Файл: Проектирование машиностроительных цехов и заводов. Основные стадии проектирования промышленного предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 398
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Проектирование машиностроительных цехов и заводов.
Основные стадии проектирования промышленного предприятия.
Проектирование механических цехов.
Классификация механических цехов.
Основные этапы разработки проекта механического цеха.
Технико-экономические показатели проекта механического цеха
Проектирование сборочных цехов.
Проектирование внутризаводского транспорта.
Транспортная система на предприятии.
Основные виды подъемно-транспортного оборудования.
Расчет потребного количества подъемно-транспортного оборудования.
– трудоемкость сборки одного изделия, чел/час;
Д – годовой выпуск изделий или узлов в шт;
Фрм – действительный годовой фонд времени рабочего места, час;
Рсб – средняя плотность работы.
Под плотностью работы понимают число рабочих, приходящихся на одно рабочее место. Так при работе на верстаке плотность равна 1, при работе на стендах узловой и общей сборки Рсб = 2, 3, 4 и больше в зависимости от габаритов и сложности сборки.
Полученное Мр округляется до целого числа. Отношение расчетного количества рабочих мест к принятому является коэффициентом загрузки рабочих мест.
При укрупненном проектировании для определения количества рабочих мест всего цеха или отделения расчет ведут по формуле:
где - суммарная трудоемкость годового выпуска цеха по сборке в чел/час;
- средний коэффициент загрузки, равный 0,75 – 0,8;
Рсб = 1,2 – 1,8
При поточной сборке, в т.ч. конвейерной, при регламентированных перерывах количество рабочих мест определяется по действительному такту сборки:
где Ти – трудоемкость сборки изделия (узла), равная суммарному оперативному времени по всем операциям, чел/час.
- действительный такт сборки;
Рср – средняя плотность работы.
В состав технологического оборудования сборочного цеха входят также:
При разработанном тех. процессе сборки количество указанного оборудования определяется по формулам, аналогичным применяемым для расчета количества станков в механических цехах:
где Тоб – годовая трудоемкость выполнения операций на оборудовании данного типа;
Фдо – годовой действительный фонд работы оборудования при принятом числе смен.
К производственным рабочим сборочных цехов (отделений, участков) относятся:
а также другие профессии рабочих, связанных с выполнением работ по сборке и испытанию изделий.
Потребное количество рабочих:
где Тсб – годовая трудоемкость сборки или слесарно-пригоночных работ для изготовления узла или изделия, чел/час;
Фдр – действительный годовой фонд времени рабочего, час.
Количество сборщиков на каждую сборочную операцию при поточной сборке:
где Топ – суммарное оперативное время данной операции, мин;
д – такт сборки.
На конвейерной сборке к полученному расчетному числу сборщиков необходимо добавить 2 – 5% резервных рабочих для замены временно отлучающихся с линии, а также для устранения задержек, дефектов и т.п.
Средний разряд производственных рабочих сборочных цехов для серийного производства составляет 3,5 – 4,0, для массового – 3,0 - 3,5.
К вспомогательным относятся крановщики, раздатчики инструмента, кладовщики, транспортные рабочие. количество вспомогательных рабочих принимается в % от количества производственных рабочих на основании опытных данных:
Rвсп = 20 – 25% для серийного производства;
Rвсп = 15 – 20% для массового производства.
Младший обслуживающий персонал (МОП) – 1 – 3% от общего числа рабочих;
ИТР + служащие – 12 – 15% от общего числа рабочих.
Величину общей площади цеха (включая отделения испытания, окраски, упаковки и вспомогательные службы) определяют по показателям удельной общей площади на одно рабочее место. Рассчитанную таким образом площадь цеха при выполнении планировки оборудования уточняют.
Удельная площадь цехов заводов автомобильной промышленности:
1. Сборка коробок передач – 15 – 20м
2 на 1 раб. место.
2. Сборка двигателей и шасси - 20 – 40 м2
3. Регулировка и сдача автомобилей - 100 – 200 м2
Для серийного производства машин средних размеров (станки, двигатели, насосы, компрессоры и др.) удельная площадь на 1 производственного рабочего принимается равной 24 – 32 м2.
При укрупненных расчетах принимают площадь сборочного отделения в % к площади механического цеха.
В единичном и мелкосерийном производстве площадь сборочного отделения (цеха) составляет в среднем 50 – 65% площади механического цеха;
в серийном – 30 – 40%
в массовом – 20 – 30%
при хорошо организованном поточном производстве 10 – 20%.
Р
Рис. План-схема потоков узловой и общей сборки при размещении их в одном помещении.
асположение участков сборки должно соответствовать последовательности прохождения деталей и узлов по стадиям сборки. В соответствии с этим участки сборки должны располагаться в следующем порядке: Слесарная обработка деталей, если она предусматривается сборка механизмов, общая сборка машины, испытания, окраска. Сборка узлов и изделий высокой точности выделяется в изолированных термоконстантных отделениях.
В том случае, когда узловая и общая сборка производится в одном цехе или отделении, направление потоков сборки отдельных узлов располагают, как правило, перпендикулярно линии общей сборки машины с тем, чтобы конечная операция сборки узла совершалась вблизи места установки его на линии сборки. Окрасочные и сушильные камеры могут располагаться как в линии общей сборки, так и в линиях узловой сборки.
Поточная подвижная сборка производится на различных транспортных устройствах, к числу которых относятся конвейеры, рольганги, подвесные монорельсовые пути с тельферами, тележки, карусельные столы и пр.
Конвейеры для сборочных работ:
Применяя то или другое транспортное устройство можно получить прямую или кольцевую линию потока при непрерывном или прерывистом (периодическом, пульсирующем) движении.
Т
Рис. Вертикально замкнутый тележечный конвейер.
ележечные вертикально-замкнутые конвейеры применяются для прямых сборочных линий, у которых первая операция находится в начале конвейера, а последняя – в конце его. Обратная ветвь этих конвейеров располагается под рабочей ветвью, над или под полом; технологические операции можно производить по обе стороны конвейера. Эти конвейеры бывают с опрокидывающимися и неопрокидывающимися тележками.
Горизонтально-замкнутые тележечные конвейеры применяются для кольцевых сборочных линий, когда процесс сборки состоит из большого количества технологических операций. Благодаря круговому движению у этих конвейеров используется вся длина его ходовой части.
Длина тележечных конвейеров для сборки бывает 15 – 200 м, при ширине 0,25 – 3,5 м. Скорость периодически действующих конвейеров – 4 – 5 м/мин, непрерывно действующих – 0,02 – 4 м/мин.
Подвесные цепные конвейеры представляют собой замкнутое тяговое устройство в виде подвески для грузов. Широко применяются в поточном производстве для передачи деталей с одного рабочего места к другому и в другие цеха на заводах автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
Уклон при подъемах и спусках допускается до 45, радиус закругления – 1 – 1,5 м. Скорость тяговой цепи – 0,1 – 10 м/мин.
П
Рис. Горизонтально замкнутый тележечный конвейер.
Рис. Подвесной цепной конвейер.
ульсирующий конвейер – сочетает достоинства подвижной и стационарной сборки. состоит из жесткой металлической рамы, которая опирается на гидравлические домкраты грузоподъемностью Р = 1 – 3 т.
Сборка производится на неподвижных стендовых плитах, установленных на фундаментах. Пульсирующие передвижения конвейера осуществляется на 1 шаг (от 0,5 до 1,2 м). Широко распространен в крупносерийном производстве при сборке станков.
Кроме того, в качестве транспорта при сборке используются ленточные конвейеры, рольганги, тележки (в т.ч. рельсовые), и другие виды транспорта.
При сборке на ленточных конвейерах могут применяться или длинные узкие верстаки (шириной ,4 – 0,6 м), расположенные вдоль линии сборки, или индивидуальные рабочие столы, установленные перпендикулярно линии сборки. Второй вариант удобнее при сборке легких и точных изделий.
Рис. Пульсирующий конвейер
П
Рис. Расположение верстаков при сборке относительно конвейера.
1 – конвейер; 2 – верстаки.
ри поточной сборке часто используются сборочные тележки, на которых закрепляют собираемые изделия; тележки последовательно передвигают от одного рабочего места к другому со скоростью 10 – 15 м/мин.
При планировке отделений, участков и рабочих мест сборки должно быть предусмотрено следующее оборудование:
Ширина пролетов сборочных цехов принимается в зависимости от габаритных размеров собираемых машин, оборудования и площадей рабочих мест и других условий.
Таблица
Д – годовой выпуск изделий или узлов в шт;
Фрм – действительный годовой фонд времени рабочего места, час;
Рсб – средняя плотность работы.
Под плотностью работы понимают число рабочих, приходящихся на одно рабочее место. Так при работе на верстаке плотность равна 1, при работе на стендах узловой и общей сборки Рсб = 2, 3, 4 и больше в зависимости от габаритов и сложности сборки.
Полученное Мр округляется до целого числа. Отношение расчетного количества рабочих мест к принятому является коэффициентом загрузки рабочих мест.
