Файл: Особенности преподавания психологии в общеобразовательной школе способы и формы организации обучения психологии в школе.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К интерактивным (от англ. intеrасtiоn – взаимодействие, взаимное воздействие) относятся такие обучающие и развивающие личность методы, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой (межгрупповой) деятельности, обратной связи между всеми участниками. По сравнению с традиционными технологиями в интерактивном обучении наполняются новым содержанием роли педагога (учителя, преподавателя) и учащихся (школьников, студентов). Организуя взаимодействия и отношения, педагог ставит в центр управления обучением самого обучаемого в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса.
Исходя из того что обучение является процессом социальным, коллективным, а не сугубо индивидуальным, инструментарий воздействия в системе интерактивных методов представлен групповыми методами обучения.
При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества[23].
Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.
К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:
1) эвристическая беседа(ответов от учащихся через активизацию их мышления посредством искусно поставленных вопросов.);
2) метод дискуссии(специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы,);
3) «мозговая атака»(поиск ответа посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей,нужных и ненужных ассоциаций);
4) метод «круглого стола»(рассмотрение проблем в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля);
5) метод «деловой игры»(учебное моделирование ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, для чтобы обучить учащихся выполнять соответствующие профессиональные функции);
6) конкурсы практических работ с их обсуждением;тренинг. метод практического занятия в классе для моделирования ситуаций межличностного взаимодействия в процессе деятельности.
Информационное общество предъявляет новые требования к образованности, усиливая те акценты, которые прежде могли казаться факультативными. Новые ценности образования зафиксированы мировым сообществом в известных задачах: научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе
, научиться ответственности. Эти задачи вполне решаемы интерактивными методами, вот почему они и рассматриваются в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях как методы 21 века.
Интерактивными или диалоговыми называют группу обучающих методов, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения, то есть значительно повысить его развивающий потенциал, углубить и расширить осваиваемое содержание образования[24].
К интерактивным относят, таким образом, не все методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. Это, прежде всего, тренинг, игра, дискуссия и проектный семинар.
Очевидно, что интерактивные методы адекватны именно личностно-деятельностной или личностно-ориентированной парадигме и позволяют ее воплотить в реальной образовательной практике.
Интерактивные методы создают реальные условия для проявления и упражнения, а значит и развития, таких функций личности, как избирательная, критическая, рефлексивная, смыслотворческая, функция волевой саморегуляции. Важнейшим механизмом интенсификации педагогического образования в интерактивном обучении является интериоризация опыта продуктивных взаимодействий школьников с преподавателями. Преподаватели в этом случае выступают как носители педагогической культуры: культуры ценностно-смысловых отношений, культуры педагогически целесообразных коммуникаций, культуры педагогической деятельности.
Рефлексивные работы школьников на разных этапах обучения и после окончания всего курса показывают не только их высокую личностную удовлетворенность процессом и результатами обучения, но позволяют обнаружить положительную динамику в критичности, гибкости, самостоятельности и глубине мышления, в речевой компетентности (осваиваются сложные речевые жанры, развивается все показатели сформированности монологической и диалогической речи), в сформированности общеучебных навыков (чтение и осмысление научных текстов, реферирование, педагогическое исследование и проектирование), в содержании и модальности учебной мотивации (формируется устойчивая потребность в самообразовании, глубокие и действенные познавательные интересы, переживаются интеллектуальные эмоции, которые приносят личности глубокое удовлетворение)[25].
Все перечисленные показатели свидетельствуют о развитии личностных профессионально значимых качеств будущих педагогов, о формировании у них необходимых компонентов педагогического общения и о приобретении учениками основных педагогических умений и навыков: аналитических, прогностических, рефлексивных, гностических, рефлексивных, проективных.
Таким образом интерактивные методы создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и учениками не только придают учебным занятиям активный характер в познавательном смысле, но и превращают их в процесс воспитательный.
Существует реальная опасность дискредитации интерактивного обучения в практике преподавателей, личностно или профессионально не готовых к работе в сложных, напряженных взаимодействиях с группой, в условиях подлинного сотрудничества, предусматривающего взаимную критичность, открытость, уважение и требовательность.
Очевидно и то, что школьники должны иметь возможность выбора "режима обучения": интерактивное или интенсивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучаемых, особенно обладающих крайне выраженными характеристиками интроверсии, либо имеющим существенные изменения ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте объяснительно-иллюстративные, традиционные методы обучения являются более универсальными, хотя очевидно, что и они имеют ограничения, отторгая и порождая неуспешность или нежелание учиться у высоко активированных, самоорганизующихся, экстравертированных личностей.
Интерактивные методы, таким образом, могут выступать на начальных этапах обучения в качестве своеобразных диагностических процедур, обнаруживающих характер учебной мотивации и сформированность учебной деятельности школьников.
Очевиден и терапевтический потенциал интерактивных методов в условиях их системного использования в образовательном процессе. Дискуссия, анализ реальных ситуаций, мозговой штурм, ролевая или иммитационная игра, ведут к созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии, к усилению речевой и интеллектуальной активности обучаемых, повышают их заинтересованность, чувство уверенности в себе, снижают тревожность и создают смысловой контекст коммуникаций[25].
При длительном и систематическом использовании интерактивных методов, в условиях парадигмальных изменений в организации образовательного процесса, которые позволяют его квалифицировать как процесс интенсивного (интерактивного) обучения, этот эффект выражен достаточно сильно и обнаруживается в показателях личностного роста - личностной продуктивности. Школьники осваивают умение справляться с непростыми учебными проблемами, используя адекватные психологические средства и проявляя оптимизм и реалистичный взгляд на ситуации.
Терапевтический эффект интенсивного образования будущих педагогов чрезвычайно важен, поскольку педагогическая профессия относится к одной из самых массовых, а значит, не позволяющих на этапе получения профессионального образования вести отбор школьников по тем высоким личностным показателям, которые составляют норму педагогического профессионализма. Очевидно, что эта общемировая проблема, имеющая длительную историю и давно осознанная исследователями, может решаться не на путях "диагностики отбора", а в условиях терапевтического, помогающего, развивающего обучения.
Кажется особо парадоксальным тот факт, что об интерактивном обучении, о необходимости использования интерактивных методов как формы взаимодействия педагога с обучаемыми стали активно размышлять тогда, когда это взаимодействие стало превращаться в процесс виртуальный - то есть в условиях компьютерного обучения.
Термин интерактивное обучение сегодня используется применительно к технологиям дистанционного образования, Интернет-образования гораздо более активно, чем в отношении привычного и наиболее распространенного обучения в условиях непосредственных контактов преподавателя с обучаемыми.
Компьютер, с его современными и все увеличивающимися возможностями, уже сегодня способен заменить учителя в его объяснительно-иллюстративных, контрольных, оценивающих функциях. При этом он будет более терпеливо и более качественно выполнять эти задачи, всегда казавшиеся самыми сложными в предметном обучении. Даже учесть индивидуальные психологические возможности школьника (например, когнитивный стиль или темп деятельности, быстроту мышления) и выбрать оптимальный режим обучения компьютер может более успешно, чем учитель.
Но в условиях работы в открытом образовательном пространстве и в других случаях работы с обучающей программой на электронных носителях, возникают особые психологические эффекты, преодолеть которые, как оказалось, возможно только с помощью интерактивного обучения, то есть имитации непосредственного общения, диалога обучающегося с преподавателем и с группой других обучающихся.
Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих школьников, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.
Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.
К методам интерактивного обучения могут быть отнесены:
1) эвристическая беседа;
2) метод дискуссии;
3) «мозговая атака»;
4) метод «круглого стола»;
5) метод «деловой игры»;
6) конкурсы практических работ с их обсуждением и др.
Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. – нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга.