Файл: Особенности преподавания психологии в общеобразовательной школе способы и формы организации обучения психологии в школе.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности преподавания психологии в общеобразовательной школе: способы и формы организации обучения психологии в школе»
Дисциплина «Методика преподавания психологии»
Образовательная программа 5В010300-Педагогика и психология
Выполнила: ФИО., студентка 3 курса
очной формы обучения
Руководитель: Иванова М.И., к.п.н., профессор
Защита курсовой работы
состоялась ___ _______20__г.
оценка_________________
Костанай, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Министерство образования и науки Республики Казахстан 1
Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова 1
Выполнила: ФИО., студентка 3 курса 1
1 Преподавание психологии как учебного предмета в школе 5
1.1 История преподавания психологии в школе 5
1.2 Особенности преподавания психологии в школе 10
2 Интерактивные методы и формы организации обучения психологии в школе 13
2.1 Методы обучения психологии в школе 13
2.2 Формы организации продуктивных взаимодействий 17
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 30
Введение 3
1 Преподавание психологии как учебного предмета в школе 5
1.1 История преподавания психологии в школе 5
1.2 Особенности преподавания психологии в школе 10
2 Интерактивные методы и формы организации обучения психологии в школе 12
2.1 Методы обучения психологии в школе 12
2.2 Формы организации продуктивных взаимодействий 15
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А 29
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |
Введение
Актуальность. Школьные годы являются сензитивным периодом для приобщения человека к культуре и формирования мировоззрения ребенка. Понять ценность человеческой жизни без знаний о том, что такое человек, невозможно. При определении перспективных путей развития образования целесообразно учитывать их соответствие общественным потребностям своего времени. Необходимость психологического образования со школьных лет как раз и вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам как современного общества, так и каждого из его граждан. Качественное психологическое образование в школе возможно лишь при наличии соответствующего научно обоснованного, дидактически проработанного и методически обеспеченного целостного учебного курса.
Центральная проблема, которую призвана решать дисциплина «Психология» в средней школе - это проблема активного формирования механизмов самосознания, самоисследования и саморазвития, приобретение чувства уверенности в себе, собственного достоинства и психологической компетентности. Систематическое усвоение научных психологических знаний в большей степени оказывает влияние на готовность подростков к саморазвитию, самореализации, раскрытию своих внутренних возможностей, в то время как знакомство с психологией в форме психологического тренинга в подростковом возрасте может вести к центрации на себе и снижению внимания к другим людям.
Психотерапевтический эффект уроков психологии очень высок, как с точки зрения формирования у подростков умения преодолевать трудности, опираясь на внутренние резервы, так и оказания им психологической поддержки со стороны учителя. Психологические знания, определенный уровень психологической культуры необходимы каждому выпускнику школы, вне зависимости от сферы его дальнейшей профессиональной деятельности.
Психология в школе необходима как предмет общего образования, так как она способствует формированию у ребенка целостного мировоззрения: раздвигает границы познаваемого им мира, раскрывает содержание внутреннего мира человека, позволяет лучше понимать себя, учит его позитивному взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой. В настоящее время психология преподается в незначительном количестве школ и занятия проходят в основном в форме факультативов.
Цель исследования - раскрыть особенности преподавания психологии в общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс преподавания психологии в общеобразовательной школе.
Предмет - формы и методы преподавания в школе.
Гипотеза - изучение психологии в школе будет эффективнее, если использовать интерактивные методы и формы обучения.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть историю преподавания психологии в общеобразовательной школе. -
Раскрыть особенности преподавания в школе. -
Дать характеристику интерактивных форм и методов обучения психологии в школе. -
Изучить методы обучения психологии в школе и разработать рекомендации для педагогов-психологов по преподаванию психологии в школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения:
- личностно-деятельностного подхода в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- возрастной психологии об особенностях юношеского возраста(Петровский А.В., Ярошевский М.Г.).
Методы исследования: теоретический метод (психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме), интервью.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
– уточнена сущностная характеристика интерактивных форм и методов обучения психологии в школе;
– проведен опрос – интервью по преподаванию психологии в Школе – лицее № 2 г. Костаная;
– разработаны рекомендации для педагогов-психологов по преподаванию психологии в школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов-психологов.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1 Преподавание психологии как учебного предмета в школе
1.1 История преподавания психологии в школе
Вопрос о преподавании психологии в школах обсуждается в Европе на протяжении последних двух столетий. Философы и педагоги признавали и активно поддерживали введение психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений. Психология была включена в учебные программы, через некоторое время ее снова изъяли, сославшись на неудовлетворительное качество преподавания; это повторялось несколько раз.
Неудовлетворительное качество образования было обусловлено в основном двумя причинами: отсутствием специальной подготовки преподавателей и слишком сложным материалом, предлагаемым учащимся. С некоторыми перерывами психология преподается в средних школах европейских стран с 1811 г. Психология как область образования изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой. Психология была частью учебной программы в некоторых школах США с 1830-х годов. Кроме того, в связи с изменением культурного климата в стране изменились формы и содержание образования. Психология как предмет впервые появилась в учебных программах русских гимназий в начале XIX века. Устав 1804 г. явился важным событием в жизни гимназий, поскольку с этого времени они стали самостоятельными средними учебными заведениями. Согласно этому уставу в учебную программу гимназий было включено обязательное преподавание психологии, логики, философии, права, эстетики и нравственной философии[1].
В начале XIX в. сама наука психология еще не была сформирована, не было квалифицированных преподавателей, учебников и, главное, адекватной подготовки школьников. Все эти проблемы привели к пересмотру учебной программы через несколько лет. В 1819 году Генеральный совет школ издал дополнительные правила, согласно которым психология, а также эстетика и этика исключались из учебных программ. Однако элементы психологического воспитания преподавались школьникам на литературных и литературных курсах. Психологию часто преподавали как часть курса логики. Еще одно направление преподавания психологических знаний в 19 в. это философия. Время от времени он поступал в русскую среднюю школу, а затем исчезал. В первой половине 20 в. психология была включена в учебные программы средних школ многих европейских и американских стран [2].
В начале 20 века. Выдающийся философ Джон Дьюи предлагал реформировать американскую систему образования и считал психологию необходимым школьным предметом. После длительного (столетнего) перерыва в России в 1905 г. курс философии и психологии был вновь введен в русских гимназиях. Г. И. Челпанов с большим энтузиазмом способствовал введению психологии в курс средней школы. Что касается содержания курса, то в гимназии, но, по мнению профессора Челпанова, центр тяжести должен быть перенесен на теоретическую психологию; Он не рекомендует заниматься экспериментальной психологией. Непосредственной практической задачей изучения психологии должно быть умение учащихся всматриваться в психические явления и сообщать об их составе и влиянии друг на друга, а также вырабатывать привычку к сознательному изучению. В начале 20 века. Имеются работы, посвященные теоретическим аспектам методики преподавания психологии[3].
В частности, книга А.П. Нечаева "Как преподавать психологию?" После Октябрьской революции 1917 психология была полностью исключена из школьной программы в связи с реорганизацией средних школ, упразднением гимназий и созданием единой политехнической школы. Преподавание психологии не входило в задачи новой советской школы. Психология была вновь введена как предмет в средних школах в 1947 г. До этого проблема широко обсуждалась и анализировалась в научно-педагогической среде. опыт преподавания психологии в дореволюционных школах в 70-х годах. многие исследователи приступили к разработке программ по психологии для школ. К концу 80-х гг. уже существовало около 200 различных программ преподавания психологии в школе [4].
Таким образом, одна из новых тенденций в преподавании психологии в последнее десятилетие заключается в том, что психология преподается не только в средней школе, но и в средних и начальных классах.
Существуют особенности определения целей и задач подготовки психологов в различных областях образовательного пространства: наиболее полно и значимо они определяются при подготовке психологов; традиционная практика психологической подготовки учителя имеет свои акценты; в связи с расширением практики преподавания психологии в школе возникла необходимость постановки и реализации конкретных задач, определяемых особенностями подросткового периода; и, наконец, проблемы психологической подготовки школьников технических и других гуманитарных вузов (юридических, медицинских и др.) требуют решения своих конкретных задач и конкретных целей[5].
Вопросы психологического образования и подготовки профессиональных психологов в различных областях социальной практики, безусловно, особенно актуальны для отечественной психологии. Эти вопросы обсуждались, в частности, на Всероссийской конференции «Психология развития - основа гуманизирующего образования» [6].
«Не вызывает сомнения тезис о том, что профессиональные отношения психолога нередко складываются в процессе его профессиональной подготовки» [6] и, соответственно, важен вопрос о взаимосвязи воспитания и обучения (учебных и профессиональных программ), диагностических (и шире - идентификационных) и психотерапевтических (и шире - формирующих, развивающих) процедур.
Общее стремление современной ситуации – сближение научной теоретической и практикоориентированной психологии, Ф.Э. Василюка [7] - между умением изучать человека и умением помогать людям в их реальных жизненных ситуациях.