Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Не очень удачно выглядят люди, застывшие в статуарных позах. Такие любой пейзаж испортят! Поэтому учу снимать не­ожиданно, специально не подготавливая к этому людей, чтобы пейзаж и люди на его фоне были живыми.

Антипова С. И. (Москва). Во всех проектных работах важно сохранить стремление ребят к поиску и открытию нового, особен­но в привычном и примелькавшемся. Тема пейзажной фотосерии «Моя дорога в школу» вызвала у ребят не меньший интерес, чем темы «Неизвестный город», «Дедова деревня», «Отражения (ок­на и лужи)», в которых я особо обращаю внимание на передачу состояния среды и умение видеть крупный план. Очень часто, когда нет возможности выходить на пленэр или плохая погода, мы снимаем интерьеры на темы: «Музейные палаты», «Лестницы и подъезды», «Пространство моего дома». В этих средах ощуще­ние духа места и искусство его фотовыражения не меньшее, а может, и более сложное, чем на пейзажных просторах.

Урок: «Человек на фотографии. Операторское мастерство


Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

овладевать грамотой операторского мастерства при съём­ке репортажного портрета;

уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического со­стояния человека при съёмке постановочного портрета;

работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека;

понимать, что такое фотопортрет — образ или документ, что такое обобщённость или конкретность в портрете;

знать, что такое специфика образности в фотопортрете и какие средства художественного выражения и творчества есть у оператора;

понимать, в чём различия и общность репортажного и по­становочного фотопортретов и почему в фотопортрете язык чёрно-белой графики может быть предпочтительнее цвета.

Личностные результаты:


осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, вклю­чая взрослые и социальные сообщества;

формировать компетентности в решении моральных про­блем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

формировать и развивать ИКТ-компетенции;

анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки.

Тема изображения человека, как и события, на фотографии в наибольшей степени даёт возможность учителю раскрыть изо­бразительную ценность фотопортрета, в котором автор может выхватить из потока стремительно меняющихся состояний че­ловека мгновение, когда он наиболее «равен» самому себе. Тог­да в фотопортрете можно передать неповторимость не только человеческой внешности, но и души. На уроках важно провести анализ образности фотопортрета, исследуя вместе с учениками эстетическую природу фотопортрета. Что он: художественное обобщение или изображение конкретного человека?

Рассматриваются различия постановочного и репортажно- го фотопортретов. К практической части урока можно отнести пример проведения съёмки постановочного портрета. При этом важно говорить о постановке света, роли фона, достижении естественности в поведении модели и т. д. Также рассматрива­ется операторская грамота репортажного фотопортрета, опе­ративность в выборе момента и места съёмки: передача эмо­ционально-психологического состояния и др. Оператор должен уметь различать типичное и случайное при передаче характера человека в фотографии.



В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры фотопортретов, созданных мастерами мировой фотографии (например, А. М. Родченко, А. Картье-Брессона, В. В. Бондарева и др.).

Учебно-исследовательское задание

Учащимся предлагается выполнить сравнительный анализ общего и различного в живописном и фотографическом пор­третах. Следует поставить перед учениками задачу рассмотреть специфику художественно-выразительных возможностей фото­портрета (в особенности значение крупного плана) на примере работ мастеров и портретов из домашнего архива с определе­нием их достоинств, наиболее характерных ошибок и способов их преодоления в дальнейшем.

Работу нужно выполнять с привлечением специально подо­бранного иллюстративного материала (из журналов или Интер­нета), раскрывающего (в форме исследовательских рефератов или сообщений) понимание темы. Завершается работа коллек­тивным обсуждением.

Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

Учитель должен сконцентрировать внимание учащихся на съёмке постановочного портрета, на стремлении к передаче в нём характера и состояния модели. Особое внимание обраща­ется на освещение модели, подбор антуража и фона.

В то же время доминантой проектно-съёмочного задания может стать съёмка репортажного портрета в ситуации, когда раскрывается человеческая суть персонажа в живой связи со средой (серия из 3—5 снимков). Если у учащихся есть возмож­ность приобретения навыков в постановочном и репортажном портретах, то это, безусловно, обогатит их творческо-съёмоч­ный потенциал.

В портрете несравненно больше художнической значи­мости в графическом решении модели в чёрно-белом или тональном виде. Пусть ученики поймут это на примере соб­ственной работы, сделав вариативную обработку одного и того же снимка в цвете и в чёрно-белой гамме с целью достижения наибольшей художественной и психологической выразитель­ности портрета.

Из рекомендаций и опыта учителей

Алёшина Т. В. (Москва). Ценность снимка зависит не от цены фотоаппарата, а от точного выбора натуры и умения её грамотно снять. Стремлюсь привить ребятам не только опера­торскую культуру, но, что ещё важнее, художническое видение, интерес к человеку, его душевному состоянию и эмоциям: будь это игра во дворе, зрители на спектакле или просто человек, увлечённый своим делом и не замечающий фотографа.


Колпаков А. И. (Москва). Работая с ребятами разных возрас­тов на уроках и в кружке, я прививаю им интерес к проникно­вению во внутренний мир модели, к передаче естественности состояния и поведения человека. И в постановочной, и в доку­ментальной фотографии этого легче достичь, снимая сериями. Застать человека в естественности поведения и непосредствен­ности реакций легче всего, когда тот, кого снимают, не обра­щает внимания на снимающего. Для этого фотографу вовсе не обязательно прятаться, вести съёмку скрытой камерой, просто человек должен быть сосредоточен либо на деле, которым за­нимается, либо на общении с кем-то. Важным становится лишь уловить самый выразительный момент, когда человек наиболее открыт и «равен самому себе».

Тихонова Е. В. (Москва). Уроки, как и творческие проекты ребят по фотопортрету, можно проводить в самой различной форме — как разовое занятие и как цикл занятий, настолько значительна и интересна эта тема. Я веду уроки по программе и факультативные занятия (в группах продлённого дня). Привожу как пример методическое построение работы по теме «Портрет моего друга».

Тема. Портрет моего друга

Цели по линиям развития

линия развития: получить представление о фотокомпози­ции, светотени, уметь выполнять постановочный портрет, пере­давать характер, согласованно работать в группе при выполне­нии коллективной работы.

линия развития: учиться эмоционально воспринимать на­туру, уметь выражать своё отношение к ней.

Этапы

работы

Содержание

Формирование

УУД

Съёмка портрета друга




Действия

учителя

Действия

учеников




I. Замысел проекта

Учитель предла­гает учащимся сделать фото­портрет това­рища.

Для этого необ­ходимо разде­литься на пары. Подготовка к съёмке: выбор точки зрения. Большинство портретов сни­мается стоя, на уровне глаз мо­дели. Необхо­димо изменить угол съёмки

Ученики рас­пределяются по парам, готовят­ся к съёмке

Познаватель­ные действия

Находить информацию в учебнике, отде­лять известное от неизвестного.

Делать фото, используя раз­ные ракурсы и освещение.

Анализ фото.

Выбор удачно­го и выразитель­ного ракурса

Регулятивные

действия

1. Совместно с