Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, прогулка должна быть содержательной, активной, подвижной, весёлой. Только такая прогулка обеспечит разностороннее развитие и оздоровление детей.

18. Перечислить процессы жизнедеятельности воспитанников учреждения дошкольного образования во вторую половину дня. Охарактеризовать виды и содержание деятельности воспитанников в этот период. Раскрыть методику руководства подготовкой детей к приёму пищи и приёмом пищи.

Во вторую половину дня организуются следующие процессы жизнедеятельности: подъём; закаливание; подготовка к полднику, полдник; самостоятельная игровая деятельность; занятие; подготовка к прогулке, прогулка; подготовка к ужину, ужин; самостоятельная игровая деятельность или прогулка; уход детей домой.

Основными направлениями в деятельности воспитателя во 2-ую половину дня являются: работа с родителями (беседы, индивидуальные консультации, собрания), работа с детьми: разные виды игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные), разные виды труда ( хозяйственно-бытовой, труд в природе, художественный и ручной труд в форме поручений, дежурства, коллективного труда); индивидуальная и дифференцированная работа с детьми по разным разделам программы ( по физическому развитию (метание в цель, упражнение в равновесии, спрыгивание, перешагивание и т.д.), развитию речи (заучивание стихов, песенок, словесные дидактические игры и т.д.), математическому развитию (упражнение в счете, ориентировка в пространстве и т.д.), изобразительной деятельности (рисование на песке, асфальте, лепка из песка, глины, снега, конструирование из бросового, природного материала и т.д.) и др.

Организация умывания и питания являются важными элементами распорядка дня.

При организации подготовки детей к приёму пищи, воспитатель обязательно должен:

  • прививать устойчивые навыки правильного умывания: подставлять руки лодочкой под струю воды, намыливать руки круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду над раковиной, снимать полотенце, вытирать руки, вешать полотенце на свое место.

  • соблюдать принцип постепенности – отправлять детей мыть руки по подгруппам (4-5) человек, чтобы каждому ребёнку уделить достаточно внимания.

  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход – в первую очередь моют руки те дети, которые медленно едят, раньше встают дома, далеко живут, ослабленные дети, дети с плохим аппетитом.

  • сделать маркировку полотенец. Воспитатель следит, чтобы дети пользовались только своим полотенцем.

  • использовать умывание для обогащения сенсорного опыта, развития речи, воспитания активности, самостоятельности, взаимопомощи.


При организации и проведении приёма пищи решаются следующие задачи: обеспечить рациональное питание всех детей; формировать навыки культурной еды (правильно пользоваться столовыми приборами, тщательно пережёвывать пищу, сохранять осанку, быть опрятным, пользоваться бумажными салфетками, задвигать стул, полоскать рот, благодарить), воспитывать положительное отношение к приёму пищи, самостоятельность, организовывать работу дежурных по сервировке стола.

При организации приёма пищи следует соблюдать следующие правила: реализовывать принцип постепенности; приём пищи должен проходить в спокойной обстановке; недопустимо прибегать к насильственному кормлению, уговорам;. следует уделять большое внимание правильной сервировке стола; называть и хвалить пищу, которую кушают дети, нужно выяснять причины плохого аппетита (болезнь; непривычная еда; нарушение распорядка дня; плохое эмоциональное состояние; перекусы между кормлениями), нельзя торопить детей, отвлекать посторонними разговорами, замечаниями.

Методы и приёмы формирования навыков правильного умывания и приёма пищи: показ и объяснение воспитателя, упражнение, использование художественного слова, указания: прямые (идем мыть руки) и косвенные (что забыли сделать?), помощь (используется в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда воспитатель берет руки ребенка в свои руки и помогает умыться); поощрение, дидактические игры («Купаем куклу» и др.).

Таким образом, грамотное руководство подготовкой к приёму пищи и приёмом пищи позволяет прививать воспитанникам культурно - гигиенические навыки, расширять бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

19.Перечислить виды культурно-гигиенических навыков воспитанников учреждения дошкольного образования. Охарактеризовать особенности методики формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах.

Вработе учреждения дошкольного образования большое внимание уделяется формированию культурно - гигиенических навыков у воспитанников. К концу пребывания в учреждении дошкольного образования дети должны овладеть следующими видами культурно-гигиенических навыков:

  1. навыками культуры питания (пользоваться столовыми приборами, спокойно вести себя за столом, сохранять правильную позу, пользоваться салфеткой, хорошо пережевывать пищу, есть бесшумно с закрытым ртом, хлеб отламывать маленькими кусочками, не крошить, не разливать, не мешать товарищам за столом);

  2. навыками личной гигиены (умывание лица, рук, чистка зубов, умение содержать в чистоте нос и правильно пользоваться носовым платком, мытье ног, уход за волосами, ушами; полоскание рта.);

  3. навыками самообслуживания (одевание, раздевание в определённой последовательности; аккуратно складывать одежду; завязывать шнурки; очищать одежду и обувь от грязи, пыли; без помощи взрослого сушить одежду, обувь);

  4. навыками поддержания чистоты и порядка в окружающей обстановке, аккуратного и бережного обращения с вещами (убирать вещи, игрушки за собой, поддерживать порядок в группе, на участке (вытирать пыль с подоконников, мыть игрушки, строительный материал, чистить; ремонтировать книжки, коробки для игр);

  5. навыками культурных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (обращаться к взрослым на «Вы», не вмешиваться в разговор взрослых, благодарить за услугу, здороваться при встрече, прощаться при расставании, проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию взрослых, сдерживать свои негативные побуждения, избегать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к воспитателю).


Условия формирования КГН: рационально организованная обстановка (наличие чистого помещения с необходимым оборудованием: достаточное количество раковин, мыла, полотенец), чёткий распорядок дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, руководство со стороны взрослых, многократное повторение нового действия без длительных интервалов в разных ситуациях, пример взрослых ( они должны выполнять все гигиенические и культурные требования, которые предъявляют детям), единство требований в дошкольном учреждении и в семье, контроль со стороны взрослого, положительный пример сверстников.


Особенности методики формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах. Культурно-гигиенические навыки нужно начинать формировать с ранних лет, так как интерес детей к бытовым действиям, впечатлительность, подражательность дают возможность быстро научить ребенка той или иной операции. Если же время упустить, то неправильные действия автоматизируются. В работе с маленькими детьми большое место занимают такие приёмы обучения КГН как показ способа выполнения действия (осуществляют так, чтобы были выделены отдельные операции – сначала наиболее существенные, затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с интервалом не более 5 – 10 сек., чтобы выработался динамический стереотип). Показ действия всегда сопровождается проговариванием. Это помогает ребёнку видеть наиболее существенные моменты, осмысливать действие в целом); помощь ( когда воспитатель берет руки ребенка в свои руки и помогает умыться); дидактические игры («Оденем куклу на прогулку», «Купаем куклу», «Уложим куклу спать», «Накормим куклу обедом»); художественное слово: потешки, стихотворения; упражнение в действиях; положительная оценка; пример взрослых.

В среднем и старшем дошкольном возрасте используются показ (при формировании новых КГН), объяснение действия (сначала дается очень подробно, потом сводится к напоминанию правила); пояснение; упражнение в действиях; художественное слово (стихи, пословицы, поговорки, рассказы); указания; беседы с детьми о правилах личной гигиены; педагогическая оценка (это положительное или отрицательное суждение педагога об отдельных поступках и поведении ребёнка); контроль со стороны взрослых (его отсутствие приводит к появлению неверных навыков); личный пример взрослых и сверстников (их поведение служит образцом для детей); рассматривание иллюстраций, картин («Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая»).

Таким образом, во всех возрастных группах для формирования КГН используются наглядные, словесные, практические, игровые методы и приёмы обучения. Но в зависимости от возраста их удельный вес меняется: в младших группах преобладают наглядные, игровые приёмы обучения, в старших – словесные.

Охарактеризовать современную систему образования в Республике Беларусь. Перечислить нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования.


Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

  • приоритета образования;

  • гарантии конституционного права каждого на образование;

  • обязательности общего базового образования;

  • экологической направленности образования;

  • светского характера образования;

  • обеспечения равного доступа к получению образования;

  • государственно-общественного характера управления образованием;

  • поддержки и развития образования с учётом задач социально-экономического развития государства;

  • интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования.

Образование подразделяется на следующие виды: основное, дополнительное, специальное. Основное образование включает следующие уровни: дошкольное образование; общее среднее образование; профессионально-техническое образование, среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи; дополнительное образование взрослых. Специальное образование — обучение и воспитание лиц с собенностями психофизического развития.

Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства. Очная форма получения образования предусматривает постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях и аттестации. Дневная форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося. Вечерняя форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося.