоотделителя в пробке маслоналивного отверстия на двигателях УЗАМ-
331 и -412). Для устранения неисправностей системы венти- ляции картера нужно прочистить, промыть бензином и про- дуть сжатым воздухом маслоотделитель, трубки отсоса кар- терных газов и золотниковое устройство карбюратора, а на двигателях УЗАМ-331 и 0412 промыть фильтр пробки мас- лоналивного отверстия или заменить пробку.
Обслуживание и ремонт системы питания
Неисправности системы питания. Основными неисп- равностями системы питания являются прекращение по- дачи топлива в карбюратор, образование слишком бедной или богатой горючей смеси, подтекание топлива, затруд-
468
ненный пуск горячего или холодного двигателя, неустой- чивая работа двигателя на холостом ходу, перебои в рабо- те двигателя во всех режимах, а также повышенный рас- ход топлива.
Прекращение подачи топлива в карбюратор может быть вызвано засорением топливопроводов и сетчатых фильтров; неисправностью топливного насоса (прорывом диафрагмы топливного насоса, изнашиванием или загрязнением его клапанов, подсосом воздуха в полость над диафрагмами вследствие неплотного крепления частей насоса между со- бой); загрязнением фильтра тонкой очистки топлива и неис- правностью клапана двойного действия. Для определения причины отсутствия подачи топлива нужно отсоединить шланг, подающий топливо от насоса к карбюратору, опус- тить снятый с карбюратора конец шланга в прозрачную ем- кость (чтобы бензин не попал на двигатель и не возникло возгорания) и подкачать топливо рычагом ручной подкачки топливного насоса или проворачивая коленчатый вал стар- тером. Если при этом появляется струя топлива с хорошим напором (более точно напор, создаваемый насосом, измеря- ется с помощью специального прибора), то насос исправен и следует вынуть топливный фильтр входного штуцера кар- бюратора и проверить, не засорился ли он. Если напор струи топлива слабый или же топливо подается периодически с брызгами либо не подается совсем, то неисправен топлив- ный насос или засорилась магистраль подачи топлива от топливного бака к топливному насосу.
Следует иметь в виду, что подача топлива при ручной подкачке может отсутствовать также в случае, когда эксцен- трик привода нажимает на толкатель, который в свою оче- редь нажимает на рычаг, и шток с диафрагмами находится в крайнем нижнем положении. Поэтому для верности провер- ку работоспособности насоса при помощи ручной подкачки топлива нужно повторить один-два раза после проворачива- ния коленчатого вала пусковой рукояткой или стартером.
Если при такой проверке подача топлива отсутствует и при
469

подкачке топлива вручную не ощущается заметного сопро- тивления качанию рычага ручной подкачки топливного на- соса, то вероятнее всего неисправен топливный насос. Если же при подкачке топлива приходится прикладывать замет- ные усилия к рычагу ручкой подкачки, то более вероятно, что засорена топливоподающая магистраль от бензобака к насосу.
Определение засора топливоподающей магистрали от бензобака осуществляется ее продувкой шинным насосом со специальной конусной насадкой либо с помощью компрес- сора. Для этого нужно отсоединить от топливного насоса шланг подачи к нему топлива, вставить в него конусную насадку и подать в него воздух с помощью насоса или комп- рессора. При этом воздух должен без затруднений выходить в топливный бак (будут слышны булькающие звуки в баке).
При плохой проходимости воздуха по топливной магистра- ли или ее отсутствии можно попытаться продуть ее, увели- чивая давление подаваемого воздуха. Если устранить неисп- равность продувкой не удается, то следует снять и прочис- тить топливоприемную трубку бензобака с сетчатым фильт- ром или заменить засоренный или помятый топливопровод от бензобака, а также снять и тщательно промыть горячей водой бензобак для удаления имеющихся в нем загрязне- ний. При отсутствии засоров в топливоподающей магистра- ли к топливному насосу переходят к поиску неисправности топливного насоса.
Поиск неисправности топливного насоса следует начи- нать с тщательного его осмотра с целью обнаружения подте- кания топлива через негерметичные соединения его частей или поврежденные диафрагмы. При подсачивании топлива через соединения частей насоса необходимо подтянуть их крепления. Следует также снять крышку насоса, проверить и прочистить его сетчатый фильтр и опять опробовать дей- ствие насоса.
При повреждении диафрагм насоса топливо будет под- сачиваться через специальное отверстие в нижней части кор-
470
пуса, а также попадать в картер двигателя, поэтому при данной неисправности могут наблюдаться повышенный расход топлива, повышение уровня масла в двигателе и падение его давления из-за попадания бензина. При этом разжиженное масло легко стекает со щупа и пахнет бензи- ном. Эти косвенные признаки позволяют также выявить незначительные повреждения диафрагм топливного насоса в эксплуатации, при которых топливный насос еще сохра- няет достаточную работоспособность, обеспечивающую достаточную для работы двигателя подачу топлива. Повреж- денные диафрагмы заменяют. Если после проверки и за- мены диафрагм подача топлива насосом не восстановится, то его необходимо снять с автомобиля для ремонта или замены на новый.
Если топливный насос исправен и обеспечивает доста- точный напор топлива, то следует проверить, не засорился ли сетчатый фильтр карбюратора. Для этого нужно отвин- тить пробку сетчатого фильтра, прочистить его и продуть сжатым воздухом.
Образование слишком бедной горючей смеси сопровож- дается «выстрелами» из карбюратора, перегревом двигате- ля, потерей его мощности (плохо «тянет»); следует иметь в виду, что такими же признаками характеризуется работа дви- гателя при слишком раннем и слишком позднем зажига- нии. Поэтому, прежде чем искать неисправность в системе питания, надо проверить установку момента зажигания.
«Выстрелы» из карбюратора происходят вследствие того, что бедная горючая смесь горит медленно и в то время ког- да в цилиндре после выпуска отработавших газов начинает- ся такт впуска, в камере сгорания продолжается догорание рабочей смеси. Поэтому поступающая горючая смесь вос- пламеняется и горение распространяется по впускному тру- бопроводу до карбюратора. Выстрелы из карбюратора также могут быть следствием неплотного закрытия впускного кла- пана. Для устранения неисправности в каждом конкретном случае необходимо точно установить ее причину.
471


Потеря мощности двигателя при работе на бедной смеси вызывается медленным ее сгоранием и, следовательно, мень- шим давлением газов в цилиндре. Перегрев двигателя при работе на бедной смеси объясняется тем, что ее сгорание происходит медленно и не только в камере сгорания, но и во всем объеме цилиндра, отчего увеличивается площадь на- грева стенок и повышается температура охлаждающей жид- кости.
Причинами, вызывающими образование бедной горючей смеси, могут быть: недостаточная подача топлива в карбюра- тор; засорение топливных жиклеров главной дозирующей системы, если двигатель глохнет при переходе на работу с малой частотой вращения коленчатого вала; подсос воздуха в местах соединения карбюратора с впускным трубопроводом или впускного трубопровода с головкой цилиндров; заедание поплавка или игольчатого клапана в верхнем положении; пониженный уровень топлива в поплавковой камере.
Определять и устранять перечисленные неисправности нужно в следующем порядке: проверить подачу топлива приемами, указанными выше; при нормальной подаче топ- лива проверить, нет ли подсоса воздуха в соединениях. Для этого при работающем двигателе закрыть воздушную зас- лонку и выключить зажигание, после чего осмотреть места соединения карбюратора и впускного трубопровода. Появле- ние мокрых пятен топлива свидетельствует о наличии в этих местах неплотностей. Для устранения неисправности надо подтянуть гайки и болты крепления. Если подсоса воздуха не обнаружено, проверить уровень топлива в поплавковой камере и при необходимости отрегулировать его. Засорен- ные жиклеры продувают сжатым воздухом от компрессора или обычным шинным насосом с конусной насадкой (при снятой крышке карбюратора). При невозможности продуть жиклер допускается прочистить его мягкой медной прово- локой.
Образование слишком богатой горючей смеси сопровож- дается следующими признаками: черный дым и «выстрелы»
472
из глушителя, потеря мощности двигателя и его перегрев, перерасход топлива, попадание бензина в масло, образова- ние нагара в камерах сгорания и на поршнях.
Появление черного дыма из глушителя объясняется на- личием в отработавших газах продуктов неполностью сго- ревшего топлива. «Выстрелы» из глушителя происходят вследствие того, что некоторая часть топлива из-за недостатка воздуха в цилиндрах не сгорает и при выходе из глушителя, соединяясь с кислородом воздуха, воспламеняется. «Выст- релы» из глушителя могут являться также следствием не- плотного закрытия выпускного клапана. Потеря мощности объясняется медленным горением богатой рабочей смеси.
Попадание бензина в масло (масло становится более жид- ким и пахнет бензином) происходит из-за конденсации па- ров несгоревшего топлива, которое осаждается на стенках цилиндров, стекает по ним в поддон или снимается вместе с маслом маслосъемными кольцами.
Образование богатой смеси может быть вызвано: повы- шенным уровнем топлива в поплавковой камере вследствие нарушения регулировки поплавкового механизма, наполне- ния поплавка топливом из-за образования в нем трещин или задевания поплавка за стенки поплавковой камеры; изнаши- ванием, заеданием и неплотным закрытием игольчатого клапана поплавковой камеры, ослаблением посадки его сед- ла; неплотным открытием воздушной заслонки; нарушени- ем герметичности диафрагмы экономайзера мощностных ре- жимов, а также разработкой жиклеров. Эти неисправности определяют и устраняют в следующем порядке.
Снять крышку карбюратора и проверить поплавковый механизм, при необходимости устранить выявленные неис- правности и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере.
Проверить герметичность игольчатого клапана. Для это- го повернуть крышку поплавком вверх и, плотно подсое- динив к топливоподающему штуцеру резиновую грушу, со- здать разрежение, сжав грушу. Если в течение 30 с форма
473