Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заочная форма получения образования предусматривает преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий и аттестации. Дистанционная форма получения образования — вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.

Учреждения образования подразделяются на следующие типы: учреждения дошкольного образования; учреждения общего среднего образования; учреждения профессионально-технического образования; учреждения среднего специального образования; учреждения высшего образования; учреждения специального образования; учреждения дополнительного образования детей и молодежи; учреждения дополнительного образования взрослых и др.

Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:

Ясли; ясли-сад; детский сад; санаторный ясли-сад; санаторный детский сад; дошкольный центр развития ребенка.

Учреждения общего среднего образования могут быть следующих видов:

начальная школа; базовая школа; средняя школа; вечерняя школа; гимназия; лицей; учебно-педагогический комплекс и др.

Учреждения профессионально-технического образования могут быть следующих видов: профессионально-техническое училище; профессиональный лицей; профессионально-технический колледж.

Учреждением среднего специального образования является колледж.

Высшее образование подразделяется на две ступени.

На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием. На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.

Учреждения высшего образования могут быть следующих видов: классический университет; профильный университет (академия, консерватория); институт; высший колледж.

Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования:

  • Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. « О правах ребёнка»;

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г.;

  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 14 мая 2011 г. «Об утверждении программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении»,

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011г. « Об утверждении положения об учреждении дошкольного образования»,

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27ноября 2012 г.» Об утверждении учебной программы дошкольного образования»,

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012г. « Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования»

  • Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013г. «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования»


Охарактеризовать сущность процессов развития, воспитания, социализации личности. Обосновать роль биологических и социальных факторов в развитии и социализации личности.

Развитие - закономерные изменения в психике и в биологической природе человека. Развитие – целенаправленное формирование значимых для социума знаний, умений, навыков, воспитание положительных черт характера. Развитие представляет собой совокупность физического, психического, социального созревания личности. Физическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме человека, который определяется антропометрическими показателями. Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в познавательных, волевых, эмоциональных процессах. Социальное развитие – процесс изменения системы отношений к себе, природе, другим людям, окружающему миру.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно – нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося.

Социализация – процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение общественными навыками, свойственными только людям. Социализация – процесс, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости, то есть продолжающийся всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли. Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за освоение социальных ролей (родители, родственники, соседи, сверстники, учителя, врачи, тренеры.) Институты социализации - учреждения, организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его (детский сад, школа, колледж, армия, церковь, средства массовой информации).Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная), создали семью (семейная), были законопослушными гражданами (политическая). Результат социализации – социализированность, т.е. сформированность черт, требуемых обществом.

На развитие личности оказывают влияние биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относится наследственность. Под наследственностью понимается воспроизведение у человека биологического сходства с родителями. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические признаки, то что роднит ребёнка с родителями (цвет кожи, глаз, волос, группа крови, задатки, телосложение, особенности нервной системы, предрасположенность к определённым заболеваниям), а также общечеловеческие признаки (высокоорганизованный мозг, задатки речи, прямохождение,). К

социальным факторам относят среду и воспитание.

Среда – совокупность внешних условий, необходимых для жизни и развития. Социальная среда: уровень развития производства, культура, быт, традиции народа. характер общественных отношений и т.д. Природная среда: климатические, природные условия. Выделяют макросреду (страна, город, уровень развития общества), микросреду (семья, группа детского сада, школьный класс, трудовой коллектив ), мезосреду (местожительство, социальная группа, средства массовой коммуникации )

Ведущим фактором в развитии личности является воспитание, так каквоспитание – процесс двусторонний, всегда носит целенаправленный, систематический, непрерывный характер, соответствует социально-культурным ценностям общества, в котором происходит развитие, корректирует влияние наследственности и среды. В процессе воспитания учитываются индивидуальные, возрастные, гендерные особенности, «зоны актуального и ближайшего развития», сензитивные и кризисные периоды в развитии ребёнка. Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития. Самовоспитание – деятельность, направленная на изменение своей личности.

Условиями и средствами развития личности ребёнка также являются: его активность (двигательная активность, познавательная, эмоциональная), включение в разные виды деятельности (развитие происходит только в деятельности. Каждому возрастному периоду соответствует определенный ведущий вид деятельности, который способствует разностороннему развитию ребенка, так на первом году жизни - эмоциональное общение с взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном – игра), наличие рядом с ребёнком взрослого, посредника между ним и социальным миром, организатора процесса передачи социального опыта.. Таким образом, развитие и формрование личности является результатом взаимодействия всех фактор

Дайте обзорную характеристику развития педагогической теории в трудах зарубежных и русских педагогов.

Ян Амос Коменский (1592-1670) чешский мыслитель, гуманист, педагог, писатель, общественный деятель 17-го века. Свои педагогические идеи Коменский высказал в трудах: «Материнская школа», «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках». «Материнская школа» - это первое руководство по дошкольному воспитанию, в котором была
представлена система дошкольного воспитания. Я. А. Коменский считал, что детство должно проходить под руководством матери, в материнской школе. В материнской школе должно проводиться обучение детей математике, физике, географии, астрономии, биологии, оптике и другим наукам. Цель воспитания - не только в приобретении знаний, но и в развитии моральных качеств ( стремление к деятельности. любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость, справедливость, мужество, стремление к богу). Забота о физическом развитии ребенка должна начинаться еще до появления его на свет, в период беременности женщины. Коменский дает ряд рекомендаций о режиме, питании, одежде, об уходе за ребенком, о развитии движений, о необходимости играть с ребенком, так как игра является основным средством их развития. В главной книге своей жизни «Великая дидактика» Я. А Коменский изложил принципы, методы, формы организации обучения детей. Основные требования к обучению: образование на основе родного языка, раннее начало обучения, обучение всех всему, соответствие учебного материала возрасту детей, последовательное и постепенное продвижение вперёд от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. В книге «Мир чувственных вещей в картинках» Я. А Коменский назвал три источника познания: чувства, разум, вера. Главное значение имеет чувственное восприятие, которое должно подкрепляться разъяснением. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах».

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – известный швейцарский педагог – демократ, последователь Я. А Коменского. Песталоцци написал социальные романы «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», в которых высказал свои мечты об искоренении народных бедствий при помощи правильно организованного воспитания. В центре педагогической системы И.Г.Песталоцци лежит теория элементарного образования. Цель теории элементарного образования - физическое, нравственное, умственное, трудовое развитие всех детей. Основные идеи педагогической системы И.Г. Песталоцци: основа обучения – наглядность; обучение должно быть развивающим и воспитывающим; гуманный характер воспитания
, доброжелательное отношение к детям; процесс обучения должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить к всё более сложному; соединение обучения с производительным трудом .

Фридрих Фребель (1782 – 1852) немецкий педагог 19-го века, который создал свою теорию дошкольного воспитания. Его главный педагогический труд - «Воспитание человека». Ф.Фребель придавал большое значение дошкольному воспитанию, считал игру основным средством развития ребенка, создал систему дидактических игр и занятий, разработал методические указания к их проведению, обосновал необходимость воспитания ребёнка в обществе сверстников, ввёл термин «детский сад». создал дидактический материал «дары Фребеля» (мяч, шар, куб, цилиндр из дерева для ознакомления с формами).

Мария Монтессори (1870 – 1952) – видный итальянский врач - психиатр и педагог Монтессори была сторонницей теории «свободного воспитания». Её суть: не вмешиваться в процесс развития ребёнка, а лишь создавать обстановку, способствующую его саморазвитию. В книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики» обобщила опыт обучения детей дошкольного возраста. Основные идеи Монтессори-педагогики: основу обучения составляет сенсорное развитие; разработала сенсорные материалы для различения детьми цветов, форм, величин; важным средством воспитания детей 5 – 6 лет считала ручной труд; призывала уважать личность ребенка, воспитывать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; эффективность в обучении связывала с выделением сензитивных периодов (детство - сензитивный период для сенсорного развития, для развития движений, речи, сензитивный период порядка). В практике воспитания Монтессори упразднила наказания и вознаграждения. Единственной мерой наказания была изоляция провинившегося от детского коллектива.

К.онстантин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) великий русский педагог, основатель научной педагогики в России. Его педагогические взгляды изложены в трудах «Человек как предмет воспитания». «Педагогическая антропология». Его идеи о народности в воспитании (воспитание патриотизма, глубокой любви к Родине, воспитание национальной гордости, сочетающейся с уважением к другим народам), о необходимости обучать детей на родном языке, о связи школы с жизнью, о взаимосвязи обучения и воспитания, о требованиях к личности педагога (учитель должен быть не только преподавателем