При укрупненном проектировании для определения количества рабочих мест всего цеха или отделения расчет ведут по формуле:
где - суммарная трудоемкость годового выпуска цеха по сборке в чел/час;
- средний коэффициент загрузки, равный 0,75 – 0,8;
Рсб = 1,2 – 1,8
При поточной сборке, в т.ч. конвейерной, при регламентированных перерывах количество рабочих мест определяется по действительному такту сборки:
где Ти – трудоемкость сборки изделия (узла), равная суммарному оперативному времени по всем операциям, чел/час.
- действительный такт сборки;
Рср – средняя плотность работы.
В состав технологического оборудования сборочного цеха входят также:
-
сборочные стенды; -
прессы; -
механизированные сборочные установки и инструмента (гайковерты, шпильковерты, сверлильные машинки, шлифовальные машинки и др.); -
сборочные автоматы; -
установки и стенды для испытания оборудования.
При разработанном тех. процессе сборки количество указанного оборудования определяется по формулам, аналогичным применяемым для расчета количества станков в механических цехах:
где Тоб – годовая трудоемкость выполнения операций на оборудовании данного типа;
Фдо – годовой действительный фонд работы оборудования при принятом числе смен.
Рабочий состав сборочного цеха.
К производственным рабочим сборочных цехов (отделений, участков) относятся:
-
слесари по сборке, отладке и испытанию узлов и изделий; -
слесари-электрики; -
электромотажники по сборке и отладке электросистем; -
мойщики деталей и узлов; -
маляры и упаковщики,
а также другие профессии рабочих, связанных с выполнением работ по сборке и испытанию изделий.
Потребное количество рабочих:
где Тсб – годовая трудоемкость сборки или слесарно-пригоночных работ для изготовления узла или изделия, чел/час;
Фдр – действительный годовой фонд времени рабочего, час.
Количество сборщиков на каждую сборочную операцию при поточной сборке:
где Топ – суммарное оперативное время данной операции, мин;
д – такт сборки.
На конвейерной сборке к полученному расчетному числу сборщиков необходимо добавить 2 – 5% резервных рабочих для замены временно отлучающихся с линии, а также для устранения задержек, дефектов и т.п.
Средний разряд производственных рабочих сборочных цехов для серийного производства составляет 3,5 – 4,0, для массового – 3,0 - 3,5.
К вспомогательным относятся крановщики, раздатчики инструмента, кладовщики, транспортные рабочие. количество вспомогательных рабочих принимается в % от количества производственных рабочих на основании опытных данных:
Rвсп = 20 – 25% для серийного производства;
Rвсп = 15 – 20% для массового производства.
Младший обслуживающий персонал (МОП) – 1 – 3% от общего числа рабочих;
ИТР + служащие – 12 – 15% от общего числа рабочих.
Площадь сборочного цеха (отделения)
Величину общей площади цеха (включая отделения испытания, окраски, упаковки и вспомогательные службы) определяют по показателям удельной общей площади на одно рабочее место. Рассчитанную таким образом площадь цеха при выполнении планировки оборудования уточняют.
Удельная площадь цехов заводов автомобильной промышленности:
1. Сборка коробок передач – 15 – 20м
2 на 1 раб. место.
2. Сборка двигателей и шасси - 20 – 40 м2
3. Регулировка и сдача автомобилей - 100 – 200 м2
Для серийного производства машин средних размеров (станки, двигатели, насосы, компрессоры и др.) удельная площадь на 1 производственного рабочего принимается равной 24 – 32 м2.
При укрупненных расчетах принимают площадь сборочного отделения в % к площади механического цеха.
В единичном и мелкосерийном производстве площадь сборочного отделения (цеха) составляет в среднем 50 – 65% площади механического цеха;
в серийном – 30 – 40%
в массовом – 20 – 30%
при хорошо организованном поточном производстве 10 – 20%.
Планировка оборудования и рабочих мест сборочного цеха.
Р
Рис. План-схема потоков узловой и общей сборки при размещении их в одном помещении.
асположение участков сборки должно соответствовать последовательности прохождения деталей и узлов по стадиям сборки. В соответствии с этим участки сборки должны располагаться в следующем порядке: Слесарная обработка деталей, если она предусматривается сборка механизмов, общая сборка машины, испытания, окраска. Сборка узлов и изделий высокой точности выделяется в изолированных термоконстантных отделениях.
В том случае, когда узловая и общая сборка производится в одном цехе или отделении, направление потоков сборки отдельных узлов располагают, как правило, перпендикулярно линии общей сборки машины с тем, чтобы конечная операция сборки узла совершалась вблизи места установки его на линии сборки. Окрасочные и сушильные камеры могут располагаться как в линии общей сборки, так и в линиях узловой сборки.
