Файл: Программа оптимизации самооценки подростков 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 812

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и личности в целом.

  1. Теоретическое объяснение психологических особенностей самооценки в подростковом возрасте способствовало выявлению основных факторов ее формирования: внутренней позиции, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, специфики организации учебной деятельности в школе и педагогической оценки, а также стиля воспитания и ценности семьи. Для младшего подростка нормой является завышенная самооценка, однако к концу подросткового возраста она постепенно снижается.

  2. Теоретическое определение направлений оптимизации самооценки

подростков в образовательной организации приводит к заключению, что это процесс регуляции неадекватной самооценки с помощью различных методов и средств образовательного процесса, т.е. оптимизация будет реализовываться через систему способов, закономерностей и принципов образовательного процесса и носить характер конкретных мер. К основным средствам оптимизации подростков относят сотрудничество подростков в совместной деятельности, социально-психологический тренинг, средства индивидуальных воздействий, практические упражнения и игры, рефлексивные техники, метод создания воспитывающих ситуаций, в частности создание ситуации успеха. Направлениями оптимизации самооценки подростков являются меры регуляции неадекватной самооценки

и меры по сохранению и развитию адекватной самооценки.

  1. Благодаря проведению и интерпретации результатов диагностики самооценки подростков, можно сделать вывод, что у подростков наблюдается преобладание низкого уровня самооценки или склонность к занижению своих достоинств, в частности, по актуальным для них позициям внешности, авторитету у сверстников, характеру, где наблюдаются более низкие показатели. Проблемными зонами оптимизации самооценки подростков являются самоуважение, самопринятие и самоинтерес. Таким образом, можно сделать вывод о наличии проблемы развития самооценки в подростковом возрасте и необходимости ее оптимизации в условиях образовательного учреждения с применением традиционных и инновационных средств. Обязательным условием реализации программы является комплексность, цельность, регулярность и систематичность


проведения мероприятий, ее составляющих.

  1. Разработка программы осуществлялась в соответствии с целями и задачами исследования, возрастными и индивидуальными особенностями подростков и потребностями всех участников образовательного процесса. Программа разделена по нескольким основным направлениям: работа с детьми, работа с родителями и методическая деятельность. Структура программы включает в себя активные игры и упражнения, индивидуальные

консультации, тренинги, открытые занятия и диагностические процедуры.

Все мероприятия программы являются целенаправленными, систематическими и регулярными.

  1. На основании результатов повторной диагностики самооценки можно сделать вывод, что в ходе реализации программы повысился общий уровень самооценки до адекватной, также прослеживается положительная динамика в самоотношении и представлении о себе, подростки стали боле позитивно оценивать себя и результаты своей деятельности. Соответственно, разработанная нами программа оптимизации самооценки подростков в образовательной организации является результативной и имеет ярко

выраженный положительный эффект.

Следовательно, можно считать, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Полученные теоретические и эмпирические результаты имеют практическую значимость, и могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности по оптимизации самооценки подростков.

Также данная работа может стать основой для дальнейших теоретических исследований и эмпирических разработок в контексте деятельности по развитию и коррекции самооценки подростков.

Список литературы





  1. Александрова Ю.В. Общение подростков со сверстниками. По материалам сайта: http://psyera.ru.

  2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Академический проект,

2008. 218 с.

  1. Бахолдина В.Ю., Ступина К.С., Ковылин В.А. Конституциональный тип и самооценка у детей и подростков // Вестник Московского университета.

Серия 23. Антропология. 2010. №2.

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб:

Питер, 2008. 341 с.

  1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. М., 2010.

432с.

  1. Бороздина Л.В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета.

Серия 14. Психология. 2013. №2.

  1. Бороздина Л.В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестник Московского университета.

Серия 14. Психология. 2012. №3.

  1. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.

2011. №1.

  1. Бубнова И.С., Рерке В.И.. Социально-педагогическая диагностика:

Методические рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2008. 254 с.

  1. Васягина Н.Н. Актуальные проблемы психологии личности: Сборник

научных трудов. Екатеринбург: УрГПУ, 2004. 119с.

  1. Винтин И.А. Исследование личности и коллектива в педагогической


практике. Саранск: ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2010. 120с.

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы.

СПб.: Питер, 2009. 240 с.

  1. Волков Б.С. Методы исследования в психологии. М.: Педагогическое

общество России, 2002. 114 с.

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2010. 1136с.

  2. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. 312 с.

  3. Деркач А.А. Самооценка, как структурообразующая процесса

акмеологического развития // Мир психологии. 2008. 214 с.

  1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления

деятельности. М.: Вербум-М, 2001. 64 с.

  1. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: Моск. псих-социал.

институт; Воронеж: Издат-во НПО «МОДЭК», 2003. 376с.

  1. Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки //

Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2007. №6

  1. Зинько Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по

параметрам устойчивости и адекватности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук. М., 2007. 185 с.

  1. Иващенко А.В. Методики исследования Я-концепции личности. М.:

МГСА, 2000. 258 с.

  1. Иващенко А.В. Я-концепция личности в отечественной психологии:

монография. М.: МГСА, 2000. 448 с.

  1. Идрисов А.Е. Индивидуально-возрастные и психологические

особенности младших подростков. По материалам сайта