Файл: Особенности преподавания психологии в общеобразовательной школе способы и формы организации обучения психологии в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«...С ценностной точки зрения, если мы не хотим плодить только психотехников - манипуляторов, то процесс воспитания в образовании обязательно должен иметь приоритет над процессом обучения. Круг профессионалов должен формироваться в условиях академической дискуссии, споров между представителями разных направлений и совместного проживания с учениками об историческом и современном развитии психологии в конкретной социокультурной ситуации» [8].

В соответствии с указанными требованиями цели психологической подготовки можно определить следующим образом:

- приобретение теоретических и практических знаний и способов взаимодействия и общения в различных ситуациях жизни людей;

- формирование психологического сознания, его содержанием является единство познания и действия. Поэтому теоретическое знание, выходящее за рамки разработки приемов создания ситуаций поведения и действий, направленных на двоих и других людей, не является профессиональным психологическим знанием [9].

В большинстве случаев содержание психологической подготовки учителя сокращено за счет университетского курса психологии, направленного на подготовку психолога-исследователя или преподавателя психологии. Анализ практики подготовки учителей показывает, что до недавнего времени академическая наука оставалась единственным фактором формирования ее содержания. Сегодня в педагогическом вузе психологическому воспитанию отданы инструментальные функции, а цель его обучения - подготовить учителя к созданию и организации нормативно-технологической деятельности с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей школьников.

Психологическое образование учителя не может быть представлено как простой комплекс психологических предметов, отражающих отраслевой принцип строения психологической науки; это должна быть целая система знаний, непосредственно направленная на учебную практику.

Как отмечает А.Т. Акажановапроектирование практики психологического воспитания педагога, соответствующий современной социокультурной ситуации в нашей стране, должен осуществляться на основе трех составляющих: педагогической деятельности, ставящей в себе цель; психологическое знание, определяющее его содержание; организация профессионального образования, определяющая его технологические аспекты [10].


При обучении психологии в школе, прежде всего, необходимо учитывать фактор психологической уникальности, обусловленной возрастом. Во время урока невозможно удержать внимание и интерес студенческой аудитории к каким-то отвлеченным теоретическим знаниям. Поэтому при выборе контента в первую очередь следует обращать внимание на то, чем интересно заниматься человеку этого возраста.

Учебный курс психологии в школе имеет четкую практическую и прикладную направленность. Это личностно-ориентированный курс психологии, где немного другая система обучения, где общение в учебном процессе идет не о каком-то постороннем предмете, а о «себе», что позволяет проводить основную воспитательную и воспитательную работу. функции курса: с одной стороны, приобретение психологических знаний и методов психической саморегуляции способствует росту личности, а с другой стороны, конструктивность, достигаемая в решении жизненных и реально существующих проблем. придает значение и важность психологическому воспитанию подростков.

По мнению участников эксперимента, главной задачей было внедрение психологической грамотности в школьное образование, в результате чего в 1988 году в школе появился новый учебный предмет - психология, «способствующая повышению творческой активности ребенка, более социально адаптированной, более безопасной и, как следствие, целенаправленно формирующей основу ее внутренних ресурсов и устойчивости в рамках технологий здравоохранения» [11].

Для того чтобы определить цели обучения психологии, школьники, на наш взгляд, должны прежде всего проанализировать сложившуюся ситуацию: психологические особенности возраста школьника, учебы и жизненного опыта; и его мотивация: чаще всего это потребность человека в психологических знаниях для развития личности как субъекта общения и/или потребность в профессиональном самосовершенствовании.

Подростковый возраст является важным этапом в развитии умственных способностей человека: быстро развивается способность к творческому мышлению, к обобщению, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план выходит способность к поиску оригинальных, нестереотипных решений, к реализации своего мировоззрения, к достижению жизненной цели.

Изучая психологию, каждый учащийся должен научиться мыслить психологически независимо от будущей профессии [11] при анализе и оценке поступков и деятельности человека, черт характера и способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, Но это общая цель преподавания психологии направлена ​​на учащихся - психологов и неспециалистов и т.д. формирование способности психологического мышления с использованием теоретических знаний для решения практических задач, то возникает вопрос: в каких видах деятельности, входящих в профессиональную деятельность непсихолога, будут необходимы эти знания и умение их применятьколлективных, личных отношений с другими людьми и др.



? Известный психолог Э.А. Климова, психологическое образование для «психологической грамотности» необходимо любому непсихологу, потому что он «должен доносить идеи, намерения, настроения до сознания других (искать взаимопонимания, учить, руководить)». По его словам, «хорошая регуляция внутреннего мира человека и самосовершенствование на научной основе» [12].

