ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 824
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Следующий раздел – работа с родителями подразумевает психолого- педагогическое просвещение семьи и оказание необходимой помощи в решении вопросов оптимизации самооценки подростков дома (табл.2). Данный блок включает в себя повышение психолого-педагогической культуры семьи, предоставление им доступа и информации об основных целях и задачах образовательной организации, возрастных особенностях подростков и способах регуляции их самооценки. Деятельность с родителями
-
это беседы, консультации, родительские собрания и опросы.
Таблица 2
Работа с родителями
Мероприятия | Содержание | Сроки | Ответственные |
Опрос родителей | Определение наличие проблемы развития самооценки подростков в данной школе | Февраль | Педагог- психолог |
Родительское собрание | Освещение результатов диагностики, целей и задач программы; знакомство родителей с образовательным процессом | Февраль | Классный руководитель |
Открытые занятия | Демонстрация способов обучения и воспитания подростков в школе | Март | Классный руководитель |
Тренинг | Обучение родителей приемам поощрения и наказания, создании ситуации успеха в условиях семьи, рекомендации о регуляции самооценки | Ежемеся чно | Педагог- психолог |
Игра «К барьеру» | Встреча команды педагогов и родителей, диспут о проблемах самооценки подростков | Апрель | Педагог- психолог |
Родительское собрание | Освещение результатов программы, рефлексия собственной деятельности, обратная связь | Апрель | Классный руководитель |
И, наконец, методическая деятельность позволяет всем педагогам и другим представителям образовательной организации обогащать свои знания об оптимизации самооценки подростков, отрабатывать их на практике, обмениваться опытом с коллегами, т.е. совершенствовать свой
педагогический потенциал (табл.3).
Таблица 3
Методическая деятельность
Мероприятия | Содержание | Сроки | Ответственные |
Педагогическ ий совет | Обсуждение результатов диагностики, целей и задач программы, разработка решений по оптимизации самооценки подростков | Февраль | Заместитель по воспитательной работе |
Экскурсия «Наши соседи» | Посещение образовательных организаций, изучение их опыта оптимизации самооценки, обмен методическими разработками | Март | Заместитель по воспитательной работе |
Памятки, брошюры, сайт | Предоставление необходимой информации для родителей, педагогов, специалистов и администрации школы | Регулярно | Педагог- психолог |
Выставка литературы | Выставка научных исследований, методической и детской литературы | Март | Педагог- психолог |
Тренинг | Развитие и совершенствование навыков педагогов и специалистов школы по оптимизации самооценки подростков | Апрель | Педагог- психолог |
Таким образом, разработка программы осуществлялась в соответствии с целями и задачами
исследования, возрастными и индивидуальными особенностями подростков и потребностями всех участников образовательного процесса. Программа разделена по нескольким основным направлениям: работа с детьми, работа с родителями и методическая
деятельность. Структура программы включает в себя активные игры и упражнения, индивидуальные консультации, тренинги, открытые занятия и диагностические процедуры. Все мероприятия программы являются целенаправленными, систематическими и регулярными. Соответственно, разработка программы и конкретизация методов оптимизации самооценки подростков способствуют формированию у них адекватного уровня самооценки, что подтверждает гипотезу исследования.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 28
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
подростков
Для оценки значимости и результативности разработанной программы по оптимизации самооценки подростков в образовательной организации нами проведено повторное исследование уровня самооценки по уже описанным ранее методикам. Состав и количество респондентов остались неизменными. Данные повторной диагностики отражены в табличном
варианте в приложении 6.
По результатам повторной диагностики самооценки по методике Дембо-Рубинштейн выявлено, что среди испытуемых экспериментальной группы 26 респондентов имеют адекватную самооценку, что составляет 100% от общего количества испытуемых, подростков с завышенной и заниженной самооценкой в данной группе не выявлено. В контрольной группе подростки с завышенной самооценкой также отсутствуют, с заниженной самооценкой –
4 человека (15%), и норма самооценки наблюдается у 23 человек (85%).
По характеристикам личности, составляющим сущность самооценки, в экспериментальной группе выявлено наибольшее количество респондентов с низким уровнем самооценки по характеру (12%) и внешности (15%); в контрольной группе также по характеру и внешности (по 33%). Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем и в экспериментальной, и в контрольной группе приходится на способности. Все перечисленные данные и остальные результаты, по
каждому показателю самооценки можно
представить в процентном соотношении на диаграмме (рис.10). Исходя из диаграммы, можно отметить, что показатели экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной группе, как по отдельным характеристикам, так и по общему уровню самооценки.
Рис. 10. Уровни самооценки подростков по методике Дембо-
Рубинштейн
Сравнивая соотношение результатов первичной и повторной диагностики, можно определить процент изменения уровня средней самооценки в каждой группе. Так, в экспериментальной группе, количество
детей с адекватной самооценкой увеличилось на 23%, в контрольной – на 11%, что указывает на положительную динамику уровня самооценки в обоих случаях. Однако более высокие результаты наблюдаются в экспериментальной группе вследствие специально организованной и проведенной программы по оптимизации самооценки.
Для определения и оценки количественных и качественных изменений после реализации программы оптимизации самооценки применялась статистическая проверка результатов первичной и повторной диагностики с помощью Т-критерия Вилкоксона. Данный критерий предназначен для сравнения двух зависимых выборок между собой по уровню выраженности какого-либо признака. Полученные данные по каждой методике представлены в таблицах в Приложении 7.
Анализируя статистические данные по методике Дембо-Рубинштейн, можно указать на то, что все показатели достоверны на уровне статистической значимости, равной р=0,01, при N=26. Наибольший сдвиг можно отметить по шкале способности