Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1199
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не очень удачно выглядят люди, застывшие в статуарных позах. Такие любой пейзаж испортят! Поэтому учу снимать неожиданно, специально не подготавливая к этому людей, чтобы пейзаж и люди на его фоне были живыми.
Антипова С. И. (Москва). Во всех проектных работах важно сохранить стремление ребят к поиску и открытию нового, особенно в привычном и примелькавшемся. Тема пейзажной фотосерии «Моя дорога в школу» вызвала у ребят не меньший интерес, чем темы «Неизвестный город», «Дедова деревня», «Отражения (окна и лужи)», в которых я особо обращаю внимание на передачу состояния среды и умение видеть крупный план. Очень часто, когда нет возможности выходить на пленэр или плохая погода, мы снимаем интерьеры на темы: «Музейные палаты», «Лестницы и подъезды», «Пространство моего дома». В этих средах ощущение духа места и искусство его фотовыражения не меньшее, а может, и более сложное, чем на пейзажных просторах.
Урок: «Человек на фотографии. Операторское мастерство
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке репортажного портрета;
уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека при съёмке постановочного портрета;
работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека;
понимать, что такое фотопортрет — образ или документ, что такое обобщённость или конкретность в портрете;
знать, что такое специфика образности в фотопортрете и какие средства художественного выражения и творчества есть у оператора;
понимать, в чём различия и общность репортажного и постановочного фотопортретов и почему в фотопортрете язык чёрно-белой графики может быть предпочтительнее цвета.
Личностные результаты:
осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формировать компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения;
воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;
формировать и развивать ИКТ-компетенции;
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки.
Тема изображения человека, как и события, на фотографии в наибольшей степени даёт возможность учителю раскрыть изобразительную ценность фотопортрета, в котором автор может выхватить из потока стремительно меняющихся состояний человека мгновение, когда он наиболее «равен» самому себе. Тогда в фотопортрете можно передать неповторимость не только человеческой внешности, но и души. На уроках важно провести анализ образности фотопортрета, исследуя вместе с учениками эстетическую природу фотопортрета. Что он: художественное обобщение или изображение конкретного человека?
Рассматриваются различия постановочного и репортажно- го фотопортретов. К практической части урока можно отнести пример проведения съёмки постановочного портрета. При этом важно говорить о постановке света, роли фона, достижении естественности в поведении модели и т. д. Также рассматривается операторская грамота репортажного фотопортрета, оперативность в выборе момента и места съёмки: передача эмоционально-психологического состояния и др. Оператор должен уметь различать типичное и случайное при передаче характера человека в фотографии.
В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры фотопортретов, созданных мастерами мировой фотографии (например, А. М. Родченко, А. Картье-Брессона, В. В. Бондарева и др.).
Учебно-исследовательское задание
Учащимся предлагается выполнить сравнительный анализ общего и различного в живописном и фотографическом портретах. Следует поставить перед учениками задачу рассмотреть специфику художественно-выразительных возможностей фотопортрета (в особенности значение крупного плана) на примере работ мастеров и портретов из домашнего архива с определением их достоинств, наиболее характерных ошибок и способов их преодоления в дальнейшем.
Работу нужно выполнять с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из журналов или Интернета), раскрывающего (в форме исследовательских рефератов или сообщений) понимание темы. Завершается работа коллективным обсуждением.
Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
Учитель должен сконцентрировать внимание учащихся на съёмке постановочного портрета, на стремлении к передаче в нём характера и состояния модели. Особое внимание обращается на освещение модели, подбор антуража и фона.
В то же время доминантой проектно-съёмочного задания может стать съёмка репортажного портрета в ситуации, когда раскрывается человеческая суть персонажа в живой связи со средой (серия из 3—5 снимков). Если у учащихся есть возможность приобретения навыков в постановочном и репортажном портретах, то это, безусловно, обогатит их творческо-съёмочный потенциал.
В портрете несравненно больше художнической значимости в графическом решении модели в чёрно-белом или тональном виде. Пусть ученики поймут это на примере собственной работы, сделав вариативную обработку одного и того же снимка в цвете и в чёрно-белой гамме с целью достижения наибольшей художественной и психологической выразительности портрета.
Из рекомендаций и опыта учителей
Алёшина Т. В. (Москва). Ценность снимка зависит не от цены фотоаппарата, а от точного выбора натуры и умения её грамотно снять. Стремлюсь привить ребятам не только операторскую культуру, но, что ещё важнее, художническое видение, интерес к человеку, его душевному состоянию и эмоциям: будь это игра во дворе, зрители на спектакле или просто человек, увлечённый своим делом и не замечающий фотографа.
Колпаков А. И. (Москва). Работая с ребятами разных возрастов на уроках и в кружке, я прививаю им интерес к проникновению во внутренний мир модели, к передаче естественности состояния и поведения человека. И в постановочной, и в документальной фотографии этого легче достичь, снимая сериями. Застать человека в естественности поведения и непосредственности реакций легче всего, когда тот, кого снимают, не обращает внимания на снимающего. Для этого фотографу вовсе не обязательно прятаться, вести съёмку скрытой камерой, просто человек должен быть сосредоточен либо на деле, которым занимается, либо на общении с кем-то. Важным становится лишь уловить самый выразительный момент, когда человек наиболее открыт и «равен самому себе».
Тихонова Е. В. (Москва). Уроки, как и творческие проекты ребят по фотопортрету, можно проводить в самой различной форме — как разовое занятие и как цикл занятий, настолько значительна и интересна эта тема. Я веду уроки по программе и факультативные занятия (в группах продлённого дня). Привожу как пример методическое построение работы по теме «Портрет моего друга».
Тема. Портрет моего друга
Цели по линиям развития
линия развития: получить представление о фотокомпозиции, светотени, уметь выполнять постановочный портрет, передавать характер, согласованно работать в группе при выполнении коллективной работы.
линия развития: учиться эмоционально воспринимать натуру, уметь выражать своё отношение к ней.
Этапы работы | Содержание | Формирование УУД | |
Съёмка портрета друга | |||
| Действия учителя | Действия учеников | |
I. Замысел проекта | Учитель предлагает учащимся сделать фотопортрет товарища. Для этого необходимо разделиться на пары. Подготовка к съёмке: выбор точки зрения. Большинство портретов снимается стоя, на уровне глаз модели. Необходимо изменить угол съёмки | Ученики распределяются по парам, готовятся к съёмке | Познавательные действия Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного. Делать фото, используя разные ракурсы и освещение. Анализ фото. Выбор удачного и выразительного ракурса Регулятивные действия 1. Совместно с |