Файл: Охарактеризуйте пенитенциарную педагогику как отрасль педагогической науки ее объект, предмет, задачи, категории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31. Охарактеризуйте трудовое воспитание как направление воспитательной работы с осужденным.
Трудовая деятельность в ИУ – это форма отношений, предусматривающих вовлечение осуждённых в трудовой процесс, формирование у них профессиональных умений и навыков, нравственных качеств, психологической и практической готовности к участию после освобождения от наказания в общественно полезном труде.
Трудовое воспитание осуждённых – это процесс закрепления или формирования трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного к нему отношения, осознанной потребности трудиться.
Как и процесс исправления осуждённых в целом, трудовое воспитание предполагает применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Вовлекая осуждённых в трудовую деятельность, необходимо учитывать состояние здоровья, пол, возраст, трудоспособность и, по возможности, специальность, а также наличие рабочих мест.
32. Охарактеризуйте физическое и санитарно-гигиеническое воспитание как направления воспитательной работы с осужденными.
Санитарно-гигиеническое и физическое воспитание предусматривает освоение знаний о здоровом образе жизни, формирование потребностей и привычек соблюдения личной гигиены, включения в занятия физкультурой и спортивно-массовые мероприятия.
Санитарно-гигиеническое воспитание осужденных – процесс повышения их санитарно-гигиенической культуры, формирования у них убеждений, умений и навыков здорового образа жизни.
Санитарно-гигиеническое воспитание осужденных осуществляется по двум направлениям:
-
Просвещение и сообщение осужденным минимума медицинских знаний, необходимых любому человеку для поддержания своего организма в нормальном состоянии. -
Формирование умений и навыков соблюдения санитарно-гигиенической культуры.
Особого внимания в данном направлении требуют к себе вновь прибывшие в учреждение осужденные.
Физическое воспитание осужденных – процесс совершенствования и развития их физических способностей, укрепления здоровья, формирования у них морально-волевых качеств. Данный процесс выполняет следующие функции: оздоровительную, воспитательную, сублимирующую.
33. Назовите задачи и раскройте особенности организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.
Важным условием эффективности психологической и воспитательной работы в отношении несовершеннолетних осужденных является комплексный подход.
При этом к ним применяются разнообразные методы, методики и средства.
Возраст, в котором несовершеннолетние осужденные попадают в ВК, приходится на период социального созревания личности. Именно в этом возрасте закладываются основы для вступления подростка в самостоятельную трудовую жизнь.
В условиях временной изоляции от общества в ВК протекание данного процесса существенно осложняется. Тем не менее, даже в таких условиях необходимо искать и находить пути решения проблемы. ВК для осужденных подростков на определенное время должна превратиться в своеобразный институт социализации личности, основная цель которого – подготовить несовершеннолетнего к жизни после освобождения, к достойному выполнению социальных ролей семьянина, работника, гражданина.
Основными задачами эстетического воспитания несовершеннолетних осужденных являются:
-
развитие эстетических и художественных знаний, борьба с "эстетикой" воровских законов и традиций; -
воспитание умения воспринимать прекрасное в природе, реальной действительности и личной жизни, в искусстве; -
воспитание эстетического чувства, способности правильно понимать и ценить прекрасное и возвышенное; -
формирование эстетических потребностей, возникающих на почве конкретной трудовой деятельности и взаимоотношений с другими людьми; -
воспитание эстетических вкусов, содержащих оценку тех или иных предметов или явлений как красивых или некрасивых, гармоничных или дисгармоничных, совершенных или несовершенных, то есть устойчивую систему эстетических симпатий и предпочтений, а также и антипатий, конкретизирующих и "расшифровывающих" эстетические потребности; -
формирование эстетических идеалов, дающих представление о критериях прекрасного, определяющих социальную направленность эстетического вкуса и способствующих созданию у осужденных правильных представлений о смысле жизни, социально значимых перспектив после освобождения; -
повышение общей культуры осужденных; -
развитие творческих способностей, умений и навыков, необходимых для того, чтобы строить жизнь по законам красоты.
34. Опишите организацию воспитательной работы с осужденными женщинами.
Организация воспитательного процесса в женских исправительных учреждениях имеет ряд отличительных черт, обусловленных полом и психологическими особенностями осужденных женщин.
Исследователи выделяют три наиболее типичные группы осужденных женщин.
К первой группе относятся женщины, чей образ жизни определяет деформация отношений в служебной сфере, выраженная в использовании своего служебного положения в корыстных целях.
Во вторую группу входят женщины, чей образ жизни определяется деформацией отношений в общении с окружающими, что проявляется в основном в семейно-бытовой сфере и выражается в насильственных действиях по отношению к окружающим, в том числе членам семьи.
Третью группу составляют женщины, чей образ жизни определяет деформация отношений в основных сферах жизнедеятельности, включая семейно-бытовую и трудовую. Это приводит к утрате социально полезных связей с обществом и проявляется в аморальном поведении, тунеядстве, пьянстве и т. п.
Большое значение имеет формирование у осужденных положительных мотивов трудовой деятельности. Основным видом производства в женских ИУ традиционно является швейное, а самые востребованные профессии – швея-мотористка, закройщица, что зачастую не соответствует профессиональным интересам осужденных женщин.
35. Раскройте особенности воспитательной работы с осужденными, придерживающихся уголовных традиций.
Социальная общность осуждённых имеет устойчивую систему своих традиций, ценностей и норм поведения. Данная общность осуждённых является в значительной мере замкнутым формированием, находящимся в непримиримых отношениях с остальным обществом, а поэтому её неформальные нормы усиленно развиваются, уголовные же традиции более консервативны.
Чем дольше осуждённый находится в местах лишения свободы, чем в большей мере он ассоциирует себя с остальными осуждёнными (в особенности с теми, кто придерживается уголовных традиций), тем значительнее он испытывает давление существующих норм, тем обязательнее он должен с ними считаться.
У осуждённых этой категории ярко проявляются черты характера насильников, отсутствие сострадания и способности к сопереживанию, бесчеловечность и равнодушие. Для них характерен завышенный уровень значимости своей личности. Они без сожаления относятся к факту утраты своей свободы, так как считают себя людьми смелыми и решительными. Поэтому зачастую они сопротивляются проводимым воспитательным мероприятиям, пытаются добиться признания особого положения среди других осуждённых, стремятся подчинить их своему влиянию.
Осуждённые данной категории характеризуются не только неоднократностью судимостей, но и повышенной социально-педагогической запущенностью. По числу судимостей значительную часть составляют лица, дважды приговорённые судами к лишению свободы, несколько меньшую группу составляют осуждённые, имеющие три и более судимостей.
Неоднородность состава осуждённых по степени социально-педагогической запущенности предусматривает дифференцированный подход в процессе их исправления. Процесс исправления таких осуждённых должен быть направлен на развенчание уголовной «романтики» и «воровских» традиций.
Воспитательная работа с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций, должна проводиться особо убедительно, гибко и разнообразно по форме и по содержанию.
По сравнению с другими категориями осуждённых к лишению свободы осуждённые, придерживающиеся уголовных традиций, в большей мере подвержены отрицательной установке к труду. Поэтому приобщение особо опасных рецидивистов к труду как одному из основных средств исправления является важным направлением в организации этого процесса. Трудовое воспитание осуждённых должно включать два основных элемента: выработку трудовых навыков и формирование осознанной необходимости трудиться.
В процессе нравственного воспитания необходим дифференцированный и индивидуальный подход, направленный на выявление степени моральной деградации личности, выявление отрицательных и положительных качеств.
В культурно-массовой работе основное внимание сосредоточивается на просмотре и обсуждении художественных, документальных и научно-популярных фильмов.
Таким образом, эффективность воспитательной работы с осуждёнными, придерживающимися уголовных традиций, зависит от учёта сотрудниками специфики применяемых методов, средств и способов воспитательных воздействий на данную категорию осуждённых.
36. Опишите организацию воспитательной работы с осужденными, имеющими психологические отклонения.
В работе с осужденными, имеющими отклонение в психике, всегда надо учитывать, что эти отклонения существенным образом детерминирую поведение личности. Воспитательная работа должна носить комплексный характер и осуществляться при эффективном взаимодействии всех служб ИУ с прослеживанием и закреплением позитивных изменений в личности и поведении осужденного с момента осуждения до освобождения, основанных на рекомендациях психологов.