Файл: Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1221

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вначале учитель раскрывает отличия работы театрального художника от работы живописца или графика. Объясняется, по­чему сценографияособый вид изобразительного искусства и что основная задача сценографа состоит в создании образа реального мира театральными средствами. Также рассматри­ваются способы изображения места действия на сцене: типы декорационного оформления, менявшиеся вместе с измене­ниями театральных идей, сценической техники и пониманием условности. Анализируются живописные, натуралистические, конструктивистские, метафорические и другие типы сценогра­фии, а также их роль в современном театре. Рассматриваются принципы организации сценического пространства, создания игровой среды при помощи мягких и жёстких декораций, спо­собы их изменений.

Как и на предыдущих уроках, на этом уроке просматрива­ются видеофрагменты спектаклей (в том числе поставленных в школьном любительском театре), которые помогают нагляд­но проанализировать изучаемую тему. Учащимся предлагается сделать анализ различных сторон спектакля и выделить в нём способ художественного решения места действия, охарактери­зовать тип сценографического оформления.

Благодаря обращению к зрительскому опыту учащихся и точности поставленных учителем вопросов моделируется ход предстоящей индивидуальной или коллективной работы над учебно-исследовательским видеорефератом.

Если в классе много рисующих и желающих рисовать, то учителем выбираются форматы с преобладанием изобрази­тельного творчества на уроке. Если таких ребят немного, что часто случается в старших классах, учитель решает эту тему в иных формах (при помощи изучения эскизов художников-сце- нографов, просмотра фрагментов спектаклей, фильмов, актёр­ских этюдов и упражнений).

Следует учитывать, что приводимые в учебнике задания дают перспективы индивидуального развития для каждого уча­щегося с учётом его самостоятельной работы вне школы. При изучении тем в классе учитель должен выбирать объём, степень и глубину их изучения. Перед ним стоит задача выбора темати­ки и количества выполняемых заданий на уроке.


Учебно-исследовательское задание

Вначале учителю следует выбрать тему учебно-исследо­вательского задания. Она может быть обзорной, посвящённой характеристике различных типов оформления спектакля, а мо­жет включать анализ всего спектра работы художника в театре на примере одного спектакля. Темой исследования «Искусство театрального художника» становится не только специфика сце­нографического творчества, но и различные типы оформления спектаклей, а также отличие бытовой среды от её сценического воплощения.

Задание выполняется в виде индивидуальной или коллек­тивной работы, сопровождающейся специально подобранным видеорядом.

Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

В учебнике приводится широкий спектр различных зада­ний, но это не значит, что все они должны быть обязательно выполнены. Их количество и время работы учащихся над ними должны определяться и регулироваться учителем. Определяя круг общих для всего класса практико-творческих заданий, обратим внимание на упражнение «3 вещи, создающие образ места действия». Ученики лишь называют предметы и объ­екты, рождающие у нас полное и достаточное впечатление о сценическом образе места действия (например, изба: печь, лавка, самовар). Эти упражнения построены по принципу де­таль вместо целого и обращены к нашему воображению, до­мысливанию. В следующих заданиях также используется этот принцип.

Любое упражнение для какой-либо творческой группы нуж­но стараться сделать объектом общего внимания и творческой работы всего класса. Так, задание для художников, представ­ляющее собой создание сценографической версии бытового интерьера (изба, вокзал, дворец и т. д. в виде эскизного на­броска или компьютерного коллажа), может стать работой и для всего класса. В этом упражнении, называющемся минимизация (по выбранной или предложенной учителем картинке), бытовой интерьер не может быть заполнен массой ненужных в спекта­кле вещей, потому что сценический мир условен и образен. В учебнике на с. 36 приводятся примеры, как бытовой интерьер, в котором вещи предназначены для определённых целей (печ­ка, чтобы топиться и греть; бочка, чтобы хранить воду; кровать, чтобы спать), на сцене существует не для этих целей, а для соз­дания образа реального мира театральными средствами.



В этом упражнении при создании сценического «двойника» бытового интерьера важно точно выбрать главные элементы, наиболее полно ассоциирующиеся с ним. Например, мы пони­маем, что сцена изображает корабль, только по якорю и трубе, а образ избушки на сцене рождается только благодаря очагу. Таких изобразительно-ассоциативных элементов может быть немного (3, 5 или 7). Важно научиться свободно варьировать их, чтобы на сцене рождались среда и пространство, имеющие игровой и образный смысл.

Важно объяснить учащимся, что, выбрав элементы декора­ционного оформления и размещая их на сцене, они тем самым организуют пространство для игры и движения актёров. От то­го, как стоят стол и стул в этюде, во многом зависит вырази­тельность актёрской игры.

Если предметы и актёры на сцене располагаются симме­трично и фронтально, лицом к зрителю, то это выглядит скучно и менее выразительно, чем когда они располагаются под углом к краю сцены.

Разные места действия могут быть созданы из одних и тех же элементов, которые в игре актёров приобретают разный смысл. Ученики должны проявить понимание того, что из одних и тех же элементов (табуреток, подушек, палок, колец и др.) могут быть созданы различные места действия (лес, пещера, офис и т. д.).

Помимо этого, в этюдных упражнениях образ сценического места действия (лес, море и т. п.) создаётся не при помощи вещей, как в предыдущем этюде, а в актёрски-игровой форме, т. е. когда и лес, и море играются актёрами аллегорически- метафорическими действиями и движениями или при помощи различных предметов — веток, тканей и т. п.

Если учащиеся работают в формате деловой игры «Ставим спектакль», художники вместе с режиссёром начинают созда­вать эскиз или макет проектируемого спектакля, а актёры вме­сте с режиссёром определяют линию действия и задачи своего персонажа.

Из рекомендаций и опыта учителей

Кобозев А. А. (Москва). На этом уроке (впрочем, как и на всех уроках I четверти), учитель должен помнить, что в исследо­вании театрального искусства доминантой всегда является рас­смотрение
визуально-образного облика спектакля, а рассказ о режиссёрской и актёрской составляющей лишь элемент, не­обходимый для понимания творчества художника-сценографа, без которого оно попросту невозможно. Никогда не увлекайтесь и не забывайте, что это урок изобразительного искусства.

Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Любые дидактические установки учебника я стремлюсь раскрывать не на словах, а в форме игровых упражнений. Так, говоря о самой главной зада­че театрального художника — создании на сцене образа места действия спектакля, я предлагаю ученикам сделать это при по­мощи самых простых вещей, расставив их или играя с ними. Выбор вещей и их расположение на сцене не должны быть слу­чайными, потому что вещи и декорации создают пространство и среду, в которых живут герои пьесы. Образ места действия может рождаться благодаря живописным росписям, реальным вещам или условным конструкциям, вертикалям, кубам. Причём они будут не менее убедительны для зрителя, чем любая реаль­ность, благодаря нашему воображению. Я учу ребят уходить от столь распространённой в школе архаичной формы живописно­расписных декораций (задников), лишь иллюстрирующих место действия, но не являющихся игровым партнёром актёра.

При работе над спектаклями-проектами я добиваюсь от ре­бят, чтобы и в макетных набросках, и в этюдах они находили вещь, которая была бы многозначной и изображала бы в каждой сцене разное. При этом они применяют на практике принцип деталь вместо целого. Также важно учиться находить способы изменения декорационного оформления, не прерывая при этом действие. В школьных спектаклях для этого очень подходит игровой способ трансформации декораций, когда актёры сами их переставляют. Важно только, чтобы этот приём вписывался в стилистику спектакля и актёрской игры. Не менее важно рас­положение предметов и декораций на сцене, их композиция. В школьных постановках их композиционное расположение, а со­ответственно и расположение актёров чаще всего
фронтально и симметрично, вследствие чего невыразительно и скучно.

Интересной композиции и лаконизму сценических решений полезно учиться на работах современных сценографов — Д. Бо­ровского, М. Китаева, О. Шейнциса, Э. Кочергина.

Алёшина Т. В. (Москва). Раскрывая природу визуальной услов­ности спектакля, я всегда делаю с ребятами специальные упраж­нения. Например, очень интересными у нас были коллективные упражнения по цвету. Выставлялись небольшие композиции из 4—5 вещей и менялось их освещение с помощью разных цвето­вых светофильтров (голубых, зелёных и т. д.). В результате ребята поняли условность цвета на сцене и роль света в создании атмо­сферы и настроения в спектакле. Если в реальности дерево имеет природный цвет, то на сцене оно может быть золотым (если мы хотим создать образ богатства) или белым (передаётся ощущение зимы). Таким образом, цветовую гамму спектакля мы можем соз­давать не краской, а световой аппаратурой, меняющей цвет в той или иной сцене. Играя небольшие этюды, ребята стремились вы­разить настроение в эпизоде не только словами (2—3 реплики, не больше), но и цветом. Например, делали светоцветовые этюды по «Шерлоку Холмсу» с длинными тенями и таинственным синим све­том, этюды на тему «Русский карнавал» (по картинам Малявина), когда девочки с цветастыми платками во вспышках и мельканиях красно-жёлтого света с песнями кружили в хороводе.

Создавая подобные этюды, мы освещали белую стену в классе голубым светом, добавляли звук набегающих волн и создавали ощущение моря (не надо было городить для этого особых декораций!). А тема «Осень в городе» решалась при по­мощи освещения той же стены желтоватым светом (использо­вался набор цветофильтров), звуков фонограммы с городскими шумами; с зонтиком в руках выходила девочка, а ребята осыпа­ли её жёлтыми осенними листьями...

«Сценография - искусство и производство»