Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формы воспитательного взаимодействия — это способы организа¬ции совместных усилий отдельных воспитателей, коллективов воспитателей, осужденных, групп и общностей осужденных в решении задач перевоспитания осужденных. В пенитенциарной педагогике наиболее распространенной яв¬ляется классификация форм воспитательного взаимодействия по объекту педагогического взаимодействия: отдельная личность — ин¬дивидуальная форма, группа — групповая общность осужденных — массовая форма. При этом в качестве субъекта может выступать от¬дельный воспитатель, коллектив или группа сотрудников либо члены самодеятельных организаций или групп осужденных. Умелое исполь¬зование и сочетание всех форм воспитательного взаимодействия по¬зволяет субъекту воспитания занимать ведущее место в системе педа-гогических отношений, нивелировать специфическое влияние не¬формальных общностей осужденных с отрицательной направлен¬ностью, максимально использовать социально-психологические за¬кономерности взаимного влияния людей. Именно в формах воспи¬тательного взаимодействия более всего выражена специфика раз-личных воспитательных систем.

23. Раскройте сущность метода формирования сознания осужденных, выделите и охарактеризуйте его приемы и условия эффективности.

Систему методов воспитания в пенитенциарной педагогике принято делить на две основные группы. Первая группа называется методы формирования сознания и организации поведения осужденных.

К ней относятся следующие методы: убеждение, положительный пример, требование, упражнение, контроль, переключение. Указанные методы называются основными, поскольку с их помощью возможно достижение главной цели воспитания: формирование сознания и поведения личности.

Метод убеждения пронизывает всю систему воспитательной работы. Он может реализоваться как самостоятельно в различных своих приемах и формах (беседах, лекциях, диспутах и т.д.), так и в качестве элемента других методов.

Kак самостоятельный метод убеждение применяется:

а) в виде слова, когда его приемами являются объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, внушение;


б) в виде примера, поступков, действий (как своих собственных, так и других лиц).

Убеждение, применяемое в педагогическом процессе ИУ, в содержании и направленности имеет определенную специфику. Это объясняется, прежде всего, тем, что оно применяется в условиях государственного принуждения и направлено на лиц, которых требуется не столько убеждать, сколько переубеждать. Поэтому по своей сути это метод переубеждения, призванный изменять уже сформировавшееся сознание и поведение личности.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у воспитуемых стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Исходным методом организации поведения осужденных являются требования, основные позиции которых определяются режимом.

Требование – это способ непосредственного побуждения воспитуемых к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.

Педагогическими средствами этого метода являются просьба, приказ, указание, распоряжение. Тренировка в нравственных поступках, привитие навыков правильного поведения составляет суть метода упражнения.

Упражнение – это многократное повторение действий и поступков воспитуемых в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением воспитуемых с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований.

Средствами осуществления контроля являются повседневное наблюдение за поведением и работой воспитуемых, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении воспитуемых, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.

В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения воспитуемых той или иной деятельностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения. Действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение воспитуемых на более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа поведения.



Вторая группа называется методы коррекции поведения, они являются вспомогательными по отношению к первой группе. Воспитательный процесс в исправительных учреждениях требует применения методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности и стимулирующих развитие положительных.

Поощрения и наказания составляют основное содержание дисциплинарной практики в исправительном учреждении. Такие показатели, как число нарушителей режима содержания, количество нарушений режима, количество поощрений и взысканий, отражают состояние дисциплины в колонии и опосредовано – состояние воспитательной работы в целом.


24. Раскройте сущность метода организации поведения осужденных и охарактеризуйте его приемы и условия эффективности.

Метод организации поведения находится в тесном взаимодейст¬вии с методом убеждения. Формирование привычек нравственного поведения предполагает упражнение в них в процессе реальной жизни. А.С. Макаренко подчеркивал, что воспитание этих привычек — гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания. Исходным приемом при организации поведения осужденных являются требования, основные позиции которых определяются режимом, воспитательное значение которого и заключается в создании условий, имеющих целью формирование нравственных качеств личности, в частности дисциплинированности, ответственности. Требования к осужденному выходят далеко за рамки только режимных.

Последние являются исходными, обязательными для всех. Требования с учетом индивидуальности личности могут предъявляться воспитателями, шефами, членами самодеятельных организаций осужденных по выполнению Правил внутреннего распорядка, определенных общественных заданий по повышению общеобразовательного и профессионального уровней.

Тренировка в нравственных поступках, привитие навыков пра-вильного поведения составляет задачу упражнения. Повторяясь изо дня в день, из месяца в месяц, эти действия приобретают силу привычек и потому выполняются без особых усилий и напряжений. Упражнение в нравственных поступках обогащает личный опыт и способствует выработке устойчивого поведения.

25. Раскройте сущность метода коррекции поведения осужденных, выделите и охарактеризуйте его приемы и психолого-педагогические условия использования в работе с осужденными.

В пенитенциарной литературе юридической направленности они зачастую выносятся за рамки воспитательного процесса, рассматриваются как способы «дисциплинированности», «управления личностью», а наказание представляется только как «кара», «устрашение», «воздая¬ние за совершенные проступки» и т.д. Естественно, с педагогиче¬ской точки зрения такой подход не состоятелен, что в свое время и в теории, и на практике убедительно доказал А.С. Макаренко.

Эффективность применения поощрения и наказания определя¬ется рядом требований:


• их нельзя выносить за рамки воспитательного процесса;

• не слишком увлекаться поощрениями и наказаниями, чтобы они не теряли свою результативность. Так, если к осужденному по¬стоянно применяется помещение в штрафной изолятор, что являет¬ся одним из сильных способов воздействия на личность, это нака¬зание в конце концов теряет значимость в глазах осужденного, ко¬торый в итоге реагирует на него апатично, по привычке. Необходимо разнообразие способов поощрения и наказания;

поощрение и наказание должны быть гласными и своевремен¬ными. Хотя, применяя наказание, А.С. Макаренко использовал прием «отсроченного наказания», однако такой прием возможен только в слу-чае благоприятного морально-психологического климата в колонии;

• следует придерживаться постепенности и последовательности, хотя и здесь возможны исключения, когда, например, в случае совер-шения преступления осужденного следует сразу помещать в поме¬щение камерного типа (ПКТ);

• поощрение и наказание должны вызывать определенные эмо¬ции и чувства у осужденных, а воспитатель должен предвидеть по¬следующую реакцию осужденных, их личностное отношение. При

этом, не отрицая страдания как результата применения наказания, нельзя рассматривать его как средство причинения простого физи-ческого страдания;

• в поощрении и наказании необходимо учитывать не только их содержательную сторону, но и сам факт наложения взыскания или применения награды и переживания осужденного по этому поводу;

• эффективность поощрения и наказания возрастает, если они поддерживаются общественным мнением;

• наказание должно разрешать конфликт личности и общества, личности и коллектива, личности и группы, личности и требований режима, а не создавать новый;

• поощрение может носить как индивидуальную, так и коллек-тивную формы, однако коллективное наказание применять в ис-правительном учреждении нецелесообразно.

Поощрения и наказания составляют основное содержание дисци-плинарной практики в ИУ. Такие показатели, как число нарушителей режима содержания, количество нарушений режима, количество по-ощрений и взысканий, отражают состояние дисциплины в колонии и опосредованно — состояние воспитательной работы в целом.

Таким образом, убеждая, приучая, стимулируя позитивное по-ведение, администрация ИУ решает свою основную задачу — организует положительный опыт жизни и деятельности осужденных как главное условие их нравственного изменения, исправления.