ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 831
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
педагогической (образовательной) системы тем целям, для достижения
которых она создана [64].
В своей работе мы будем понимать оптимизацию самооценки – как процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов образовательного процесса и носить характер конкретных мер.
Система способов оптимизации самооценки включает в себя:
Методологическую основу оптимизации самооценки составляет системный подход, при котором принятие решения осуществляется с учетом всех закономерных связей между компонентами системы, и опора на выделение главного звена в деятельности. В нашем случае основным звеном
деятельности является личность подростка и взаимодействие с ним [32].
Психолого-педагогические условия оптимизации самооценки в
подростковом возрасте можно условно разделить на две группы.
Первая группа касается подготовки педагога к организации процесса и включает в себя: анализ и оценку педагогом своих возможностей; анализ и систематизацию педагогического опыта; самообразование и саморазвитие педагога; обмен опытом на консилиумах, практикумах и семинарах, которые
позволяют осуществить
единый подход к оптимизации всех педагогов.
Ко второй группе следует отнести условия, непосредственно
оптимизирующие процесс самооценки в конкретной деятельности:
подросткам на основе учета их реальных возможностей и возрастных особенностей развития самооценки;
самооценки;
деятельностью и оперативное регулирование и корректировка процесса в рамках конкретного мероприятия по оптимизации самооценки [44].
Форма деятельности по оптимизации самооценки подростков может
быть как индивидуальная, так и групповая. Главное в ней соблюдение
определенных принципов и требований [17]:
возрастными особенностями подростков.
особенностями самооценки и зависит от групповой динамики.
которые могут быть внесены в ней в дальнейшем.
деятельности.
самооценки.
поддержке подростка, сочетающейся с его проблемами [6].
Так, описав условия, принципы и требования к процессу оптимизации
самооценки подростков следует уточнить направления и формы организации деятельности по данной проблеме.
Так, в образовательной организации широко применяются массовые и
групповые формы оптимизации самооценки, которые можно условно разделить на несколько блоков [32]:
диспуты, семинары со всеми участниками образовательного процесса;
старты», военно-патриотические игры, туристические походы;
викторины, выставки, экскурсии;
посещение театров, праздничные вечера отдыха, дискотеки [41].
Каждое мероприятие имеет определенный характер воздействия на самооценку подростков, поэтому при оптимизации самооценки важно
использовать как можно больше видов мероприятий.
Пути оптимизации самооценки современных подростков основаны на
учете объективных и субъективных условий их развития и представляют собой несколько направлений:
оптимизации самооценки подростков, которая включает:
детей с
неадекватной самооценкой;
потребностей в самопознании, самовыражении и самовоспитании;
сверстники – родители – учителя», которая предусматривает:
подростков о своей внешности, происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием;
сверстниками и взрослыми;
подростков, сосредоточение на позитивных сторонах;
самооценки, которое включает:
достичь большей открытости и гибкости Я-концепции подростков;
практической психологии и психотехник самосовершенствования;
воспитательной работы с подростками, руководителей образовательных организаций [25; 34].
Обращаясь к средствам оптимизации самооценки подростков, можно указать, что существует достаточно большой перечень методов регуляции
неадекватной
самооценки и развития позитивного самоотношения, однако в
своей работе мы перечислим те основные технологии, которые относим к наиболее эффективным.
Так, А.Г. Лидерс и К.Р. Сидоров в качестве эффективного средства
развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков выделяют социально-психологический тренинг [35; 49].
Социально-психологический тренинг – это вид групповой деятельности, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий
круг задач в области компетентности в общении [63].
К основным принципам социально-психологического тренинга
относят:
ситуация, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.
особым правилам.
климата, в котором начинают «раскрываться» участники.
которых она создана [64].
В своей работе мы будем понимать оптимизацию самооценки – как процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов образовательного процесса и носить характер конкретных мер.
Система способов оптимизации самооценки включает в себя:
-
комплектование задач; -
конкретизацию задач; -
генерализацию содержания (выделение главного); -
координацию содержания; -
выбор варианта методов, форм, средств; -
выбор структуры; -
дифференциацию обучения; -
выбор темпа; -
обеспечение условий [5].
Методологическую основу оптимизации самооценки составляет системный подход, при котором принятие решения осуществляется с учетом всех закономерных связей между компонентами системы, и опора на выделение главного звена в деятельности. В нашем случае основным звеном
деятельности является личность подростка и взаимодействие с ним [32].
Психолого-педагогические условия оптимизации самооценки в
подростковом возрасте можно условно разделить на две группы.
Первая группа касается подготовки педагога к организации процесса и включает в себя: анализ и оценку педагогом своих возможностей; анализ и систематизацию педагогического опыта; самообразование и саморазвитие педагога; обмен опытом на консилиумах, практикумах и семинарах, которые
позволяют осуществить
единый подход к оптимизации всех педагогов.
Ко второй группе следует отнести условия, непосредственно
оптимизирующие процесс самооценки в конкретной деятельности:
-
выбор оптимального варианта метода и формы мероприятия; -
использование педагогом дифференцированного подхода к
подросткам на основе учета их реальных возможностей и возрастных особенностей развития самооценки;
-
создание атмосферы психологического комфорта; -
использование способов стимулирования подростков к развитию
самооценки;
-
рациональное сочетание управления и самоуправления
деятельностью и оперативное регулирование и корректировка процесса в рамках конкретного мероприятия по оптимизации самооценки [44].
Форма деятельности по оптимизации самооценки подростков может
быть как индивидуальная, так и групповая. Главное в ней соблюдение
определенных принципов и требований [17]:
-
Характер и стиль проведения мероприятий строится в соответствии с
возрастными особенностями подростков.
-
Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с
особенностями самооценки и зависит от групповой динамики.
-
До и после цикла занятий проводится диагностика с целью определения результата проделанной работы и необходимых изменений,
которые могут быть внесены в ней в дальнейшем.
-
Обязательно исследуется отношение участников к проведенной
деятельности.
-
Контакт с подростком должен быть позитивным, основанным на осознании и развитии его личностных и средовых ресурсов, использовании систематических стратегий формирования мотивации на изменение
самооценки.
-
Работа всегда основывается на эмоциональной и социальной
поддержке подростка, сочетающейся с его проблемами [6].
Так, описав условия, принципы и требования к процессу оптимизации
самооценки подростков следует уточнить направления и формы организации деятельности по данной проблеме.
Так, в образовательной организации широко применяются массовые и
групповые формы оптимизации самооценки, которые можно условно разделить на несколько блоков [32]:
-
мероприятия образовательного характера: лекции, беседы,
диспуты, семинары со всеми участниками образовательного процесса;
-
мероприятия спортивного характера: соревнования, «Веселые
старты», военно-патриотические игры, туристические походы;
-
мероприятия тематические: конкурсы, литературные гостиные,
викторины, выставки, экскурсии;
-
мероприятия трудовые: субботники, трудовые рейды, акции; -
мероприятия развлекательные: концерты, игровые программы,
посещение театров, праздничные вечера отдыха, дискотеки [41].
Каждое мероприятие имеет определенный характер воздействия на самооценку подростков, поэтому при оптимизации самооценки важно
использовать как можно больше видов мероприятий.
Пути оптимизации самооценки современных подростков основаны на
учете объективных и субъективных условий их развития и представляют собой несколько направлений:
-
Реализация комплексной психолого-педагогической программы
оптимизации самооценки подростков, которая включает:
-
диагностику уровня и вида самооценки подростков, выявление
детей с
неадекватной самооценкой;
-
деятельность по формированию у подростков уверенности в себе,
потребностей в самопознании, самовыражении и самовоспитании;
-
использование современных технологий личностного роста [5].
-
Совершенствование взаимодействия в системе «подросток –
сверстники – родители – учителя», которая предусматривает:
-
укрепление чувства взрослости и расширение представлений
подростков о своей внешности, происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием;
-
побуждение подростков к формированию навыков самоанализа и положительных эмоций, порождающих уважение к себе; развитие эффективного стиля общения и способов взаимопонимания подростков со
сверстниками и взрослыми;
-
уважительное отношение взрослых к индивидуальности
подростков, сосредоточение на позитивных сторонах;
-
учет возрастных особенностей подростков [30; 47].
-
Психолого-педагогическое сопровождение процесса оптимизации
самооценки, которое включает:
-
разработку психологических методов воздействия, позволяющих
достичь большей открытости и гибкости Я-концепции подростков;
-
внедрение в работу с подростками достижений современной
практической психологии и психотехник самосовершенствования;
-
повышение квалификации педагогов, организаторов
воспитательной работы с подростками, руководителей образовательных организаций [25; 34].
Обращаясь к средствам оптимизации самооценки подростков, можно указать, что существует достаточно большой перечень методов регуляции
неадекватной
самооценки и развития позитивного самоотношения, однако в
своей работе мы перечислим те основные технологии, которые относим к наиболее эффективным.
Так, А.Г. Лидерс и К.Р. Сидоров в качестве эффективного средства
развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков выделяют социально-психологический тренинг [35; 49].
Социально-психологический тренинг – это вид групповой деятельности, ориентированный на развитие социально-психологической компетентности. Объединяя в себе элементы реального и лабораторного эксперимента, социально-психологические тренинги являются эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий
круг задач в области компетентности в общении [63].
К основным принципам социально-психологического тренинга
относят:
-
качественные изменения процессов общения в группе; -
активную позицию участника тренинга; -
персонификацию высказываний; -
намеренную межличностную обратную связь; -
высокую степень включенности эмоций участников [35]. Основными характеристиками тренинга являются:
-
Высокая степень неопределенности. Тренинг – это некоторая
ситуация, в которой с некоторыми людьми происходят некоторые изменения.
-
Искусственность. Тренинг – это взаимодействие участников по
особым правилам.
-
Специальная атмосфера. Возникновение особого психологического
климата, в котором начинают «раскрываться» участники.
-
Познание через переживание. Отличительной чертой атмосферы на