Файл: 29. Обосновать роль познавательной практической деятельности в развитии и социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Охарактеризовать формы организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования, особенности рук.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, обладать педагогическим мастерством и тактом «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности») сохраняют своё научное значение до настоящего времени. Заслуга Ушинского и в том, что он составил две учебные книги для начального обучения: «Родное слово» и «Детский мир». На этих книгах воспитывалось не одно поколение русских учеников. Эти книги пользовались успехом и были широко распространены.


Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910).вошел в историю русской педагогики как самобытный, великий педагог-новатор. Л.Н.Толстой в своём имении Ясная поляна создал школу для обучения крестьянских детей, где реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Л.Н.Толстой был сторонником «свободного воспитания», большое значение придавал развитию творчества детей, считал, что ученики должны усваивать знания сознательно, отдавал предпочтение принципу наглядности в обучении, проводил экскурсии и опыты с детьми, рассматривал картины. написал ряд учебников – «Азбука» и четыре «Русские книги для чтения».

Существенное влияние на развитие педагогической теории оказали прогрессивные деятели дореволюционной России революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский. Они считали, что не наследственность и среда предопределяют будущее человека, а воспитание является главным фактором развития.

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939) крупнейший советский педагог создал учение о коллективе, разработал методику трудового воспитания, проблему формирования сознательной дисциплины, воспитания детей в семье, методику и технику педагогического труда.

Его основные книги «Педагогическая поэма», «Флаги на башне». «Книга для родителей». «Честь», »Марш 30-го года», «Лекции о воспитании».

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1980) известный советский педагог. Сухомлинский, продолжая идеи Макаренко, внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным ребенком. Он был глубоко убежден, что педагог должен творчески относиться к своей работе, чтобы его труд предоставлял ему радость, а не превратился в скучную однообразную повседневность. Вся педагогическая деятельность Сухомлинского пронизана идеями гуманизма. Сухомлинский проводил большую исследовательскую работу в области нравственного воспитания молодёжи и оставил после себя богатое педагогическое наследие. «Сердце отдаю детям», «Воспитание гражданина», «Методика воспитания коллектива», «100 советов учителю», «Разговор с молодым учителем школы», «Павлышская средняя школа» - всего 30 трудов и около 600 статей было опубликовано при жизни великого педагога. Сухомлинский считал, что окружающая реальная действительность, особенно сельская, предоставляет богатые воспитательные возможности. Природа – это средство воспитания патриотизма, эстетического воспитания.



В становление и развитие дошкольной педагогики неоценимый вклад внесли такие советские педагоги и психологи как Е.А.Аркин, Е,И.Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и многие другие.

Большой вклад в развитие педагогической теории внесли наши современники – педагоги-новаторы: Шаталов В.Ф., Ильин Е.И., Лысенкова С.И., Волков И.П., Амонашвили Ш.А. Они являются авторами педагогики сотрудничества, в которой упор делается на вовлечение детей в учение, на совместный труд педагога и детей, вызывая у них чувство успеха, движения вперёд.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Компонентами системы образования являются:

1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;

2. образовательные программы;

3. учреждения образования;

4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;

5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

8. учебно-методические объединения в сфере образования;

9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;

10. организации — заказчики кадров;

11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;


12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Основное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.

Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни:

1. дошкольное образование;

2. общее среднее образование;

3. профессионально-техническое образование;

4. среднее специальное образование;

5. высшее образование;

6. послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.

Дополнительное образование — обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.

Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:

1. дополнительное образование детей и молодежи;

2. дополнительное образование взрослых.

Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Формы получения образования

Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства.

  1. Очная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.


Дневная форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося.

Вечерняя форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося.

  1. Заочная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Дистанционная форма получения образования — вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.

  1. Соискательство — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования.


Учреждения образования подразделяются на следующие типы:

1. учреждения дошкольного образования;

2. учреждения общего среднего образования;

3. учреждения профессионально-технического образования;

4. учреждения среднего специального образования;

5. учреждения высшего образования;

6. учреждения специального образования;

7. учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

8. учреждения дополнительного образования взрослых;

9. воспитательно-оздоровительные учреждения образования;

10. социально-педагогические учреждения;

11. специальные учебно-воспитательные учреждения;

12. специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Учреждения общего среднего образования могут быть следующих видов:

1. начальная школа;

2. базовая школа;

3. средняя школа;

4. вечерняя школа;

5. гимназия;

6. гимназия-интернат;

7. лицей;

8. специализированный лицей;

9. суворовское училище;

10. кадетское училище;