Файл: национальный исследовательский томский политехнический университет мастеркласс управление имиджем организации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 473
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Оценка корпоративного имиджа проводится посредством экспертного опроса представителей соответствующих групп восприятия и сотрудников предприятия.
Рис. 2.Параметры, характеризующие состояние корпоративного имиджа предприятия
Для выявления состояния корпоративного имиджа предприятия экспертам предлагается оценить степень соответствия каждого параметра всех компонент (рис. 2) имиджа позитивному — выставить оценки:
«5» — если состояние данного параметра полностью соответствует позитивному имиджу;
«4» — если состояние данного параметра соответствует не полностью позитивному имиджу;
«3» — если состояние данного параметра слабо соответствует позитивному имиджу;
«2» — если состояние данного параметра совершенно не соответствует позитивному имиджу.
Кроме того, по результатам экспертного опроса высшего руководства предприятия оценивается «зеркальный» имидж предприятия — представление руководства о том, что думают о предприятии различные группы общественности. Как показала практика проведения маркетинговых аудитов, на большинстве российских предприятий «зеркальный» имидж заметно отличается от реального в сторону приближения к позитивному имиджу.
По результатам оценки корпоративного имиджа предприятия разрабатывается план мероприятий, направленный на приближение параметров имиджа к значениям, соответствующим позитивному имиджу.
Таким образом, важно не только сформировать позитивный имидж компании, необходимо также поддерживать провозглашенные корпоративные стандарты, оценивать состояние имиджа на текущий момент и на основе оценки проводить мероприятия по поддержанию корпоративного имиджа.
Контрольные вопросы и задания
Практикум
РАЗДЕЛ III ПЕРСОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ
Тема 4. Персонально-деловой имиджа: сущность, основные понятия
Прочитав и обдумав эту тему, Вы сможете:
4.1.Понятие и факторы персонального делового имиджа
В литературе по имиджированию существует некоторая нечеткость в употреблении понятий персонального, личностного, делового и профессионального имиджа.
Под персональным имиджем понимается образ отдельного человека, формирующийся в определенное время с определенным уровнем полноты (от общего впечатления до сложной структуры представлений) в глазах реципиента.
Под персональным деловым имиджем, или просто деловым имиджем, понимается образ отдельного человека как работника, впечатление о его деловых, в том числе профессиональных, качествах.
Профессиональный имидж – конкретизация делового имиджа. Универсальные деловые качества человека – трудоспособность, инициативность, компетентность и т.д. – находят выражение в рамках определенной профессии. Поэтому деловой имидж в первую очередь предстает как профессиональный имидж.
Персональный образ складывается под влиянием двух больших групп факторов – характеристик носителя имиджа и особенностей воспринимающих аудиторий. Иначе говоря, существуют факторы, зависимые от носителя имиджа, и факторы, зависимые от воспринимающих.
Факторы, зависимые от носителя имиджа, делятся, в свою очередь, на внешние и внутренние.
В восьми случаях из десяти первое впечатление о других людях определяется внешними факторами. Внешними факторами персонального имиджа являются:
Внешний имидж и привлекательность во многом являются результатом зрительного соответствия внешности общепринятому представлению об эталоне красоты. Поэтому чрезвычайно высока роль оформления внешности в соответствии с принятыми нормами. В частности, женщина без современной прически, макияжа и одежды не воспринимается красивой и привлекательной.
К внутренним факторам персонального имиджа относятся:
К факторам второй группы, зависимым от воспринимающих, относятся уровень образования, уровень доходов, социальный статус, сфера интересов реципиентов.
Носитель имиджа не в силах повлиять на них. При проектировании имиджа он должен учитывать особенности восприятия окружающих.
Значение персонального делового имиджа трудно переоценить. Прежде всего персональный имидж сотрудников является атрибутом имиджа организации и тем самым непосредственно влияет на отношение к ней целевых аудиторий и общую конкурентоспособность. Деловой имидж есть у каждого работающего человека, но не каждый его контролирует. Между тем социальная роль, выполняемая личностью, требует носить специальный сценический костюм. Кроме того, образ человека формирует готовность других людей действовать по отношению к нему определенным образом. То есть имидж – это не только образ, но и впечатление которое мы производим.
Имидж вызывает психологическую установку окружающих людей либо на избегание контактов с носителем имиджа, либо на стремление к контактам и сотрудничеству с ним в определенной сфере. Тем самым персональный деловой имидж влияет на личную профессиональную успешность.
Так, в период предвыборных кампаний создатели «имиджа» американских президентов активно используют результаты опроса общественного мнения. Они ориентируются на систему ожиданий, существующих в обществе на момент очередных выборов. Позднее уже по ней планируются и редактируются выступления президента по радио и телевидению.
В Америке последних десятилетий просматривается явственное различие в официальных костюмах республиканцев и демократов. Республиканские деятели всегда одевались подчеркнуто консервативно, богато, элегантно. Помнится, на приеме в честь инаугурации Рейгана даже рухнула вешалка под тяжестью меховых манто республиканских дам. Напротив, в среде демократов приняты более функциональные, "популистские" вещи.
Психолог М. Лебедева отмечает: «Ваш внешний вид – излишний вес или расхлябанная походка – не только ваше личное дело. Это еще и показатель ваших волевых качеств, умения организовать свою жизнь, разработать принципы поведения и следовать им, что особенно важно для делового человека. У вашего руководства да и у вашего партнера может возникнуть бессознательное опасение, что уж если вы не в состоянии держаться в форме, то не сумеете достойно выйти из сложной ситуации, оперативно принять четкое решение. По вашей неосведомленности в мелочах более опытный партнер имеет право полагать, что вы плохо знакомы с правилами коммерческой игры, а значит с вами можно не церемониться и даже применять «запрещенные приемы».
4.2.Основные этапы формирования
персонального делового имиджа.
Обязательными шагами в формировании делового имиджа являются:
Ниже речь пойдет о каждой из перечисленных составляющих формирования персонального делового имиджа.
Как правило, имиджирование сосредоточено на технологии создания эффектного внешнего имиджа без учета внутренних личностных особенностей.Но внешняя выразительность – не гарантия позитивного имиджа. Персональный облик должен отражать сущность личности. Это важно по ряду причин.
Во-первых, имиджирование только тогда не превращается в подделку или имитацию, когда имидж сберегает “Я” личности, выявляет в ней лучшее.
Во-вторых, только тот имидж позволяет чувствовать себя комфортно, который не разрушает индивидуальность, а соответствует ей.
В-третьих, глубокое осознание собственного “Я” позволяет ответить на вопросы: ради чего личность стремится управлять своим имиджем, какие цели она хочет при этом достигнуть? Внешняя привлекательность – самое меньшее, что позволяет достигнуть удачный имидж.
В-четвертых, самоосознание позволяет разумно соотнести профессиональные и карьерные устремления с духовными и физическими возможностями личности.
Формулировка «Я-концепции» предполагает осмысление собственного мировоззрения, долгосрочных целей и принципов, достоинств и недостатков, особенностей характера и темперамента.
«Я-концепция» включает три составляющих:
«Внутреннее Я»
Существует множество приемов выявления «внутреннего Я». Вот некоторые из них.
1. Метод М. Куна. Возьмите лист бумаги и за 12 минут постарайтесь ответить примерно двадцать раз на один и тот же вопрос «Кто Я?» Затем проанализируйте результаты ответов.
Сколько ответов Вы дали? Обозначим количество ответов как А. Оцените объем «Я-концепции»: если А £ 8, то объем маленький; если А = 9-17, то объем средний; если А = 18-22, то объем высокий; если А>22, то концепция либо чрезвычайно развита, либо Вы стремитесь замаскировать истинную картину.
Подсчитайте, какой процент ответов относится к следующим особенностям:
Оценка корпоративного имиджа проводится посредством экспертного опроса представителей соответствующих групп восприятия и сотрудников предприятия.
Рис. 2.Параметры, характеризующие состояние корпоративного имиджа предприятия
Для выявления состояния корпоративного имиджа предприятия экспертам предлагается оценить степень соответствия каждого параметра всех компонент (рис. 2) имиджа позитивному — выставить оценки:
«5» — если состояние данного параметра полностью соответствует позитивному имиджу;
«4» — если состояние данного параметра соответствует не полностью позитивному имиджу;
«3» — если состояние данного параметра слабо соответствует позитивному имиджу;
«2» — если состояние данного параметра совершенно не соответствует позитивному имиджу.
Кроме того, по результатам экспертного опроса высшего руководства предприятия оценивается «зеркальный» имидж предприятия — представление руководства о том, что думают о предприятии различные группы общественности. Как показала практика проведения маркетинговых аудитов, на большинстве российских предприятий «зеркальный» имидж заметно отличается от реального в сторону приближения к позитивному имиджу.
По результатам оценки корпоративного имиджа предприятия разрабатывается план мероприятий, направленный на приближение параметров имиджа к значениям, соответствующим позитивному имиджу.
Таким образом, важно не только сформировать позитивный имидж компании, необходимо также поддерживать провозглашенные корпоративные стандарты, оценивать состояние имиджа на текущий момент и на основе оценки проводить мероприятия по поддержанию корпоративного имиджа.
Контрольные вопросы и задания
-
Назовите основные направления формирования внутреннего имиджа организации. -
Укажите, какие стили руководства Вы знаете. -
Дайте определение корпоративной культуре. -
Назовите основные элементы корпоративной культуры. -
Перечислите группы ритуалов. -
Что понимается под термином «социально-психологический климат»? -
Укажите основные направления формирования внешнего имиджа компании. -
Дайте определение «имиджевой рекламе». -
Как в законодательстве РФ определяется «благотворительность»? -
С какой целью проводится мониторинг корпоративного имиджа?
Практикум
-
Приведите примеры имиджевой рекламы, имиджевой статьи, имиджевого интервью для компаний, работающих на Томском рынке. -
Попытайтесь проанализировать внутренний и внешний корпоративный имидж действующего предприятия. На основе анализа дайте рекомендации.
РАЗДЕЛ III ПЕРСОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ
Тема 4. Персонально-деловой имиджа: сущность, основные понятия
Прочитав и обдумав эту тему, Вы сможете:
-
Выделить факторы персонального делового имиджа -
Описать основные этапы формирования делового имиджа -
Понять особенности формирования имиджа руководителя -
Рассказать сущность кинетического и вербального имиджа -
Привести стратегические и тактические модели поведения
4.1.Понятие и факторы персонального делового имиджа
В литературе по имиджированию существует некоторая нечеткость в употреблении понятий персонального, личностного, делового и профессионального имиджа.
Под персональным имиджем понимается образ отдельного человека, формирующийся в определенное время с определенным уровнем полноты (от общего впечатления до сложной структуры представлений) в глазах реципиента.
Под персональным деловым имиджем, или просто деловым имиджем, понимается образ отдельного человека как работника, впечатление о его деловых, в том числе профессиональных, качествах.
Профессиональный имидж – конкретизация делового имиджа. Универсальные деловые качества человека – трудоспособность, инициативность, компетентность и т.д. – находят выражение в рамках определенной профессии. Поэтому деловой имидж в первую очередь предстает как профессиональный имидж.
Персональный образ складывается под влиянием двух больших групп факторов – характеристик носителя имиджа и особенностей воспринимающих аудиторий. Иначе говоря, существуют факторы, зависимые от носителя имиджа, и факторы, зависимые от воспринимающих.
Факторы, зависимые от носителя имиджа, делятся, в свою очередь, на внешние и внутренние.
В восьми случаях из десяти первое впечатление о других людях определяется внешними факторами. Внешними факторами персонального имиджа являются:
-
общие физические данные -
одежда; -
письменная и устная речь; -
манеры; -
среда обитания: кабинет, жилище, машина, окружающие предметы.
Внешний имидж и привлекательность во многом являются результатом зрительного соответствия внешности общепринятому представлению об эталоне красоты. Поэтому чрезвычайно высока роль оформления внешности в соответствии с принятыми нормами. В частности, женщина без современной прически, макияжа и одежды не воспринимается красивой и привлекательной.
К внутренним факторам персонального имиджа относятся:
-
интеллектуальные, художественные, информационные личностные качества; -
уровень нравственности; -
уверенность в себе;
К факторам второй группы, зависимым от воспринимающих, относятся уровень образования, уровень доходов, социальный статус, сфера интересов реципиентов.
Носитель имиджа не в силах повлиять на них. При проектировании имиджа он должен учитывать особенности восприятия окружающих.
Значение персонального делового имиджа трудно переоценить. Прежде всего персональный имидж сотрудников является атрибутом имиджа организации и тем самым непосредственно влияет на отношение к ней целевых аудиторий и общую конкурентоспособность. Деловой имидж есть у каждого работающего человека, но не каждый его контролирует. Между тем социальная роль, выполняемая личностью, требует носить специальный сценический костюм. Кроме того, образ человека формирует готовность других людей действовать по отношению к нему определенным образом. То есть имидж – это не только образ, но и впечатление которое мы производим.
Имидж вызывает психологическую установку окружающих людей либо на избегание контактов с носителем имиджа, либо на стремление к контактам и сотрудничеству с ним в определенной сфере. Тем самым персональный деловой имидж влияет на личную профессиональную успешность.
