Файл: национальный исследовательский томский политехнический университет мастеркласс управление имиджем организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 472
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одним из приемов создания положительного имиджа руководителя является умение делать комплименты подчиненным. Многие руководители опасаются захвалить, перехвалить подчиненных. Вообще в нашей стране существует явный перекос в сторону жесткого обращения с подчиненными. У нас не принято хвалить подчиненных, наказания преобладают над поощрениями, в то время как психологами установлено, что поощрения являются лучшим, чем наказания, стимулом к труду.
-
Событийное измерение - это нормативно-этическая сторона поступка, поведения, деятельности в целом, т.е. речь идет о репутации человека. -
Контекстное измерение рассматривают как присоединение имиджей других людей (родственники, друзья, окружение), что, также, оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом
Имидж руководителя может формироваться естественным путем и искусственным:
Естественным – когда человек давно работает в компании и проходит все ступени карьеры наверх, такого человека уже знают в коллективе, у него сложившаяся репутация. Применяется как правило в Японских корпорациях.
Искусственно, когда человек приходит извне, у аудитории нет сложившихся представлений, человек вынужден завоевывать свои позиции и репутацию
Функции имиджа руководителя :
- Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных;
- мотивирующая функция;
- нормативная функция.
У имиджа существуют также внешние по отношению к организации функции:
- функции представительства;
- позиционирования организации во внешней среде.
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте определения персонального, личностного, делового, профессионального имиджа. -
Укажите различие атрибутов и факторов персонального имиджа. -
Назовите внешние факторы персонального имиджа, зависимые от его носителя. -
Назовите внутренние факторы персонального делового имиджа. -
Назовите факторы делового имиджа, зависимые от воспринимающих аудиторий. -
Назовите основные шаги в создании делового имиджа. -
Перечислите составляющие «Я-концепции». -
Перечислите источники имиджформирующей информации, исходящие от индуктора.
Практикум
-
Постройте собственную «Я-концепцию». Сформулируйте идею и основные характеристики Вашего делового и профессионального имиджа. -
Адаптируйте свой профессиональный имидж к различным группам реципиентов.
-
Кинетический и вербальный имидж.
Выбор модели поведения
-
Кинетический имидж
Психологи говорят: хочешь прочитать мысли человека – следи за его движениями. Мы даже не представляем, как много может рассказать о человеке его мимика и жесты.
Кинетический имидж – это Ваши жесты, движения, положение тела в пространстве. Это довольно значимая часть имиджа. При становлении положительного имиджа, необходимо сдерживать поведение или действия, которые выдают негативные стороны характера, и преподносить те, которые доставляют удовлетворение партнеру по общению.
Kinetikos в переводе с греческого означает «относящийся к движению».
Кинетический имидж зависит от кинетического языка личности – его жестикуляции и телодвижений.
Кинетический имидж связан с национальными традициями. Если вы работаете в шведской компании, вам придется смирить свою жестикуляцию. А если в среде итальянцев вести себя сдержанно, они будут считать вас человеком холодным, замкнутым и "себе на уме".
Составляющие кинетического имиджа:
-
Взгляд
Имиджирование будет более продуктивным, если характер зрительного контакта соответствует потребностям как индуктора, так и реципиента. Зрительный контакт в процессах коммуникации является важнейшим фактором персонального кинетического имиджа. Имиджирование будет более продуктивным, если характер зрительного контакта соответствует потребностям как индуктора, так и реципиента.
«Глаза в глаза». Подобный контакт с собеседником свидетельствует о том, что он очень заинтересован в разговоре с вами. Продолжительный зрительный контакт может говорить о том, что человек напуган и/или не доверяет вам. Недолгий зрительный контакт — человек обеспокоен и/или не заинтересован в беседе с вами. А полное отсутствие зрительного контакта свидетельствует о полном безразличии
вашего собеседника к вашему разговору.
Человек смотрит вверх. Поднятые вверх глаза являются признаком проявления презрения, сарказма или раздражения, адресованного вам. В большинстве случаев подобный «жест» означает проявление снисходительности.
Взгляд может быть долгим или мимолетным, пристальным или поверхностным, периодическим или неотрывным.
Часто люди не смотрят в лицо: 1) когда боятся или чувствуют себя виновными перед собеседником; 2) когда равнодушны: «в упор не видят». Недостаточный зрительный контакт расценивается как свидетельство невнимания, нежелания проявлять уважение, как неискренность, наличие нечистых помыслов или проявление застенчивости. Сознательное уклонение от взгляда может восприниматься как стыд, замешательство, скорбь или ложь. Уклонение от зрительного контакта, при котором человек опускает глаза, обычно воспринимается как признание чужого превосходства и служит свидетельством покорности.
Более активный зрительный контакт в диалоге порождает большую симпатию. Повышение зрительной контактности помогает повысить внешнюю привлекательность.
Чрезмерный зрительный контакт воспринимается как стремление подчеркнуть свое превосходство, отсутствие уважения; скрытая агрессивность, желание унизить. Обычно поедают глазами в тех случаях, когда складывается ситуация «удава и кролика». Долгие немигающие взгляды используют люди, желающие утвердить свою доминирующую позицию. Частый или продолжительный взгляд незнакомцев у большинства людей вызывает неприятные ощущения.
Сознательный выбор характеристик зрительного контакта зависит от цели коммуникации. Целями установления зрительного контакта могут быть:
-
получить информацию о собеседнике и его сообщении, -
показать свое внимание и интерес, -
побудить к взаимодействию, -
выразить свое превосходство, -
определить состояние и установки собеседника.
Независимо от цели, в процессе разговора с партнером старайтесь выполнять простые правила зрительного контакта. Старайтесь смотреть в лицо собеседнику, когда: 1) Вы обращаетесь к нему; 2) Ваш партнер обращается к Вам. Вы можете не смотреть на него 1) когда он задал Вам трудный вопрос и ищете на него ответ; 2) когда Вы высказываете проблему, подыскивая четкую формулировку. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70 % от всего времени общения.
Существуют специальные упражнения по тренировке зрительного контакта.
-
При неожиданной встрече с хорошо знакомыми людьми как можно больше смотрите им в глаза и заметьте, воспринимают ли они Ваш взгляд как признак желания продлить встречу. -
В процессе случайного разговора с незнакомцем постарайтесь только по глазам выяснить, испытывает ли человек симпатию к Вам. -
Понаблюдайте за другими разговаривающими парами и попытайтесь выяснить по взглядам характер их взаимоотношений. -
На белом листе нарисуйте точку размером с двухкопеечную монету. Прикрепите лист на расстоянии одного метра. Смотрите не моргая одну-две минуты, пока не выступят слезы. Результат – взгляд будет более спокойным. -
С помощь глаз и губ отработайте шесть вариантов мимики: прагматичную, решительную, открытую, закрытую, осторожную, застенчивую.
-
Мимика
Согласно исследованиям английского психолога Роберта Черльтона словами передается только 7 % информации, 38 % – интонацией, все остальное – мимикой и жестами. В кинетическом имидже мимика лица по коммуникативной выразительности уступает только глазам. Движение лицевых мышц – мимика – выражает эмоции человека. Без мимики общение лишается эмоционального колорита. Среди множества эмоций выделяются шесть основных: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для их классификации была предложена методика FAST, построенная на фиксации шести основных эмоций в трех зонах лица.
Важный фактор позитивного имиджа – улыбка. Это наиболее универсальное и позитивное выражение лица человека. Именно улыбка достойна наибольшего внимания как предмет мимического имиджирования. Улыбка портит позитивный имидж только в случаях передозировки. Вместе с тем улыбка может выражать не только дружелюбие, удовольствие, радость, но и сарказм, агрессию и т.п.
Если мышцы лица часто принимают определенное положение, то это выражение лица становится постоянным. В мимике лица могут запечатлеваться презрение, недовольство, обида т.д. В этих случаях показана лечебная гимнастика: попытайтесь фиксировать желаемое положение мышц многократно каждый день, пока не добьетесь желаемого эффекта. Выработайте у себя свойство внутреннего наблюдателя и контролера за состоянием мышц лица и его выражением. Научитесь «держать лицо».
Чтобы провести самодиагностику мимики, попробуйте следующий прием. Зафиксируйте обычное выражение своего лица. Уловите физическое самочувствие и эмоциональное состояние, которое отпечаталось в этом выражении. Посмотрите на себя в зеркало и спросите себя, случайно ли Ваше сиюминутное выражение.
Имиджмейкеры советуют выполнять специальные упражнения по тренировке лица – фейсбилдинг. Различают три типа упражнений:
-
Упражнения по общесоматической подготовке лица, физическое овладение мышцами лица. -
Овладение отдельными частями лица, тренировка умения ощущать части лица по отдельности и придавать им конкретные выражения. Предполагает освобождение от привычек сдвигать брови, щурить глаза и т.д. -
Упражнения по приданию мимики, в которой есть ситуативная необходимость. Например, конфиденциальное лицо, гостеприимное лицо, спокойное, недовольное, радостное лицо и т.д.
-
Кинетика головы
Кинетика головы в первую очередь проявляется в наклонах и поворотах головы. Имиджмейкеры выделяют несколько типов кинетики головы.
1. «Голова агрессора». Подбородок немного приближен к груди, взгляд идет из-под бровей. Родная стихия для агрессивных людей, любящих спорить и создавать ситуации конфликта. Может отражать агрессивность как наступательного, так и оборонительно-наступательного характера. Характерна людям, живущим в агрессивной среде. Вызывает негативные реакции при восприятии окружающими. У людей, видящих «голову агрессора», невольно возникает психическое напряжение. Она работает против Вашего имиджа.
Характерный пример – Б.Ельцин.
2. «Голова властелина». Голова практически постоянно откинута назад («задрал нос»). Характерна для самодовольных, самоуверенных людей. Вызывает негативные реакции при восприятии окружающими. Надменных людей не любят.
Характерный пример – С.Доренко.
3. «Голова внимающего». Голова склонена набок, выдвинута вперед и чуть наклонена вниз. Поза человека, прислушивающегося к словам собеседника. Подчеркивает уважение к собеседнику. Подсознательно вызывает приятные чувства.
К этому типу относятся Г.Явлинский, В.Познер.
4. «Голова президента». Голова чуть склонена набок, но при этом гордо откинута. Выражает внимание в сочетании с чувством собственного достоинства. Негативно воспринимается детьми, запуганными людьми, униженными и оскорбленными людьми, теми, кто боится Вас. Уместна в ситуациях, когда нужно дать сигнал о своей значимости, но не ущемить собеседника (выступающий на конференции, судья, оратор, рассказывающий о могуществе фирмы).
Пример – М.Горбачев.
Необходимо отдавать себе отчет в кинетике головы. Если Вы попытаетесь сказать слова признания в любви с «головой агрессора» или попросить что-то уничижительным тоном с «головой агрессора», то обнаружите, что это выглядит странно.