ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 821
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
воздействий, практические упражнения и игры, рефлексивные техники, метод создания
воспитывающих ситуаций, в частности создание ситуации успеха.
Направлениями оптимизации самооценки подростков являются меры по снижению и повышению неадекватной самооценки и меры по сохранения и развитию адекватной самооценки.
Самооценка как компонент самосознания не остается стабильной на протяжении жизни, под воздействием многих факторов она развивается по уровням и содержанию на каждой возрастной ступени. В подростковом возрасте самооценка дифференцирована: она может быть адекватной, завышенной или заниженной. Каждый вид самооценки оказывает различное влияние на формирование личности подростка и его взаимодействие с окружающим миром. Так как в этом возрасте первостепенное значение имеет общение со сверстниками, то именно на данную сферу взаимодействия в первую очередь влияет уровень самооценки [8].
Первоочередной задачей аналитической и диагностической деятельности является правильная организация исследования, которая становится залогом быстрой и качественной обработки результатов. Поэтому исследователю, в первую очередь, важно грамотно и точно сформулировать цель исследования в соответствии с возникшей проблемой или социальным запросом. Уже затем, исходя из цели, определяются конкретные действия – задачи исследования [13].
Второй составляющей организационного этапа исследования является определение количества участников и их
возраста, на основании чего психолог подбирает методы и методики исследования не только по принципу их валидности и научности, но и в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями респондентов. Данный аспект указывает на необходимость первичного знакомства с изучаемым коллективом, установление доброжелательных и открытых отношений [9].
Неотъемлемой частью организации является также подписание договора с родителями о возможности проведения диагностической деятельности с их ребенком, предварительно разъяснив им, чем конкретно
будет заниматься психолог, как он будет осуществлять свою деятельность и
какого результата он ожидает.
И только после постановки цели, определения сопутствующих факторов и заключения договора педагог-психолог выбирает из множества представленных методик 3-5 необходимых, подходящих к конкретной ситуации (социальному запросу) и подготавливает бланки и необходимый
материал для каждого из выбранных методов.
Перед непосредственным проведением диагностики психолог организует аудиторию с учетом особенностей метода и создает благоприятный психологический климат, мотивируя детей на заполнение бланков или выполнение каких-либо действий в соответствии с ведущим
видом деятельности выбранного
возраста и психологическим настроем [11].
После проведения методики участников обязательно благодарят, собирают бланки и проводят обработку результатов. Полученные данные психолог представляет в обобщенном виде и освещает на педсоветах и родительских собраниях, где принимается решение о назначении (отказе)
коррекционной или профилактической работы [48].
Исходя из данных рекомендаций, первоначально мы ставим цель
нашей диагностики – это изучение самооценки подростков.
На данный момент диагностический инструментарий исследования
самооценки представлен широким спектром разнообразных методов и методик. Это тесты, опросы, беседы, наблюдения, пробы и шкалы.
Широко известными методами исследования самооценки являются: личностный опросник С. Хартер, тест «Идеал – не идеал», «Двадцать упражнений», «Лесенка», методики Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн,
«Самооценка личности» О.И. Моткова, лист прилагательных и др. Однако для исследования нами выбраны три методики, наиболее оптимальные и
соответствующие возрастным особенностям подростка [21]:
работе с детьми подросткового возраста; 2. Имеет большие возможности для модификации (оценочные шкалы выбираются произвольно, исходя из поставленных целей и задач); 3. Позволяет судить о степени дифференцированности и согласованности самопредставлений испытуемых посредством выявления и сравнения различных модальностей Я-концепции. В своей работе мы будем рассматривать не саму методику, а ее модификацированный вариант, представленный Л.В. Бороздиной– Л.
Видинска, упрощенный для обработки результатов
[6].
некоторых понятий – и с более молодого возраста [11].
в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и
воспитывающих ситуаций, в частности создание ситуации успеха.
Направлениями оптимизации самооценки подростков являются меры по снижению и повышению неадекватной самооценки и меры по сохранения и развитию адекватной самооценки.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
-
Эмпирическое исследование самооценки подростков
Самооценка как компонент самосознания не остается стабильной на протяжении жизни, под воздействием многих факторов она развивается по уровням и содержанию на каждой возрастной ступени. В подростковом возрасте самооценка дифференцирована: она может быть адекватной, завышенной или заниженной. Каждый вид самооценки оказывает различное влияние на формирование личности подростка и его взаимодействие с окружающим миром. Так как в этом возрасте первостепенное значение имеет общение со сверстниками, то именно на данную сферу взаимодействия в первую очередь влияет уровень самооценки [8].
Первоочередной задачей аналитической и диагностической деятельности является правильная организация исследования, которая становится залогом быстрой и качественной обработки результатов. Поэтому исследователю, в первую очередь, важно грамотно и точно сформулировать цель исследования в соответствии с возникшей проблемой или социальным запросом. Уже затем, исходя из цели, определяются конкретные действия – задачи исследования [13].
Второй составляющей организационного этапа исследования является определение количества участников и их
возраста, на основании чего психолог подбирает методы и методики исследования не только по принципу их валидности и научности, но и в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями респондентов. Данный аспект указывает на необходимость первичного знакомства с изучаемым коллективом, установление доброжелательных и открытых отношений [9].
Неотъемлемой частью организации является также подписание договора с родителями о возможности проведения диагностической деятельности с их ребенком, предварительно разъяснив им, чем конкретно
будет заниматься психолог, как он будет осуществлять свою деятельность и
какого результата он ожидает.
И только после постановки цели, определения сопутствующих факторов и заключения договора педагог-психолог выбирает из множества представленных методик 3-5 необходимых, подходящих к конкретной ситуации (социальному запросу) и подготавливает бланки и необходимый
материал для каждого из выбранных методов.
Перед непосредственным проведением диагностики психолог организует аудиторию с учетом особенностей метода и создает благоприятный психологический климат, мотивируя детей на заполнение бланков или выполнение каких-либо действий в соответствии с ведущим
видом деятельности выбранного
возраста и психологическим настроем [11].
После проведения методики участников обязательно благодарят, собирают бланки и проводят обработку результатов. Полученные данные психолог представляет в обобщенном виде и освещает на педсоветах и родительских собраниях, где принимается решение о назначении (отказе)
коррекционной или профилактической работы [48].
Исходя из данных рекомендаций, первоначально мы ставим цель
нашей диагностики – это изучение самооценки подростков.
Задачи:
-
Определение уровня и вида самооценки подростка; -
Выявление уровня самоотношения и представления о себе; -
Анализ и обобщение полученных результатов.
На данный момент диагностический инструментарий исследования
самооценки представлен широким спектром разнообразных методов и методик. Это тесты, опросы, беседы, наблюдения, пробы и шкалы.
Широко известными методами исследования самооценки являются: личностный опросник С. Хартер, тест «Идеал – не идеал», «Двадцать упражнений», «Лесенка», методики Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн,
«Самооценка личности» О.И. Моткова, лист прилагательных и др. Однако для исследования нами выбраны три методики, наиболее оптимальные и
соответствующие возрастным особенностям подростка [21]:
-
Методика Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн (Приложение 1) имеет ряд важных преимуществ: 1. Является простой в обращении и доступной в
работе с детьми подросткового возраста; 2. Имеет большие возможности для модификации (оценочные шкалы выбираются произвольно, исходя из поставленных целей и задач); 3. Позволяет судить о степени дифференцированности и согласованности самопредставлений испытуемых посредством выявления и сравнения различных модальностей Я-концепции. В своей работе мы будем рассматривать не саму методику, а ее модификацированный вариант, представленный Л.В. Бороздиной– Л.
Видинска, упрощенный для обработки результатов
[6].
-
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (Приложение 2), которая позволяет изучать уровень самооценки личности, ее отдельных факторов, а также адекватность и неадекватность. Испытуемому предлагается список из 24 позитивных качеств личности, относящихся к одной из групп факторов: нравственность, воля, самостоятельность и чувство реальности, креативность, гармоничность, экстраверсия и общая самооценка позитивности развития личности. Например, к нравственности относятся воспитанность, доброжелательность, искренность и отзывчивость, а к экстраверсии – активность, общительность, оптимизм и уверенность. Максимальная выраженность качеств будет указывать на явно завышенную самооценку, наличие амбиций и отсутствие самокритичности. Методика может использоваться испытуемыми, начиная с 12 лет. При объяснении
некоторых понятий – и с более молодого возраста [11].
-
Опросник cамоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (Приложение 3). Данный опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению; аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий
в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и