Файл: Программа оптимизации самооценки подростков 64.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 890

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деятельности педагогов и психологов при составлении диагностических и консультативных методик с целью оказания помощи в решении проблемы оптимизации самооценки в подростковом возрасте и других сфер жизни подростка, на которые она влияет, а также в дальнейших исследованиях.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки


подростков

    1. Феномен самооценки




В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одной из задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной личности, реализующей свои способности и возможности. В связи с этим особо значимыми становятся проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также самостоятельно определять

перспективы своего развития, пути и средства их реализации [57].

Одним из способов решения вопросов личностного роста является умение перестраивать деятельность с учетом самооценки при изменении социальных отношений. Выбор цели жизни, успешность ее реализации, состояние здоровья напрямую зависят от уровня самооценки, как основного

внутреннего рычага саморегуляции поведения, деятельности, общения.

Самооценка это особое образование самосознания личности, результат обобщающей работы в сфере самопознания и эмоционально- ценностного отношения к себе. При этом под самосознанием понимается основа формирования умственной активности и самостоятельности личности

в ее суждениях и действиях

[38].

Существуют и другие определения самооценки.

По Фатуллаевой А.Т., самооценка это оценка личностью самого себя,

своих возможностей, качеств и места среди других людей [55].

А.А. Деркач считает, что самооценка это результат постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в нем

другие [16].

Л.В. Бороздина рассматривает самооценку, как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей

личности, деятельности, поведения. Самооценка в данном случае выступает

как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я- концещии, самосознания, и как процесс самооценивания [7].

К.Р. Сидоров предложил рабочее определение данного конструкта: самооценка это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного,

общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [49].

По мнению Т.В. Галкиной, самооценка представляет собой проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами. С другой стороны, самооценка это

самоуверенность, позитивная или негативная установка на себя [15].

Е.В. Зинько опирается в своих работах на
психиатрическое определение самооценки, которое включает две позиции: 1. Оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя; 2. Общая, интегральная оценка индивидом собственной личности, формирующаяся в раннем возрасте в результате принятия родительского к

себе отношения [20].

Сложившееся многообразие определений указывает на наличие в психологии множества теорий самооценки. В первую очередь, неоднозначность определений обусловлена многозначностью данного феномена и его тесной взаимосвязью с такими аспектами личности, как «Я- концепция», самопознание и эмоционально-личностное отношение. Во- вторых, исследования самооценки проводились не в едином, а в граничащих

и даже противоположных направлениях.

Ларина А.Б. называет следующие направления исследований проблем

самооценки в отечественной и зарубежной педагогике и психологии [34]:

  • исследования в социально-психологическом аспекте деятельности личности, формирования самосознания, «Я-концепции», моральных качеств, направленности личности (А.А. Бодалев, У. Джеймс, Е.В. Ишмаметьева, В.Г. Казаков, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, М.В. Пастухова, Ю.А. Пахомова, А.В.

Петровский, К.К. Платонов, В.В. Столин, А.В. Требунский, О.Н. Требунская,

О.Г. Холодкова, Л.Л. Феденёва, А.Г. Яснова);

  • исследование генезиса самооценки, структуры, факторов, особенностей формирования в онтогенезе, форм самооценки, степени её устойчивости (Б.Г. Ананьев, Т.В. Архиреева, О.А. Белобрыкина, И.В. Боязитова, А.В. Захарова, Т.Л. Иванова, М.Г. Казакина, А.Т. Фатуллаева, Л.Ю.


Фомина, П.М. Якобсон);

  • изучение самооценки в учебной деятельности, самоконтроля при решении задач, самооценочной мотивации, соотношения личностной и учебной самооценки, взаимосвязи самооценки и уровня притязаний (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Андреева, Т.Ю. Андрущенко, Н.Е. Анкундинова, И.А. Борисова, Л.Г. Бортникова, П.В. Ересько, Е.В. Зинько, Т.А. Каракулина, Г.А. Ключникова, Э.С. Лабиб, А.И. Липкина, Л.Д. Лищинская, В.В. Рылова, Е.Н.

Рябышева, И.А. Симоненко, Л.М. Сулейманова, Д.А. Таров, Г.А. Цукерман);

  • исследование в рамках активно развивающейся акмеологии: самооценка как системообразующий элемент профессиональной Я-

концепции (М.В. Давер, Л.В. Бороздина, А.А. Дергач, О.Н. Молчанова);

  • исследование самооценки в специальной педагогике и психологии

(Н.А. Жулидова, О.В. Науменко, И.Н. Никулина, М.Ю. Орешкина);

  • социологические исследования самооценки, степени успешности,

культурной идентичности, здоровья человека (О.И. Карпухин, Т.3. Козлова);

  • самооценка в русской речи (М.В. Дубровина, А.В. Санников).

По мнению Т.В. Галкиной, все эти теории объединяет некоторая общность, состоящая в трактовке самооценки как компонента

«представления о себе», т.е. принадлежности самооценки к «Я-концепции» и

обладанию сходными с ней характеристиками [15].

«Я-концепция» это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит