Файл: Анализ налоговой задолженности предприятий реального сектора экономики и ее влияние на развитие Дальневосточного федерального округа. по дисциплине Комплексный экономический анализ (продвинутый уровень).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое внимание, следует уделить практике Казахстана, а именно порядоку бесспорного взыскания с дебиторской задолженности. Статьей 616 Налогового Кодекса Республики Казахстан предусмотрено, что в случае отсутствия или недостаточности денег на расчетном счете для погашения налоговой задолженности, либо отсутствия у налогоплательщика банковских счетов налоговый орган в пределах образовавшейся налоговой задолженности обращает взыскание на деньги на банковских счетах дебиторов налогоплательщика. В связи с этим, налогоплательщику не позднее десяти рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности необходимо представить в налоговый орган, направивший данное уведомление, список дебиторов с указанием сумм дебиторской задолженности, а при их наличии приложить акты сверок взаиморасчетов, составленные совместно с дебиторами и подтверждающие суммы дебиторской задолженности. По мнению автора, необходимо рассмотреть возможность внесения изменения в Налоговый Кодекс РФ в части применения обеспечительных мер в рамках п.10 ст.101 Налогового Кодекса РФ и бесспорного взыскания в порядке ст. 46 и ст.76 Налогового Кодекса РФ дебиторской задолженности.

На сегодняшний день при решении вопроса о применении обеспечительных мер, предусмотренных п.10 ст.101 Налогового Кодекса РФ, к дебиторской задолженности налогоплательщика, остается проблемным вопрос об обеспечении ее сохранности, а также, в случае неоплаты доначисленных платежей, о возможности взыскания за счет дебиторской задолженности.

Налоговый орган, принимая обеспечительные меры к дебиторской задолженности, которая относится к категории иное имущество, в виде решения, направляет дебитору информационное письмо, тем самым уведомляя о том, что на его дебиторскую задолженность приняты обеспечительные меры и указывая на необходимость перечисления денежных средств на расчетный счет кредитору либо непосредственно в бюджет в порядке, установленном п.1 ст.45 Налогового Кодекса РФ.

Однако, дебиторы по распоряжению налогоплательщика (должника) денежные средства зачисляют на счета третьих лиц, то есть происходит вывод денежных средств еще до вступления в законную силу решения по результатам контрольных мероприятий. Зачастую дебитор и кредитор являются взаимозависимыми лицами. Ответственность за неисполнение решения налогового органа Налоговым Кодексом РФ не предусмотрена.

Кроме того, в случае перечисления дебитором денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, в отношении которого приняты обеспечительные меры налоговым органом, налогоплательщик может распоряжаться данными денежными средствам, поскольку они ничем не обременены до применения мер принудительного взыскания в рамках ст.46 и ст.76 Налогового Кодекса РФ.


Далее, в случае неоплаты дополнительно начисленных платежей по результатам контрольных мероприятий, взыскание с дебиторской задолженности осуществляется судебным приставом-исполнителем в соответствии с нормами Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако, и в этом случае эффективность взыскания с дебиторской задолженности сводится к нулю, так как дебиторы представляют сведения об отсутствии дебиторской задолженности, ее погашении путем перечисления денежных средств или путем проведения взаиморасчетов и так далее.

Таким образом, применение обеспечительных мер к дебиторской задолженности, а также дальнейшие исполнительские действия на сегодняшний день носят формальный порядок и являются низкоэффективными.

Таким образом, введение бесспорного порядка взыскания задолженности налогоплательщика напрямую с дебиторов (при условии подтверждения дебиторской задолженности в двустороннем порядке) позволит повысить эффективность взыскания налоговой задолженности, в том числе и результативность по взысканию задолженности, образовавшейся по результатам контрольной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сумма налога (сбора) или иного обязательного платежа (включая налоговые санкции), не уплаченная в установленный законодательством срок, образует налоговую задолженность перед бюджетом. Урегулирование указанной задолженности остается важнейшей проблемой налогообложения, на которую указывают бюджетные послания Президента Российской Федерации, ставящие задачу изыскания возможности для повышения доходов бюджетной системы страны, в том числе региона, за счет улучшения качества администрирования существующих налогов. Таким образом, урегулирование налоговой задолженности путем ее погашения (взыскания) является одним из существенных резервов увеличения поступлений в бюджет Амурской области.

На 01.01.2019 уровень налоговой задолженности в Амурской области достиг размера 3 384 млн. руб., что на 13.1% ниже уровня 2017 года. Особенностями структуры налоговой задолженности является весомая доля задолженности, приостановленной к взысканию в связи с введением банкротства, что говорит о неэффективном применении процедур реструктуризации задолженности в Амурской области. Также, важно отметить преобладание в регионе налоговой задолженности в сферах строительства, торговли, а также - государственного управления и обеспечения безопасности.

Среди факторов, влияющих на уровень налоговой задолженности в Амурской области важно отметить такой показатель – как частная и государственная собственность. При увеличении количества предприятий с государственным видом собственности на 1 ед. – налоговая задолженность сократиться на 4.6 млн. руб. и наоборот. Также высокие показатели корреляции показали факторы, связанные с сельскохозяйственным производством и объемом оказываемых, платных услуг.

Для развития более привлекательной бизнес-среды в Амурской области, необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики
получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

По мнению автора, в настоящее время, будущее - за применением проектного подхода к каждому налогоплательщику. Очень просто работать с налогоплательщиком, когда его активы видны на поверхности, т.е. с должником добросовестным, который попал в трудное финансовое положение. Однако, в большинстве случаев, налогоплательщики желают скрыть свое имущество и денежные средства.

Обнаружить скрытые источники для пополнения бюджета РФ - это главная цель работы налогового органа. Сотрудники налогового органа должны анализировать имущество налогоплательщика, его денежные потоки, бенефициаров, контрагентов, персонал, дебиторскую и кредиторскую задолженности, а также при этом учитывать особенности деятельности организации, например, такие как сезонность, трудоемкость и т.д. В этом случае, произойдет снижение уровня налоговой задолженности, и в свою очередь в бюджет будет пополняться.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: по состоянию на 6 декабря 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://www.consultant.ru/popular/nalog1/209;

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 6 декабря 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru//document/cons_docLAW 10699/;

  3. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

  4. Федеральный закон РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

  5. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В. А. Кашин. - М.: Магистр, 2015. - 239 c.;

  6. Алиев Б.Х., Эльдарушева М.Д. К вопросу оценки эффективности взыскания налоговой задолженности в Республике Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 27. С. 14–18.;

  7. Алиев В.Х. Методические аспекты классификации налогоплательщиков для целей администрирования налоговой задолженности/Экономические науки. 2015.№2. С. 65-78;

  8. Бондарь О.А. Методы измерения совокупной налоговой задолженности и уровня собираемости налогов и сборов // Сибирская финансовая школа. 2017. № 6 (125). С. 47-50.

  9. Грохотова Н.В. Проблемы взыскания налоговой задолженности и пути их решения/Экономика и управление. 2015. №5. С. 96-108;

  10. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в РФ. Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Юнити, 2018. - 352 c.;

  11. Дружбина Е.М. Региональные особенности формирования налоговой задолженности в экономике РФ/Финансы, банки, учет, анализ. № 6. 2014. С.95 -105;

  12. Жемчужникова И.В. Взыскание налоговых недоимок в Российской Федераци: понятие, механизм, направления совершенствования/налоговое администрирование. №3.2015. с.56-62;

  13. Захарова Т.С. Урегулирование налоговой задолженности.2013. № 3 с. 55-62;

  14. Низоманова А.А. Проблемы взыскания недоимок по налогам и сборам/Экономические науки. №4. 2016. 1172-1180;

  15. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Майбурова И.А. - М.: Юнити, 2018. - 320 c.;

  16. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. - М.: Юнити, 2015. - 543 c.;

  17. Попова Г.Л. Факторы формирования задолженности по налогам и сборам, пени и налоговым санкциям: анализ и оценка //Финансовая политика проблемы и решения. 2015.№9. с. 35-47.