Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


создание телесюжета о Москве для какой-либо конкрет­ной передачи, выбор для съёмки не более трёх объектов;

создание телерепортажа о лете (предварительно нужно определить, где он будет сниматься и кто будет читать текст за кадром).

Из рекомендаций и опыта учителей

Голицына В. Б. (Москва). Документальное кино практически неизвестно или мало известно современным школьникам. Поэто­му я специально подбирала документальную видеотеку, а потом на примере лент от Д. Вертова до П. Костомарова показывала ис­тинность и художественность реального человека на экране, когда никакой актёр не сможет передать неповторимость и эффект жи­вой неотрепетированной жизни. Прививая у ребят любовь и вкус к документальному кино, я учила их самому главному: передаче правды даже в маленьком любительском этюде, который на экра­не приобретает непередаваемый художественный эффект боль­шой силы, проистекающий от реальности происходящего.

Паршикова Е. К. (Москва). Часто ребята торопятся снимать, и все остальные этапы работы над фильмом им кажутся незна­чительными. А ведь только будучи подготовленным к съёмке, чётко нацеленным на выражение своего замысла, можно идти на экспромт и непланировавшуюся импровизацию, потому что реальная жизнь нережиссируема, события, возникающие перед нами, в большинстве своём неожиданны. Мастерство докумен­талиста состоит в том, чтобы не инсценировать жизнь, а суметь запечатлеть её врасплох, такой, какая она есть. Во время съёмки этюда или документального сюжета всегда надо быть мобиль­ным, готовым быстро реагировать на непредвиденности в кадре.

Алёшина Т. В. (Москва). В учебнике на с. 151 приведены примеры изобразительной работы, выполненной ребятами вместе со мной, в которых моделируется выбор места вне­студийного интервью «В гостях у Деда Мороза», выбирается возможное решение, где и как снимать это интервью (на ёлке, за кулисами, вместе с детьми и т. д.). Подобная работа вос­питывает творческую грамоту и культуру. Следует помнить, что видеоряд и характер съёмки интервью (на крупных или общих планах) впрямую зависят от содержания диалога и от того, как мы хотим, чтобы это выглядело на экране.


Урок: «Жи^нь врасплох, или Киноглаз.

Кинонаблюдение - основа документального


Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

понимать, что кинонаблюдение — это основа докумен­тального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео;

иметь представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съёмке.

Личностные результаты:

формировать положительное отношение к результатам выполняемых своих исследовательских и практических работ;

воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

применять полученные знания и умения на практике.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

выделять из темы урока известные знания и умения;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные пути и способы решения учебных и по­знавательных задач;

понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпре­тировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера;

формировать и развивать ИКТ-компетенции;

участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным перед учениками.

Основная идея урока — рассмотрение и исследование ме­тода кинонаблюдения как основного средства изображения со­бытия и человека в документальном фильме и телерепортаже. Говоря о том, что событие и человек в реалиях нашей действи­тельности — главное содержание телеинформации, следует вы­вод, что это же является главным содержанием школьного лю­бительского видео. Передача правды жизни и естественности поведения человека в кадре — основная задача авторов-доку- менталистов на телевидении и авторов любительских сюжетов. При помощи видеоряда анализируются средства достижения правды на телеэкране, а также в школьных видео, главное из которых — точная и объективная фиксация события, пусть дол­гая и кропотливая, но не его инсценировка. К практической ча­сти занятия можно отнести разбор режиссёрско-операторской грамоты на примере создания видеоэтюда и видеосюжета.



Поскольку тема решается на примере видеоэтюда и ви­деосюжета (в форме интервью, репортажа и очерка), учи­телю предстоит определить время и формат их изучения (в течение одного урока, двух и т. д.). Этот выбор зависит от конкретных условий ведения занятий, и прежде всего от то­го, проводится ли съёмочный практикум или изучение мате­риала осуществляется лишь в рамках учебно-реферативного исследования.

«Видеоэтюд в пейзаже и портрете»

Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

понимать эмоционально-образную специфику жанра ви­деоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы;

уметь реализовывать сценарно-режиссёрскую и опера­торскую грамоту творчества в практике создания видео­этюда;

представлять художественные различия живописного пей­зажа и портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой выразить специфику киноизображения.

Личностные результаты:

формировать положительное отношение к результатам выполняемых исследовательских и практических работ;

воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия различных предметов и явлений окружа­ющего мира.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпре­тировать смысл, применять полученную информацию при выполнении различных заданий;

формировать и развивать ИКТ-компетенции;

анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя в них отличительные особенности;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических творческих заданий, оформле­нии реферативных работ и презентаций.


На этом уроке рассматривается дальнейший этап освоения кинограмоты: от видеофразы к видеоэтюду. На примере фраг­ментов документальных телефильмов анализируется драматур­гическое построение экранного действия, состоящее из трёх­пяти видеофраз. Рассматриваются видеоэтюды на передачу настроения, а также пейзажные, архитектурные или портретные зарисовки, в которых воплощается образно-поэтическое виде­ние мира и человека.

При рассмотрении композиции видеоэтюда внимание обращается на драматургическое взаимодействие изобра­жения и звука.

Учитель сам определяет, на каком из уроков, посвящённых видеоэтюду или видеорепортажу, наиболее целесообразно дать анализ соединения звука и изображения на экране. Здесь акцентируется внимание на художественно-образном значении звука в фильме, в отличие от его механического соединения с картинкой при съёмке видеокамерой.

Рассматривается, как сюжетное и изобразительное разви­тие темы в этюде может быть поддержано музыкой и шумами (и лишь в крайнем случае словом, например стихами). Звук ак­тивно влияет на восприятие происходящего на экране. Разное музыкально-звуковое решение эпизода даёт и разное его эмо­ционально-смысловое прочтение. Например, мы видим на экране дождь, он пузырится на лужах, капли дождя стекают по стеклу, и его восприятие может меняться даже от того, в фор­тепианном исполнении или на скрипке звучит сопровождающая его мелодия. Звуковое решение даже небольшого этюда не должно быть случайным выбором первой попавшейся мелодии или песенки, которая у всех на слуху.

Музыка в фильме чаще всего развивает происходящее на экра­не, как бы углубляет его. Но звук может быть противоположен «кар­тинке», так называемый контрапункт: «вижу одно — слышу другое». Благодаря этому видимое на экране может иметь разные смыслы.

Учебно-исследовательское задание

Наиболее целесообразно учебно-исследовательскую рабо­ту дать как единую, посвятив её анализу видеоэтюда или видео­репортажа.

Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»


Учитель помогает в съёмке и монтаже видеоэтюда (пей­зажного или портретного) на передачу состояния и настроения. Создание образа в этюде, поддержанного звукорядом, выража­ется прежде всего в устранении многословия и необязательных планов. В этюде должно остаться пять-шесть планов, чётко ра­ботающих на развитие визуальной темы и настроения этюда.

Не каждая съёмка натуры становится этюдом. Экранное изображение не должно быть лишь иллюстрацией или пово­дом для сообщения, в котором текст важнее изображения, а информация важнее чувства. Видеоэтюд предполагает особый взгляд на мир, в основе которого лежит эмоционально-поэти­ческое восприятие отношения к снимаемому. Видеоэтюд можно сравнить с лирическим стихотворением, а не с газетной публи­кацией, с радостной или задумчивой задушевной мелодией, а не с грандиозной оперой, с размышлением, а не с докладом.

Из рекомендаций и опыта учителей

Кобозев А. А. (Москва). Работая с учителями и руководите­лями студий на курсах повышения квалификации в течение мно­гих лет по программе, я обратил внимание, насколько легко им даётся фотография и настолько трудно — видео. Это было вид­но ещё на этапе создания кинофразы, но особенно явно про­явилось в работе над видеоэтюдом. Назову простейшие огрехи: короткие по хронометражу и потому трудно воспринимаемые на экране планы; дрожащая камера при отсутствии штатива и съёмке с рук; короткие и немонтажно снятые планы; неосмыс­ленный монтаж одинаковых по крупности планов; неосмыслен­ное и зрительно раздражающее использование трансфокато­ра (неоправданные отъезды, наезды, панорамы) и т. д. и т. п. Список этот длинный, а ещё не включил сюда плохой свет и абсолютно не аргументированное музыкальное оформление этих упражнений. Но это неудивительно: кинодело трудное, но осваиваемое. Вы не представляете, какая радость охватывала меня, когда после долгой череды неудач и огрех я видел скром­ный, но искренний и грамотный этюд! Чувство времени и уме­ние снимать, опыт режиссёрского и операторского мастерства приходят с работой. Как говаривал известный художник-педа­гог П. П. Чистяков, «сделай раз со сто — будет просто»!