Так, в период предвыборных кампаний создатели «имиджа» американских президентов активно используют результаты опроса общественного мнения. Они ориентируются на систему ожиданий, существующих в обществе на момент очередных выборов. Позднее уже по ней планируются и редактируются выступления президента по радио и телевидению.
В Америке последних десятилетий просматривается явственное различие в официальных костюмах республиканцев и демократов. Республиканские деятели всегда одевались подчеркнуто консервативно, богато, элегантно. Помнится, на приеме в честь инаугурации Рейгана даже рухнула вешалка под тяжестью меховых манто республиканских дам. Напротив, в среде демократов приняты более функциональные, "популистские" вещи.
Психолог М. Лебедева отмечает: «Ваш внешний вид – излишний вес или расхлябанная походка – не только ваше личное дело. Это еще и показатель ваших волевых качеств, умения организовать свою жизнь, разработать принципы поведения и следовать им, что особенно важно для делового человека. У вашего руководства да и у вашего партнера может возникнуть бессознательное опасение, что уж если вы не в состоянии держаться в форме, то не сумеете достойно выйти из сложной ситуации, оперативно принять четкое решение. По вашей неосведомленности в мелочах более опытный партнер имеет право полагать, что вы плохо знакомы с правилами коммерческой игры, а значит с вами можно не церемониться и даже применять «запрещенные приемы».
4.2.Основные этапы формирования
персонального делового имиджа.
Обязательными шагами в формировании делового имиджа являются:
-
Определение отличительных характеристик и целостной индивидуальности личности – будущего носителя создаваемого имиджа. На этом этапе происходит самоидентификация личности. Этот блок представляет собой концептуальное обоснование имиджа и предполагает формулировку «Я-концепции» – основы построения неповторимого персонального имиджа. Проектируемый имидж должен отражать лучшие внешние и внутренние качества личности. -
Анализ и учет предпочтений конкретной среды деловых отношений личности. На этом этапе определяются предпочтения аудитории (аудиторий), под которые создается имидж. -
Анализ контекста, в котором осуществляется деятельность личности. Оцениваются конкретные обстоятельства будущей деятельности. -
Создание сообщения-информации о личности. Опираясь на все факторы имиджа, индуктор строит сообщение, с помощью которого создается желаемый имидж.
Ниже речь пойдет о каждой из перечисленных составляющих формирования персонального делового имиджа.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Концептуальное обоснование персонального делового имиджа
Как правило, имиджирование сосредоточено на технологии создания эффектного внешнего имиджа без учета внутренних личностных особенностей.Но внешняя выразительность – не гарантия позитивного имиджа. Персональный облик должен отражать сущность личности. Это важно по ряду причин.
Во-первых, имиджирование только тогда не превращается в подделку или имитацию, когда имидж сберегает “Я” личности, выявляет в ней лучшее.
Во-вторых, только тот имидж позволяет чувствовать себя комфортно, который не разрушает индивидуальность, а соответствует ей.
В-третьих, глубокое осознание собственного “Я” позволяет ответить на вопросы: ради чего личность стремится управлять своим имиджем, какие цели она хочет при этом достигнуть? Внешняя привлекательность – самое меньшее, что позволяет достигнуть удачный имидж.
В-четвертых, самоосознание позволяет разумно соотнести профессиональные и карьерные устремления с духовными и физическими возможностями личности.
Формулировка «Я-концепции» предполагает осмысление собственного мировоззрения, долгосрочных целей и принципов, достоинств и недостатков, особенностей характера и темперамента.
«Я-концепция» включает три составляющих:
-
«внутреннее Я» (какой я в собственных глазах); -
«зеркальное Я» (каким меня видят другие); -
«идеальное Я» (каким я хочу быть).
«Внутреннее Я»
Существует множество приемов выявления «внутреннего Я». Вот некоторые из них.
1. Метод М. Куна. Возьмите лист бумаги и за 12 минут постарайтесь ответить примерно двадцать раз на один и тот же вопрос «Кто Я?» Затем проанализируйте результаты ответов.
Сколько ответов Вы дали? Обозначим количество ответов как А. Оцените объем «Я-концепции»: если А £ 8, то объем маленький; если А = 9-17, то объем средний; если А = 18-22, то объем высокий; если А>22, то концепция либо чрезвычайно развита, либо Вы стремитесь замаскировать истинную картину.
Подсчитайте, какой процент ответов относится к следующим особенностям: