ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 813
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки
Психологические особенности самооценки в подростковом
Направления оптимизации самооценки подростков
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации самооценки подростков
Программа оптимизации самооценки подростков
Результаты реализации программы оптимизации самооценки
Методика Дембо – Рубинштейн (модифицированный вариант Л.В. Бороздиной, Л. Видинска)
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)
Приложение 2
Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова (модификация
Б.А. Сосновского)
Инструкция: Оцените, пожалуйста, степень проявления у вас личностных качеств, составляющих приводимый ниже список. Оценивайте ближайший год жизни. Выбирайте 1 ответ из 5 возможных, представленных в Шкале возможных ответов, ставя напротив оцениваемого качества соответствующую цифру в колонке с данным ответом. Отвечайте искренне.
Сохранение тайны ответов – наш профессиональный долг.
Шкала возможных ответов:
1 – очень слабая выраженность качества, 2 – слабая выраженность качества,
3 – средняя выраженность качества, 4 – высокая выраженность качества,
5 – очень высокая выраженность качества. Бланк методики
ФИО
ПолВозрастДата обследования
Список личностных качеств
№ | Качество | Возможные ответы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Активность | | | | | |
2 | Воспитанность (уважение к людям) | | | | | |
3 | Доброжелательность | | | | | |
4 | Жизнестойкость | | | | | |
5 | Инициативность (выдвижение идей) | | | | | |
6 | Искренность, правдивость | | | | | |
7 | Настойчивость | | | | | |
8 | Общительность | | | | | |
9 | Отзывчивость (сочувствие, помощь другому) | | | | | |
10 | Оптимизм, жизнерадостность (вера в лучшее) | | | | | |
11 | Покладистый характер (легкий, гибкий, идущий на сотрудничество и компромисс) | | | | | |
12 | Разумность (учет реальной ситуации) | | | | | |
13 | Самокритичность (способность видеть у себя и плюсы, и минусы) | | | | | |
14 | Самостоятельность (опора на себя) | | | | | |
15 | Сдержанность | | | | | |
16 | Собранность (неотвлекаемость) | | | | | |
17 | Творческость (оригинальность) | | | | | |
18 | Уверенность | | | | | |
19 | Увлеченность чем-то интересным | | | | | |
20 | Уравновешенность (спокойствие) | | | | | |
21 | Чувство красоты | | | | | |
22 | Чувство меры (в желаниях, в поведении) | | | | | |
23 | Гармоничность (согласие с собой и внешним миром) | | | | | |
24 | Независимость суждений | | | | | |
| Среднее | |
Обработка результатов. Так как в этом списке представлены только положительные качества личности, то, при их оценке испытуемым по единой пятибалльной шкале, максимальную выраженность всех этих качеств можно считать полным отождествлением опрашиваемого с идеальной личностью, что указывает на завышенную самооценку, наличие амбиций и отсутствие
самокритичности.
Говорить о низком уровне самооценки гораздо сложнее. Такая самооценка может быть достаточно адекватной. Здесь следует провести анализ ответов по каждому пункту списка качеств. Если по всем пунктам даны низкие самооценки, то это действительно может говорить о заниженной и неадекватной самооценке, так как человек априори
не может быть
«плохим» по всем личностным параметрам. Нужно искать причины таких тотально низких, неадекватно обобщенных, одинаковых по стилю, ответов. Если же часть ответов все-таки на среднем или даже высоком уровне, а часть
-
на очень низком, что в итоге может дать усредненный общий низкий уровень, то в этом случае, при дифференцированных по уровню ответах, низкий конечный уровень самооценки будет адекватным, реалистичным
отражением положения дел.
Для составления вывода подсчитываем среднее арифметическое всех ответов испытуемого: определяем общую сумму баллов и делим ее на число пунктов методики. Получаем показатель общей самооценки личности. Определяем показатели выраженности самооценки отдельных факторов, т.е. специфических групп качеств с помощью Ключа. Суммируем баллы по данной категории и делим сумму на число пунктов – получаем среднее арифметическое (сохранять не менее 2 знаков после запятой). Это число и выражает самооценку своих качеств по данной категории личности. Таким образом подсчитываем средние по каждому фактору № 1 – 6.
Ключ
№ | Факторы (аспекты) личности | № пунктов | Число пунктов |
1 | Нравственность | 2, 3, 6, 9 | 4 |
2 | Воля | 4, 7, 15, 16 | 4 |
3 | Самостоятельность и чувство реальности | 12, 13, 14, 24 | 4 |
4 | Креативность | 5, 17, 19, 21 | 4 |
5 | Гармоничность | 11, 20, 22, 23 | 4 |
6 | Экстраверсия | 1, 8, 10, 18 | 4 |
7 | Общая самооценка позитивных аспектов личности | все пункты 1 – 24 | 24 |
Соотносим получившиеся результаты с табличными уровнями самооценки (табл. 4) и определяем уровни выраженности общей самооценки и ее отдельных факторов. Наиболее оптимальным, гармоничным является высокий уровень их выраженности. При этом на высоком уровне обязательно должны быть выражены Нравственность, Воля, Самостоятельность и
Гармоничность, а в подростковом возрасте – и Экстраверсия.
Псевдовысокий уровень общей самооценки указывает на неадекватно завышенную самооценку, низкий уровень – на заниженную самооценку
(может быть, как неадекватным уровнем, так и адекватно низким).
Таблица 4. Примерные уровни выраженности общей самооценки личности и отдельных ее факторов
Уровень | Интервал в баллах | В процентах % |
Псевдовысокий | 4,51 – 5,00 | 87,51 – 100,0 |
Высокий | 3,71 – 4,50 | 67,51 – 87,50 |
Средний | 2,91 – 3,70 | 47,51 – 67,50 |
Низкий | 1,00 – 2,90 | 0,00 – 47,50 |
Приложение 3