Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1210
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создание телесюжета о Москве для какой-либо конкретной передачи, выбор для съёмки не более трёх объектов;
создание телерепортажа о лете (предварительно нужно определить, где он будет сниматься и кто будет читать текст за кадром).
Из рекомендаций и опыта учителей
Голицына В. Б. (Москва). Документальное кино практически неизвестно или мало известно современным школьникам. Поэтому я специально подбирала документальную видеотеку, а потом на примере лент от Д. Вертова до П. Костомарова показывала истинность и художественность реального человека на экране, когда никакой актёр не сможет передать неповторимость и эффект живой неотрепетированной жизни. Прививая у ребят любовь и вкус к документальному кино, я учила их самому главному: передаче правды даже в маленьком любительском этюде, который на экране приобретает непередаваемый художественный эффект большой силы, проистекающий от реальности происходящего.
Паршикова Е. К. (Москва). Часто ребята торопятся снимать, и все остальные этапы работы над фильмом им кажутся незначительными. А ведь только будучи подготовленным к съёмке, чётко нацеленным на выражение своего замысла, можно идти на экспромт и непланировавшуюся импровизацию, потому что реальная жизнь нережиссируема, события, возникающие перед нами, в большинстве своём неожиданны. Мастерство документалиста состоит в том, чтобы не инсценировать жизнь, а суметь запечатлеть её врасплох, такой, какая она есть. Во время съёмки этюда или документального сюжета всегда надо быть мобильным, готовым быстро реагировать на непредвиденности в кадре.
Алёшина Т. В. (Москва). В учебнике на с. 151 приведены примеры изобразительной работы, выполненной ребятами вместе со мной, в которых моделируется выбор места внестудийного интервью «В гостях у Деда Мороза», выбирается возможное решение, где и как снимать это интервью (на ёлке, за кулисами, вместе с детьми и т. д.). Подобная работа воспитывает творческую грамоту и культуру. Следует помнить, что видеоряд и характер съёмки интервью (на крупных или общих планах) впрямую зависят от содержания диалога и от того, как мы хотим, чтобы это выглядело на экране.
Урок: «Жи^нь врасплох, или Киноглаз.
Кинонаблюдение - основа документального
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:
понимать, что кинонаблюдение — это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео;
иметь представление о различных формах операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съёмке.
Личностные результаты:
формировать положительное отношение к результатам выполняемых своих исследовательских и практических работ;
воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
применять полученные знания и умения на практике.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
выделять из темы урока известные знания и умения;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач;
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера;
формировать и развивать ИКТ-компетенции;
участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным перед учениками.
Основная идея урока — рассмотрение и исследование метода кинонаблюдения как основного средства изображения события и человека в документальном фильме и телерепортаже. Говоря о том, что событие и человек в реалиях нашей действительности — главное содержание телеинформации, следует вывод, что это же является главным содержанием школьного любительского видео. Передача правды жизни и естественности поведения человека в кадре — основная задача авторов-доку- менталистов на телевидении и авторов любительских сюжетов. При помощи видеоряда анализируются средства достижения правды на телеэкране, а также в школьных видео, главное из которых — точная и объективная фиксация события, пусть долгая и кропотливая, но не его инсценировка. К практической части занятия можно отнести разбор режиссёрско-операторской грамоты на примере создания видеоэтюда и видеосюжета.
Поскольку тема решается на примере видеоэтюда и видеосюжета (в форме интервью, репортажа и очерка), учителю предстоит определить время и формат их изучения (в течение одного урока, двух и т. д.). Этот выбор зависит от конкретных условий ведения занятий, и прежде всего от того, проводится ли съёмочный практикум или изучение материала осуществляется лишь в рамках учебно-реферативного исследования.
«Видеоэтюд в пейзаже и портрете»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы;
уметь реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видеоэтюда;
представлять художественные различия живописного пейзажа и портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов с наибольшей полнотой выразить специфику киноизображения.
Личностные результаты:
формировать положительное отношение к результатам выполняемых исследовательских и практических работ;
воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия различных предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении различных заданий;
формировать и развивать ИКТ-компетенции;
анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя в них отличительные особенности;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических творческих заданий, оформлении реферативных работ и презентаций.
На этом уроке рассматривается дальнейший этап освоения кинограмоты: от видеофразы к видеоэтюду. На примере фрагментов документальных телефильмов анализируется драматургическое построение экранного действия, состоящее из трёхпяти видеофраз. Рассматриваются видеоэтюды на передачу настроения, а также пейзажные, архитектурные или портретные зарисовки, в которых воплощается образно-поэтическое видение мира и человека.
При рассмотрении композиции видеоэтюда внимание обращается на драматургическое взаимодействие изображения и звука.
Учитель сам определяет, на каком из уроков, посвящённых видеоэтюду или видеорепортажу, наиболее целесообразно дать анализ соединения звука и изображения на экране. Здесь акцентируется внимание на художественно-образном значении звука в фильме, в отличие от его механического соединения с картинкой при съёмке видеокамерой.
Рассматривается, как сюжетное и изобразительное развитие темы в этюде может быть поддержано музыкой и шумами (и лишь в крайнем случае словом, например стихами). Звук активно влияет на восприятие происходящего на экране. Разное музыкально-звуковое решение эпизода даёт и разное его эмоционально-смысловое прочтение. Например, мы видим на экране дождь, он пузырится на лужах, капли дождя стекают по стеклу, и его восприятие может меняться даже от того, в фортепианном исполнении или на скрипке звучит сопровождающая его мелодия. Звуковое решение даже небольшого этюда не должно быть случайным выбором первой попавшейся мелодии или песенки, которая у всех на слуху.
Музыка в фильме чаще всего развивает происходящее на экране, как бы углубляет его. Но звук может быть противоположен «картинке», так называемый контрапункт: «вижу одно — слышу другое». Благодаря этому видимое на экране может иметь разные смыслы.
Учебно-исследовательское задание
Наиболее целесообразно учебно-исследовательскую работу дать как единую, посвятив её анализу видеоэтюда или видеорепортажа.
Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»
Учитель помогает в съёмке и монтаже видеоэтюда (пейзажного или портретного) на передачу состояния и настроения. Создание образа в этюде, поддержанного звукорядом, выражается прежде всего в устранении многословия и необязательных планов. В этюде должно остаться пять-шесть планов, чётко работающих на развитие визуальной темы и настроения этюда.
Не каждая съёмка натуры становится этюдом. Экранное изображение не должно быть лишь иллюстрацией или поводом для сообщения, в котором текст важнее изображения, а информация важнее чувства. Видеоэтюд предполагает особый взгляд на мир, в основе которого лежит эмоционально-поэтическое восприятие отношения к снимаемому. Видеоэтюд можно сравнить с лирическим стихотворением, а не с газетной публикацией, с радостной или задумчивой задушевной мелодией, а не с грандиозной оперой, с размышлением, а не с докладом.
Из рекомендаций и опыта учителей
Кобозев А. А. (Москва). Работая с учителями и руководителями студий на курсах повышения квалификации в течение многих лет по программе, я обратил внимание, насколько легко им даётся фотография и настолько трудно — видео. Это было видно ещё на этапе создания кинофразы, но особенно явно проявилось в работе над видеоэтюдом. Назову простейшие огрехи: короткие по хронометражу и потому трудно воспринимаемые на экране планы; дрожащая камера при отсутствии штатива и съёмке с рук; короткие и немонтажно снятые планы; неосмысленный монтаж одинаковых по крупности планов; неосмысленное и зрительно раздражающее использование трансфокатора (неоправданные отъезды, наезды, панорамы) и т. д. и т. п. Список этот длинный, а ещё не включил сюда плохой свет и абсолютно не аргументированное музыкальное оформление этих упражнений. Но это неудивительно: кинодело трудное, но осваиваемое. Вы не представляете, какая радость охватывала меня, когда после долгой череды неудач и огрех я видел скромный, но искренний и грамотный этюд! Чувство времени и умение снимать, опыт режиссёрского и операторского мастерства приходят с работой. Как говаривал известный художник-педагог П. П. Чистяков, «сделай раз со сто — будет просто»!