Файл: Особенности преподавания психологии в общеобразовательной школе способы и формы организации обучения психологии в школе.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. развивающая (р-л «учащиеся должны уметь») – развивать внимательность, самостоятельность, бережность в процессе познания себя и окружающих нас людей, т.е. психологическую культуру в целом;
3. воспитательная: воспитывать чувство совместного коллективного творчества, дисциплинированности, уважения и самоуважения.
Для развития и поддержания интереса к такому новому для учащихся предмету как психология необходимо на первых уроках выработать здоровые мотивы и побуждения к ее изучению. Для этого необходимо психологу использовать разнообразные методы и формы работы при объяснении нового материала (например, яркая красочная схема-диаграмма «Мир психических явлений», которую на самом первом вводном уроке по психологии можно представить в виде диаграммы-плаката для того, чтобы предмет изучения психологии был лучше и эффективнее усвоен учащимися).
В настоящее время существуют два основных типа программ обучения психологии в казахстанских школах:
1) предметно ориентированные;
2) личностно ориентированные.
В программах предметно ориентированного типа психология выступает как предмет обучения.
Этот предмет имеет программу, перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения, а также навыки практического их использования. Программа может быть научно или практически ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала на каждом уроке.
Основные методы обучения: рассказ, беседа, обсуждение, дискуссия, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких занятий поощряется, как и при изучении других школьных предметов.
Уроки психологии предметно ориентированного типа по содержанию и методам проведения являются обычными уроками, как и уроки по другим предметам, которые изучаются в школе. В программах личностно ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится. Основную задачу такой программы составляет формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся[18].
Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Поурочное планирование затруднено, поскольку виды активности учащихся на занятии определяются интересами учащихся, стадией развития, на которой они находятся, и ситуацией, которая складывается в учебной группе в данный момент. Поэтому план и содержание урока могут быть изменены уже по ходу занятия.
2 Интерактивные методы и формы организации обучения психологии в школе
2.1 Методы обучения психологии в школе
В преподавании психологии, очевидно, можно и нужно применять известные в мировой педагогической практике методы обучения. В продолжении данного параграфа мы обозначим некоторые известные методы обучения, используемые в преподавании психологии.
Метод преподавания психологии – деятельность учащихся (способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся) под руководством преподавателя, которая обеспечивает эффективное изучение программного материала. С точки зрения данного определения метод включает в себя обучающую работу педагога и организацию активной познавательной деятельности учащихся по решению различных целей, направленных на овладение учебным материалом[19].
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающая педагогическую организацию. Прием – это составляющая часть метода или его отдельная сторона, в этом их непосредственная связь.
Методы складываются из специфических приемов – частного проявления метода (например, метод упражнение: показ преподавателем, тренировка учащихся на практике …).
Важно знать основные положения методики, касающиеся понятия «метод»:
1) Любые знания, умения, навыки и привычки образуются лишь в процессе непосредственной деятельности учащегося. Ни один метод не дает прямого учебного результата. Он стимулирует деятельность, а лишь потом, как результат этой деятельности, у учащихся возникают знания.
Метод – средство управления процессом обучения.
2) Совокупность методов должна приводить к достижению целей. Методика психологии связана с целями, средством достижения которых она является.
3) Взаимосвязь выбора и эффективного применения метода и педагогической ситуации. Выбор метода определяется не стихийными педагогическими ситуациями, а вносит корректировку в эти ситуации. 4) Все средства включены в общую гармоничную систему средств (обучения и воспитания) [20].
Мы не можем говорить или оценивать то или иное средство обучения (хорошее оно / плохое), если оно абстрагировано от остальных средств. Одной из острых проблем методики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. Наличие различных точек зрения на проблему классификации не означает «кризис», а отражает реальную многосторонность методики обучения, естественный процесс дифференциации знаний о ней.
Таблица 1 - Классификации методов преподавания психологии [21]
Авторы классификации | Признак классификации | Методы обучения |
Н.М. Верлизин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант | По источнику полученных знаний | Словесные (слово преподавателя), практические (все виды деятельности учащихся), наглядные и технические (иллюстрации, демонстрации, реальные предметы, муляжи, схемы, графики, учебные фильмы и т.д) |
М.А. Данилов, Б.П. Есипов | По характеру целей и решению познавательных задач | Методы сообщения новых знаний (рассказ, объяснение, лекция, беседа); методы учебной работы по применению знаний на практике – закрепление нового материала (эвристические беседы, упражнения, учебные задачи, проблемные вопросы, лабораторные эксперименты и др.); методы самостоятельной работы по изучению нового материала; методы проверки и оценки (беседа-опрос, наблюдение за повседневной работой, самостоятельная работа, контрольная работа, программированный контроль (тестирование), проверка Д/з) |
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. | По способу усвоения в соответствии с характером учебной деятельности (виды деятельности преподавателя и обучающихся) | Объяснительно-иллюстративный (с творческим подходом: грамзаписи, комментирование экранного материала, выступления учащихся, своеобразные иллюстрации, рисунки учащихся, чтение материала на память и др.); репродуктивный (пересказ ранее изученного, лекция преподавателя); проблемное изложение (поставлен вопрос-проблема в начале работы, например, телеграмма-запрос, «мозговой штурм»); - частично поисковый (эвристический) - (продуманной системой вопросов направляем на самостоятельный поиск ответа: составляем различные планы работы, самостоятельное конспектирование терминов, их поиск в учебниках, подборка цитат для решения вопросов, иллюстраций, подбор девиза работы/ |
Ю.К. Бабанский | Комбинирование разных признаков | Методы организации и осуществления учебной деятельности (орг. момент, объяснение нового материала, закрепление и т.д.), методы стимулирования и мотивации (новизна фактов, проблемные ситуации, сравнение и сопоставление, наглядность, реальные примеры, акцентирование главного), методы контроля и самоконтроля за эффективностью (опрос, наблюдение, К/р) |
М.И. Махмутов | Сочетание способов деятельности преподавателя и учащихся | Методы преподавания (объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий), методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично поисковый, поисковый) |
Конкретные пути реализации методов называются принципами. Они подразделяются на:
1. Общедидактические (теоретические), которыми пользуются преподаватели всех предметов.
2. Общепсихологические (методологические).
3. Практические (технологические), повышающие эффективность преподавания.
Общедидактические:
1. научности (доказательное раскрытие научных положений, использование научной литературы);
2. доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание условий для преодоления трудностей);
3. сознательности, активности и прочности (понимание материала на сознательной основе без зазубривания, включенность в работу);
4. наглядности (зрительное восприятие – средство познания окружающего, наглядность заполняет пространство между абстрактной и конкретной подачей материала);
5. системности, последовательности, преемственности (что позволяет упорядочить знания, опираясь на ранее изученное); 6. взаимосвязи теории с практикой (обеспечивает взаимосвязь с жизненным опытом, взаимосвязь целей и результатов обучения);
7. народности (учет традиций, истории, достижений предыдущих поколений);
8. межпредметные связи (с другими учебными кусами: математикой, литературой, языком, историей, биологией, художественным искусством).
Общепсихологические:
1. детерминизма (причина обусловленности психических явлений в жизни);
2. единства сознания и деятельности, развития сознания в деятельности (психика может быть правильно понята и обусловлена, если ее рассматривать как продукт развития и результат деятельности[22].
Практические:
1. наглядности (соотношение чувственного и логического в процессе познания). Например, знакомясь с избирательностью восприятия как одной из его особенностей, учащиеся затрудняются ответить на вопрос «Почему ошибки в тетрадях учитель исправляет красным стержнем?»
Очевидно, теоретического знания, что контрастность – это выделение объекта восприятия в окраске выделяемых объектов, недостаточно;
2. концентричности (усовершенствование, наслоение знаний, установление внутрипредметных связей);
3. целостности (анализ психики в единстве формы и содержания: телосложение, возраст, пол; особенности психических процессов, свойств);
4. самостоятельности (активизирует познавательную деятельность, увеличивает потребность в познании);
5. активности (с учетом методических средств, обеспечивающих ее);
6. обратной связи;
7. «здесь и теперь»;
8. профессиональной направленности;
9. педологические принципы: изучение в социальном контексте, практической значимости, генетический (учет способностей, особенностей), системное изучение (не по частям).
Для более детального изучения особенностей преподавания психологии в общеобразовательной школе было проведено интервью-опросс учащимися школы – лицея № 2 г. Костаная (Приложение А).
Данное интервью показало, что занятия по психологии в школе не ведутся. Деятельность педагога – психолога с учащимися реализуется на факультативных встречах предметов дополнительного образования (ПДО) на тему «4 К - компетенции». Занятия ПДО проходят в виде интерактивных встреч с элементами тренинга и обсуждением тем согласно календарно – тематического плана по данному предмету.
В результате исследования выявлено, что в школе не проводятся внеурочные занятия и факультативы по психологии.
Но наряду с этим обнаружилось, что детям интересно изучать психологию, работать в тренингах, сотрудничать и обсуждать актуальные для них темы. Также отметим, что классные руководители могут принимать совместное участие в обсуждении необходимых тем, тренингах во время проведения классного часа.Все это свидетельствует о педагогической готовности учителей школ к занятиям по психологии, имею стремления и умения его вести.
Согласно проведенному опросу в настоящее время в школе осуществляется системное психолого – педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Куда входят занятия как с учащимися, так и плановые мероприятия с педагогами и родительской общественностью школы.
Итак, преподаватель психологии должен строить свою работу так, чтобы достичь главную общую цель преподавания – формирование психологического мышления на теоретических занятиях, а также практических умений на семинарских, лабораторных и закрепления их во время практики. Таким образом, действенность методики преподавания зависит от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.
2.2 Формы организации продуктивных взаимодействий
Изучив общие методы обучения психологии в школе, рассмотрим более подробно на интерактивном методе обучения психологии.Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.