Транспортные устройства, применяемые при сборке.
Поточная подвижная сборка производится на различных транспортных устройствах, к числу которых относятся конвейеры, рольганги, подвесные монорельсовые пути с тельферами, тележки, карусельные столы и пр.
Конвейеры для сборочных работ:
-
напольные конвейеры тележечные – вертикально-замкнутые и горизонтально замкнутые; -
подвесные цепные; -
шагающие пульсирующие; -
ленточные; -
пластинчатые и др.
Применяя то или другое транспортное устройство можно получить прямую или кольцевую линию потока при непрерывном или прерывистом (периодическом, пульсирующем) движении.
Т
Рис. Вертикально замкнутый тележечный конвейер.
ележечные вертикально-замкнутые конвейеры применяются для прямых сборочных линий, у которых первая операция находится в начале конвейера, а последняя – в конце его. Обратная ветвь этих конвейеров располагается под рабочей ветвью, над или под полом; технологические операции можно производить по обе стороны конвейера. Эти конвейеры бывают с опрокидывающимися и неопрокидывающимися тележками.
Горизонтально-замкнутые тележечные конвейеры применяются для кольцевых сборочных линий, когда процесс сборки состоит из большого количества технологических операций. Благодаря круговому движению у этих конвейеров используется вся длина его ходовой части.
Длина тележечных конвейеров для сборки бывает 15 – 200 м, при ширине 0,25 – 3,5 м. Скорость периодически действующих конвейеров – 4 – 5 м/мин, непрерывно действующих – 0,02 – 4 м/мин.
Подвесные цепные конвейеры представляют собой замкнутое тяговое устройство в виде подвески для грузов. Широко применяются в поточном производстве для передачи деталей с одного рабочего места к другому и в другие цеха на заводах автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
Уклон при подъемах и спусках допускается до 45, радиус закругления – 1 – 1,5 м. Скорость тяговой цепи – 0,1 – 10 м/мин.
П
Рис. Горизонтально замкнутый тележечный конвейер.
Рис. Подвесной цепной конвейер.
ульсирующий конвейер – сочетает достоинства подвижной и стационарной сборки. состоит из жесткой металлической рамы, которая опирается на гидравлические домкраты грузоподъемностью Р = 1 – 3 т.
Сборка производится на неподвижных стендовых плитах, установленных на фундаментах. Пульсирующие передвижения конвейера осуществляется на 1 шаг (от 0,5 до 1,2 м). Широко распространен в крупносерийном производстве при сборке станков.
Кроме того, в качестве транспорта при сборке используются ленточные конвейеры, рольганги, тележки (в т.ч. рельсовые), и другие виды транспорта.
При сборке на ленточных конвейерах могут применяться или длинные узкие верстаки (шириной ,4 – 0,6 м), расположенные вдоль линии сборки, или индивидуальные рабочие столы, установленные перпендикулярно линии сборки. Второй вариант удобнее при сборке легких и точных изделий.
Рис. Пульсирующий конвейер
П
Рис. Расположение верстаков при сборке относительно конвейера.
1 – конвейер; 2 – верстаки.
ри поточной сборке часто используются сборочные тележки, на которых закрепляют собираемые изделия; тележки последовательно передвигают от одного рабочего места к другому со скоростью 10 – 15 м/мин.
Планировка сборочного цеха.
При планировке отделений, участков и рабочих мест сборки должно быть предусмотрено следующее оборудование:
-
верстаки, столы; -
сборочные автоматы и полуавтоматы; -
стенды; -
р
Рис. Использование тележек при сборке
1 - зона подачи узлов и деталей; 2 – начало сборки; 3 – тележка; 4 – цепь конвейера;
5 – передача объекта на другую ветвь конвейера; 6 – выдача собранного изделия.
ельсовые и безрельсовые тележки, конвейеры, наземные рельсовые пути, автоматические и полуавтоматические сборочные станки и линии, а также другое необходимое в конкретных условиях оборудование. Следует также предусмотреть места расположения сборщиков и возможность их перемещения.
Ширина пролетов сборочных цехов принимается в зависимости от габаритных размеров собираемых машин, оборудования и площадей рабочих мест и других условий.
Таблица
Габариты изделий | Ширина пролета, м |
Малые (станки для инструментального производства, приборы, швейные машины и т.п.) | 18 |
Средние (станки, двигатели, автомобили, тракторы и т.п.) | 18, 24 |
Крупные двигатели, локомотивы, вагоны и т.п. | 24, 30 |
Особо крупные (тяжелые станки, металлургическое оборудование и т.п.) | 30, 36 |