Как отмечает В.Н. Карандашев«Если совершенствовать подробные и уважительные знания о содержании внутреннего мира, то это ослабит конфликты, напряженность, недопонимание в сфере взаимодействия «бизнесменов», руководителей и подчиненных, политиков и людей. Нас объединяет профессиональная психологическая культура» [13].

Профессиональная грамотность и, тем более, культура личности не исчерпывается знаниями в своей области. В связи с этим психологической составляющей профессионализма является не только осознание, но и культивирование психической предрасположенности человека (начиная от его убеждений, постоянных эмоциональных отношений к различным аспектам действительности и заканчивая предустановленными интуициями). Кроме того, осмысление особенностей профессиональных мотивов, побуждений (а это психологическая профессия) является важным вопросом построения профессионального жизненного пути.

Профессионал не только знает что-то конкретное, хочет этого, но и знает, знает, знает. Перечислить большую часть того, что знает человек, нетрудно, по крайней мере, это показывает некоторую целостность в области его предмета или больших разделов, областей его науки («содержание»). «Что я умею?», «Каковы мои показатели и когнитивные способности?», «Что я должен уметь делать?» формировать достаточно полные и развернутые ответы на такие вопросы. Эта реальность требует особого (психологического) внимания ума и особого анализа. А информационный продукт соответствующего типа важен, в частности, для самообразования и самокоррекцииучащегося в какой-либо области [14].

Психология – показательная основа для формирования личности, не являющейся профессиональным психологом.

Научная психология на уровне вуза является основой ориентации, необходимой как для личного профессионального самосовершенствования, так и для деловых отношений с людьми, отличающимися по своему психическому строению и образу мышления.

Верно, что учебный предмет, обслуживающий профессионально-техническое образование, с одной стороны, не должен прекращать свое существование, с другой стороны, он должен создаваться таким образом, чтобы учитывать особенности как развивающей личности так и самоопределяющийся человек.


Процессы формирования и динамики действия, сложного преднамеренного поведения, действия, привычки, навыка, навыка, реализации, в частности, профессиональных навыков являются традиционными предметами психологии.

Проблемы проектирования и создания профессионального жизненного пути с качественными этапами психического развития личности, анализ кризисных ситуаций в развитии личности как субъекта и поиск путей выхода из этих кризисов, анализ и оптимизация внутри группы; в частности, многие проблемы семейных отношений, понимания и воспитания детей являются областями, традиционно отведенными психологии, и не могут быть проигнорированы школьником.

1.2 Особенности преподавания психологии в школе
Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах, а также и в Казахстане стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях (как общеобразовательных, так и средних профессиональных).

Содержание курса психологии и подготовка школьных учителей — две основные проблемы. В Казахстане факультативные курсы психологии появились в школах в 90-х гг. прошлого столетия. Основной проблемой, которую приходилось решать психологу-преподавателю, было отсутствие единых требований к разработке программ обучения психологии в средней школе[15].

Каждый учитель вел свой предмет в силу собственных представлений, ориентируясь на собственные пристрастия и интересы школьников. Поскольку практическая психология вызывала и продолжает вызывать особенно большой интерес учащихся, то именно эта тематика обычно и являлась преобладающей при разработке учебных программ по психологии.

Позднее в отечественной литературе появилась первая систематизация психологических знаний для преподавания психологии в школе; изданы соответствующие учебные пособия.

Психология как учебный предмет – специально организованная система знаний, раскрывающая содержание психических явлений, закономерности их проявления[16].

Данный учебный предмет строится в соответствии с учебным планом и специальными программами, в которых оговаривается содержание, определенное характером профессиональной деятельности (педагогической, технической, музыкальной, художественной и т.д.)

Конечная цель уроков психологии – воспитание творческой, гармоничной, психологически образованной и развитой личности.

Цель преподавания психологии – познакомить с основными положениями научной психологии для обоснования важнейших положений педагогики, методик обучения и воспитания; научить разбираться в собственной психической жизни, жизни детей, других людей, содействовать организации работы по саморазвитию и самовоспитанию, различных видов человеческой деятельности (менеджмент, педагогическая и др.)[17].

Каждый урок психологии имеет свои конкретные цели:

1. общеобразовательная (учебная): так, на примере обзорного урока: объяснить понятие «психология», познакомить с историей становления психологии как науки, ее предметом, особенностями, отраслями и методами (смотри программу по психологии, р-л «Учащиеся должны знать»);